Мечеть Петербурга История

Лидия (LVT): Александр Колмогоров напомнил о роли Бухарских Эмиров в строительстве петербургской Соборной Мечети, столетие со дня первого молебна в которой сегодня отмечают. Вот интересный материал. Кстати, архитектор Кричинский, строитель дома в Петербурге, принимал участие в создании мечети.

Соборная Мечеть в Санкт-Петербурге — одна из самых крупных в Европе и самая северная в мире. Технические характеристики ее таковы: длина 45 метров, ширина — 32, высота главного купола — 39. высота минаретов — 48 метров. Вмещает мечеть до пяти тысяч человек. На первом этаже — огромный зал, в котором молятся мужчины, второй этаж отведен женщинам, а на третьем этаже находятся классы воскресной школы, где преподаются уроки арабского и татарского языков. а так же основы Ислама.

История создания мечети Петербурга

Строительству Соборной Мечети, историческому событию в жизни мусульманской общины Петербурга, которая насчитывала к тому времени более 8 тыс. чел., предшествовало завоевание в 1864-1873 гг. Средней Азии, становление Великого хлопкового пути, в котором кровно была заинтересована текстильная промышленность пореформенной России, но одновременно возник и научный, исследовательский интерес к культуре Востока, его вклада в развитие мировой цивилизации.

На кафедре истории Востока С-Петербургского университета под руководством В.В.Григорьева были созданы условия для систематического изучения истории Золотой Орды, Туркестана, Хивинского ханства. В ноябре 1884 г. университет совместно с Археографической комиссией отправил в Среднюю Азию доцента кафедры Н.И. Веселовского, который провел там около года: ученый открыл среднеазиатские памятники античной эпохи , но одновременно стал и первым исследователем самаркандского средневекового зодчества. Работа завершилась в 1905 г. изданием первого выпуска атлас»Мечети Самарканда», с этого времени грандиозные сооружения эпохи Тимура-Тамерлана заняли в истории мировой культуры место, аналогичное памятникам мусульманской архитектуры Испании.

Важность этих работ для петербурской культуры «серебряного века», их общественный резонанс трудно переоценить. Может быть, есть отдаленное сходство с тем римским периодом, когда архитекторы в середине XVIII века стали археологами и перед ними открылся скрытый континент античности, который стал основой для развития классицизма в Англии, Франции, Германии, России. Так и архитектура Востока внесла в европейские города, словно сухой и горячий ветер пустыни, повышенную одухотворенность и монументальность, изысканность орнамента, напряженность духовной жизни человека. Бухарское ханство в результате военных и политических действий 1864-1873 гг. потеряло Самарканд, но как Хивинское и Коканд, по отношению к туркестанскому генерал-губернатору сохраняло самостоятельность. Сыновья Эмира Бухарского, как и хана Хивы, и дети Шамиля, воспитывались в Петербурге, где их не хотелось бы называть заложниками; они получили блестящее воспитание и образование, были окружены почетом и уважением, а дружба, возникшая еще между подростками, великим князем, наследником престола Николаем Александровичем, и сыном Эмира Бухарского стала залогом благополучного завершения организационного периода строительства Соборной Мечети Санкт-Петербурга.

Комитет по постройке был сформирован собранием прихожан 5 ноября 1905 г. и утвержден министром внутренних дел П.Г.Столыпиным в январе 1906 г. Он состоял из 20 мусульман, видных государственных, общественных, военных деятелей, купцов и домовладельцев. Организатором Комитета был писатель и публицист, доктор богословия, Ахун 2-го Санкт-Петербургского мусульманского прихода А. Баязитов (1874-1911), редактор и издатель первой в России мусульманской газеты «Нур», председателем Комитета был избран полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Комитет получил право на сбор средств в сумме до 750.000 руб. в течение десяти лет на всей территории Российской империи. Комитет приобрел участок в 4-м квартале Петербургской части на углу Кронверкского пр. и Конного пер. N 9 — 1, принадлежавший инженеру И.Долоцкому. Однако для размещения Мечети одного участка оказалось недостаточно.

