Вечер памяти заслуженной артистки Крыма и Узбекистана Сабрие Эреджеповой Искусство
Пишет София Демидова.
17 февраля 2013 г. в Интерцентре прошел вечер памяти заслуженной артистки Крыма и Узбекистана Сабрие Эреджеповой, посвященный столетию со дня рождения певицы.
Вечер был организован крымско-татарским культурным центром «Абдет».
Ведущая, она же организатор – активистка центра, исполнительница народных танцев Зекие-ханум Абиева.
Вступительное слово было предоставлено директору центра «Абдет» Нусрету Джамилеву.
Сабрие-ханум была удивительной женщиной: она была проста в общение и в быту, познания в области музыки поражали своей масштабностью, она была великолепным собеседником, в общение с людьми, с друзьями, с коллегами по искусству. Прекрасно рисовала, писала стихи. Она пела для каждого. Своим голосом она воскрешала в памяти красоты природы Крыма. В народе её ласково называли «Бюль-бюль сесли» (соловьиный голосок), а так же «душа народа». Сабрие-ханум – одна из первых исполнительниц, которая на профессиональном уровне продемонстрировала таланты крымско-татарского народа, богатство и красоту национального, песенного и танцевального искусства, высокий уровень актерского мастерства. У каждого народа есть свои любимые исполнители. Для крымских татар ею стала Сабрие-ханум – гордость и легенда своего народа. Сегодня нет ни одного крымского татарина, который не любил и не гордился ею.
Сабрие Эреджепова родилась 12 июля 1912 года в Бахчисарае в семье учителя, Карима Джамилева. Мать, Сайде-ханум, была сестрой поэта Джемиля Керменчикли. Она знала много народных песен, любила петь, писала стихи. От матери Сабрие унаследовала свой неповторимый голос. Через неё она знакомится с музыкальным фольклором своего народа. Будучи ребенком, Сабрие уже знала много народных песен. Когда Сайде тяжело заболела, она, подозвав двенадцатилетнюю дочь, попросила её спеть ей «Отьме буль буль» (Не ной, соловей!), но дослушать песню до конца ей так и не удалось. В минуты грусти Сабрие часто вспоминала этот эпизод.
В 1924 г., после окончания начальной школы, она продолжает учебу в девятилетней школе, в Симферополе. Здесь преподает крымско-татарский язык и литературу Ослан Акчокраклы. Однажды, услышав, как маленькая Сабрие исполняет народные песни, он был приятно удивлен. Спустя много лет в своих воспоминаниях Сабрие – апте пишет: «Осман-оджа ко мне относился не так, как к другим ученикам, не знаю, почему, или из-за того, что я хорошо пела, или потому что любила его уроки литературы. Он приносил мне много книг для чтения: художественную литературу, пьесы. Они мне очень пригодились в дальнейшей работе на сцене».
На сцену впервые Сабрие выходит в 1928 году с выступлением хора на юбилее известной актрисы Сары Байкиной. В это же время она получает уроки музыки и вокала. Позднее Эреджепова вспоминает, что стать профессиональной певицей ей во многом помогала её преподаватель Варвара Карповна Ханбекова – талантливый знаток крымско-татарского народного пения. С её помощью она познала секреты народного пения, тонкости исполнительского искусства. После окончания школы в 1930 г, Сабрие-апте преподает в семилетней школе в деревне Тав-Барак. Но все её мечты были о сцене. С 1932 г. по рекомендации Варвары Карповны Сабрие-апте работает в Крымском радиокомитете, где поет народные песни. Здесь она знакомится с композитором Яя Шерфединовым. Вкладывая в каждое исполнение частичку себя, своим удивительным голосом Сабрие покоряет сердца слушателей и становится общенародной любимицей.
В 1935 г. на Ялтинской киностудии снимается фильм «Запорожьялы Дунай артында» (Запорожец за Дунаем). Сабрие-ханум исполняет за кадром две песни «Пенжереден къер геллер» и «Меджбур олдим».
В 1936 г. Сабрие-ханум принимает участие в Первом Всесоюзном радиофестивалн в Москве. Она исполняет песни, написанные для неё композитором Асаном Рефатовым: «Эки пугьу» (Два филина) и «Ногъай бейитлери» (Ногайские частушки). Завороженные волшебным голосом певицы, зрители многократно вызывали Сабрие на сцену. Дирижер военного театра Исаак Дунаевский за кулисами блигодарит Сабрие за чедесное исполнение. Она была рада знакомить слушателей огромной страны с уникальной культурой своего народа. В Крым она возвращается с дипломом «Талантливой молодой певице».
В 1940 г. Сабрие-апте удостаивается звания заслуженной артистки Крыма и выступает на сцене крымско-татарского театра в Симферополе. Тогда же она впервые выступает на телевидение.
ВО время Второй мировой войны она вместе с работниками крымско-татарского театра попадает в Румынию. В 1941г. с началом войны был создан ансамбль для выступления перед бойцами, однако, в связи с отступлением войск, в октябре того же года ансамбль был распущен. Все военные годы до депортации Сабрие выступала на сцене Крымско-татарского театра в Симферополе. Когда18 мая 1944 года крымко-татаркий народ был депортирован, Сабрие выезжает в Узбекистан к мужу и сыну. 15 сентября 1950 года она была арестована как враг народа и осуждена на 25 лет лагерей. Лишь один единственный раз ей пришлось столкнуться с сыном, Марленом, которого также незаслуженно обвинили. В тюрьме Сабрие было тяжело, но она никогда не думала о себе, она всегда помогала другим жертвам. Только 12 марта 1956 г. дело Сабрие-апте было прекращено за отсутствием состава преступления, и её выпустили на свободу. 18 декабря 1967г. она была полностью реабилитирована. Одним из её близких людей был Эльдар Джемилев, сын известного танцора Акима Джемилева.
С тех пор, как Сабрие стала жить в доме Акима Джемилева, у них каждый день бло много гостей: Шамиль-ага Алядинов, Мустафа Бекташ, Ильяс Бахшиш, из Ленинабада – Усеин Баккал с дочерью Рамзие Баккал, Аблямит Умеров, Рефат Асанов, Шевкет Мамутов, Джанша Нухтаров и др.
Эльдар ага помнит, как организовался первый в депортации ансамбль, первые гастроли. В доме Аким-ага шла активная подготовка к концертам, шились костюмы, писали афиши с именем Сабрие Эреджеповой. Первый концерт прошел в Янгиюльском парке. Было очень много народа, люди взбирались даже на ветки деревьев, а она ломались. Программа была очень насыщенная, интересная. Каждого артиста встречали бурными овациями, зрители никого не хотели отпускать. Позже состоялись гастроли: Янгиюль, Сыр-Дарья, Гулистан, Бекабад, Чкаловск, Андижан, Ферганская долина, Самарканд, Булунгур. К ним часто приезжл в гости Ильяс Бахшиш. Они по долгу беседовали. Два месяца спустя артисты стали собираться для проведения репетиций. В 1957г. впервые за годы депортации был организован первый ансамбль песни и танца крымских татар, затем создана газета «Ленин байрогы».
Одним из ярких воспоминаний был концерт в театре эстрады в Ташкенте. Зал был переполнен, все проходы забиты людьми, двери театра открыты из-за огромного количества людей. Это был не просто концерт, не просто вечер песни, это было проявление великой любви к родному Крыму, любви к народным песням и танцам, к родному языку и традициям – всё, что накопилось у людей за десять лет депортации, вырвалось наружу. Это был праздник души.
Ансамбль позже часто менял свое название:
- Татарский ансамбль песни и танца.
- Ансамбль песни и танца «Хайтарма»
- Крымско-татарский ансамбль «Хайтарма»
Были поставлены спектакли: «Арзы кыз», «Эки йигит – бир киз», «Къайнана», «Средство от вранья», а также спектакль, посвященный крымско-татарской разведчице Алиме Абденнановой в главной роли Алие Белялова.
Сабрие была разносторонней, творческой личностью: она писала картины, музыку. Если бы она посвятила себя только живописи, то смогла бы добиться больших успехов, так же как и в музыке. Она знала множество шуток-прибауток, поговорок, песен, танцев. Она являлась кладезем истории. В довоенный период Луначарский и Горький ходатайствовали об её стажировке в опере Ла Скала.