Михраб, — священная ниша, перед которой стоят верующие,должна быть обращена в сторону Мекки, т.е. на юг, в данном случае — к заднему фасаду дома на соседнем участке. Кроме того, в Мечеть нельзя войти, не совершив особого ритуала омовения, для которого необходимо обособленное здание.

Для разработки программы конкурса на эскизный проект мечети Обществом архитекторов была избрана особая Комиссия в составе академиков архитектуры А.Н.Померанцева, Л.Н.Бенуа, А.И.фон Гогена, архитекторов Ф.И.Лидваля, А.И.Дмитриева и секретаря комиссии С.В.Беляева. Они составили комиссию судей, куда вошли также три представителя Комитета по постройке, причем один из них — из числа действительных членов Общества Архитекторов. В опубликованной журналом «Зодчий» при объявлении об открытия конкурса программе отмечалось: при проектировании использовать восточный стиль, для облицовки мечети использовать естественный камень, завершение мечети — купол, количество минаретов — от одного до двух, в последнем случае допускалась их разновысотность. В соответствии с требованиями ислама, михраб — священная ниша, должна быть обращена на юг, в сторону Мекки; в декоративном убранстве не допускалось изображение живых существ. В соответствии с градостроительными задачами — формирование красной линии уличной застройки, мечеть рекомендовалось разместить с максимальным приближением к Кронверкскому проспекту.

При детальной проработке проекта Соборной мечети авторским коллективом во главе с Н.В.Васильевым в объемно-пространственной композиции были структурно объединены оба премированных проекта Н.В.Васильева: «… решение плана, трактовка основного массива и продольного фасада намечены вариантом «Арабески». Форма купола и портала, а также минаретов, перемещенных в переулок, общий «самаркандский» характер мечети были предопределены вариантом «Тимур». Кроме того, объем парадного вестибюля с фланкирующими его минаретами с главного, западного фасада, переместили на северный, — это увеличило длину здания с 38 до 47,5 м, минареты расположились по обе стороны входа для женщин.

Прихожанкам предназначались хоры (женский балкон), расположенные над вестибюлем на втором этаже, а устройство хор с балконами на третьем этаже позволило отказаться от дополнительного зала для богослужения в полуподвальном этаже здания.

В градостроительной ситуации первого десятилетия ХХ-го века это заключение было оправданным: миниатюрность Домика Петра I, деревянной Троицкой церкви, только что построенного изящного особняка Кшесинской делали монументальность Мечети демонстративно вызывающей: она становилась центром ансамбля, ее минареты и голубой купол были сопоставимы лишь с сиянием золотого шпиля Петропавловского собора.

Церемония официальной закладки, приуроченная к 25-летнему юбилею правления Эмира Бухарского и его визиту в Санкт-Петербург состоялась 10 февраля 1910 года. На специальном помосте был выстроен павильон в виде шатра, декорированный гирляндами и надписями из Корана. Для церемонии были приготовлены мраморные кирпичи, серебряная закладная доска, серебряные лопатки, раствор. В начале церемонии Ахун Баязитов сказал: «Коран говорит: » Бог красив и любит красоту.» Мечеть наша будет красивой и послужит славой архитектуре и красой городу. Такой Мечети, какая будет в Петербурге, нет ни в Париже, ни в Лондоне. Мечеть красива, но надо, чтобы она блистала не одной внешней красотой, и надо молить Аллаха, чтобы Мечеть эта совершенствовала нас в духовно-нравственной красоте». Затем Эмиром Бухарским был положен первый камень, состоялся прием депутаций из Москвы, Кронштадта, с Кавказа, от мусульманских приходов столицы. На месте закладки состоялось богослужение, в строительной конторе состоялся торжественный завтрак.

В мае 1910 г. под руководством немецкого архитектора и подрядчика Г.-Ф. Канна начались подготовительные работы к облицовке стен Мечети гранитом. В Финляндии им были арендованы разработки месторождений ковантсарского гранита (для облицовки стен) и светло-серых тиурульских гнейсов (для облицовки минаретов и барабана купола) Эти месторождения в Ковантсари (Карелия) и Тиурула (совр. Ленинградская область), в начале ХХ в. находившиеся на территории Великого княжества Финлядского, ныне не разрабатываются. К отбору облицовочных материалов для Мечети Г.-Ф. Канн подходил с глубоким пониманием ансамблевого значения создаваемых возле Троицкой площади новых архитектурных сооружений. Утвержденные архитекторами-строителями образцы облицовочных плит были опечатаны личной печатью Г.-Ф. Канна и хранились в сейфе Комитета по строительству. Во время строительства подрядчики каменных и железобетонных работ наблюдали за своевременным и качественным устройством штроб, пазов, гнезд, введением разнообразной арматуры для крепления облицовочных плит. Для скульптурных деталей облицовки — аркатурных поясков, карнизов, медальонов, орнаментальных композиций — предварительно изготавливались гипсовые модели по чертежам авторов проекта.

Характерная особенность культовых зданий мусульманской архитектуры — скрытая невысокими парапетами крыша, в условиях влажного и холодного петербургского климата потребовала сложных конструктивных решений кровли, особой геометрии для создания рациональной системы водосброса. Авторы проекта ограничились минимальным необходимым количеством водосточных труб (по одной на каждом из фасадов), причем их трассировка, профили, крепежные элементы не нарушали тектоники и эстетики стены.
9 февраля 1913 года Комитет по постройке Мечети получил разрешение Министра внутренних дел на проведение 21 февраля первого богослужения, посвященного трехсотлетию царствования Дома Романовых, «….чтобы предоставить прибывающим в Петербург на эти торжества Эмиру Бухарскому и Хану Хивинскому возможность слушать Богослужение по обрядам своей религии. Храм этот, хотя еше и не закончен постройкой, но уже отапливается и приведен внутри в такой вид, что вполне допускает возможность временного совершения в нем Богослужения».

Нынешнее состояние здания Соборной Мечети характеризуется рядом утрат и перестроек. В 1924-1928 гг. из имущества Мечети были изъяты и переданы в Антиквариат большой ковер, четыре бронзовых фонаря, три люстры, мебель. В 1930-е, 1950-е, 1970-е гг. неоднократно видоизменялась конструкция крыши, причем нарушена ее геометрия, изменена авторская система водосбора и водосброса, установкой дополнительных, круглых в сечении водосточных труб нарушена тектоника фасадов, в результате ухудшилось техническое состояние гранитной и майоликовой облицовки. В 1940-х гг. деревянные двустворчатые резные двери северного и восточного порталов были заменены на металлические. К 1950-м годам относятся утраты фрагментов майоликого орнамента в нижних частях северного и восточного порталов. В 1956 г. были разобраны части принудительной, низкого давления отопительно-вентилляционной системы (т.н. корнваллийской) и устроено центральноеводяное отопление.

Совокупность этих причин и их следствий привели к прогрессирующему разрушению гранитной, и особенно майоликовой облицовки. В 1984-1987 гг. облицовка купола была полностью снята, 12 изразцов были сданы на хранение в фонды Государственного музея истории Ленинграда (с 1991 г.- Гос.музей истории С-Петербурга), проект реставрации выполнен 9-й мастерской института ЛенНИИпроект под руководством А.Г.Лелякова. В мае 1984 г. вокруг купола были установлены строительные леса, снятые лишь в 1996 г., когда специалистами треста «Леноблреставрация» была завершена замена майоликовой облицовки купола и минаретов на облицовку из технического фарфора. При этом изменились как технические, так и эстетические характеристики здания, геометрия купола и минаретов не соответствует авторскому замыслу…

Безусловно, реставрация столкнулась бы с меньшими проблемами, если бы документальные материалы по истории строительства Мечети были введены в научное обращение своевременно, и реставраторы могли бы в полной мере использовать опыт своих предшественников. До сих пор, однако, строительная история Соборной Мечети Санкт-Петербурга не вышла из начальной фазы изучения. Принятая для Мечети как памятника архитектуры дата строительства 1910-1913 (1914) гг. в результате последних исследований может быть существенно уточнена: разработка проекта велась в 1907-1909 гг., начатые в 1909 г. строительные рабоы систематически велись до 1918 г., отделка интерьера осталась незавершенной, заключительные работы датируются 1921 г. Предлагаемая датировка 1909-1921 охватывает и события, отмеченные датами на портале: церемониала закладки здания в 1910 году и начало богослужений зарегистрированной в советское время общины 1920 года. Можно было бы дополнить их еще одной датой — 1956 год, возвращения Мечети мусульманской общине Санкт-Петербурга.