В 1966г. ей было присвоено звание Заслуженной артистки Узбекистана. Известная узбекская певица Тамара Ханум (Тамара Петросян) была восхищена пением Сабрие. В быту Сабрие была проста, естественна и общительна. Часто приходили к ней гости: она никогда никого не выделяла, все для неё были равны. Она говорила: «Я пока занята, поставь чайник и завари чай, вместе будем пить».
Известная турецкая певица Зулейха, посетив её однокомнатную квартиру, была изумлена
что такая талантливая и известная певица живет в таких невероятных условиях, на что Сабрие ответила: «Семье этого хватает». Когда Сабрие спросили про машину, она ответила: «Милая моя, моя машина сорок лет назад сломалась, так до сих пор не могут её отремонтировать!».
Большинство народных песен дошло до нас только благодаря Сабрие-ханум. Она очень переживала, что не хватит времени, чтобы передать все свои знания, песни, опыт. Сабрие-апте все свои сомнения и переживания носила внутри себя, — никто никогда не видел, как она плачет или расстраивается. Она никогда не позволяла себе выплескивать эмоции наружу. У неё обнаружили сахарный диабет. В лечение ей очень помогал министр строительства УзССР Сервер ага Омеров. Он помог положить Сабрие-ханум в больницу им. Луначарского. Как-то Эльдар-ака навестил её в больнице. Опираясь на его руку, Сабрие сделала несколько маленьких шажков и печально сказала: «Гальба биттим. Галба сонки сефер афкъатурам» и слегла. Позже ночью в доме Джемилевых раздался звонок и Ильяс Бахшиш сообщил, что певица умела. Потом, в суматохе пришлось решать много вопросов, связанных с похоронами. Благодаря стараниям Сервера Омерова удалось организовать похороны в здание УзГосфилармонии. Город затих. Народ прощался с любимицей, певице Сабрие-ханум…
Вот неполный перечень песен, которые были записаны на пластинки в исполнение Сабрие-апте: «Арафат дагъына», «Хаста гонъюль», «Каршидан фенер келир» и «Чаре сазым», «Джезвелер», «Эрежебим», «Каранфиль», «Дагъидан энди бир къозу», «Калды гам мени», «Къыналы пармак», «Порт Артур», «Явлук», «Дередер шума-шума» и другие.
Программа вечера памяти певицы была построена таким образом, что присутствующие в зале члены центра и гости, могли познакомиться с биографией этой незаурядной женщины, посмотреть документальный фильм-мультимедиа с записями песен Сабрие-ханум, сделанных в различное время.
Затем, песни Сабрие прозвучали с исполнении активистов центра – Закира Аджиосмана, Арсена Аметова, Гульнары Сефетдиновой, художницы и певицы Гульзары Кадыровой.
Представительница культурного центра казанских татар, Альфия Халикова проситала стихи собственного сочинения о матери. Гостья центра, представительница русского культурного центра, София Демидова прочла авторский перевод с узбекского поэта Даврона Раджаба «Я сегодня на миг стану небом» из цикла «Краски голоса».
Танцовщица Зекие-ханум Абиева, она же – организатор вечера – представила исполнила для участников и зрителей старинный народный танец «Тым-тым», проиллюстрированный красивой легендой о любви, верности и самоотверженности двух влюбленных душ. «Тым-тым» — танец музыки, он сопровождался выразительной скрипичной мелодией и особой пластики кисти, движение которой имитируют взмахи крыла чайки.
Активистка центра Ульвие Меджитова рассказала о тяжелом периоде жизни Сабрие-ханум – годах Сибирской ссылки и о её концертах на лесоповалах сталинских лагерей, гда артистка на протяжение семи лет отбывала годы заключения (её осудили как врага народа).
Затем, Лилия Языджиева прочла стихотворение Сабрие Эреджеповой на крымском языке.
Вечер завершился интереснейшим концертом, сопровождавшимся зажигательными танцами. Музыканты исполнили песни Сабрие, а также крымско-татарские народные песни под аккомпанемент фортепиано, а также попурри из песен народом мира.
СОФИЯ ДЕМИДОВА
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.