19 комментариев

  • Фото аватара Aida:

    Здесь еще материал на эту тему, есть фотография Эмира Бухарского на закладке мечети, старые и новые снимки с видами Санкт-Петербургской мечети — http://www.hellopiter.ru/Mosque.html

      [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    Уважаемый Евгений Семёнович! Я допустила ОШИБКУ!. Столетие отмечается не со дня закладки, а со дня Первого Торжественного Молебна в этой мечете 21февраля 1913года, приуроченного к празднованию 300-летию Дома Романовых. http://dum-spb.ru/sankt-peterburgskaya_sobornaya_mech Это ссылка на официальный сайт. Повинную голову меч не сечёт? Читая статьи в интернете, я соединила два разных юбилея. Приношу глубочайшие извинения читателям. Вот, кстати, статья о юбилее 2009 года. http://www.idmedina.ru/books/history_culture/minaret/23-24/admKhair.htm?

      [Цитировать]

  • Фото аватара VTA:

    Интересные сведения. Спасибо!

      [Цитировать]

    • Фото аватара OL:

      Жила в Ленинграде! Правда недолго,всего три года,с 82-85гА вот про мечеть и не знала-очень интересно.Спасибо-каждый день какое то открытие.

        [Цитировать]

      • Фото аватара long59:

        уважаемая OL , я, конечно , дико извиняюсь , но как можно не заметить в Ленинграде такое большое сооружение?
        Подойди к Авроре, оглянись и увидешь.
        Странно, однако.

          [Цитировать]

        • Фото аватара OL:

          В Ленинграде жили на Халтурина(возможно напротив Авроры).во время наводнения пришлось менять квартиру(съемную)Потом жили на Автово-оттуда не видать «большое сооружение.Потом жили в районе Приморской гостиницы.Жили на Фонтанке.Дочка училась с первого класса в специальной школе 10 летки при Ленинградской консерватории.Вставали рано ,к 8 часам в школу.ехали к Театральной площади ,почти через весь город.После школы дом. занятия и музыка.Не до хождения по интересным местам.Мы же провинциалы-нам нельзя было учиться плохо или средне и играть тоже нельзя спустя рукава.Так что не до посещений мечетей.Да и кого интересовали в 1982 году такие тонкости.Вот приготовиться с выступлению в зале школы или другом концертном зале города.Дочка среди других была самой младшей-взяли ее условно в неполных семь лет. А на мечети насмотрелась в Ташкенте-когда через старый город ездила на работу.Да и в загранпоездках-куда ведут-в соборы да мечети.Так что не извиняйтесь ни дико ,ни культурно-кто бы подсказал из ленинградских родственников посмотреть на мечеть бухарского эмира-может и побежала бы(если бы она еще работала тогда)Зато в золотом фонде Эрмитажа свезло побывать…..А мечеть может и видела снаружи-там что мало там красивых зданий.Вот сейчас самое время что то разглядывать -спасибо интернету.

            [Цитировать]

  • Фото аватара tanita:

    ОЛ, а ведь в Петербурге еще и буддийский храм есть! Помните у Каверина в «Исполнении желаний» он тчень хорошо описан.

      [Цитировать]

  • Фото аватара tanita:

    А вот этот комментарий я пишу из чистого спортивного интереса. За два дня четыре моих коммента ожидают проверки. В третьем я возмутилась, и его немедленно поставили на проверку. И что сей сон означает?! Или теперь начнут проверять каждое мое слово?!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Демидова Светлана Юрьевна:

      tanita, я Вам ответила на этот вопрос (там, где о цветущих фиалках и ландышах).

        [Цитировать]

  • Фото аватара Aida:

    и кирха, и костел, и синагога, и церкви, и дацан, и мечеть, и бесподобный музей истории религий с использованием современнейших музейных технологий. И еще есть удивительная экскурсия по храмам шести конфессий, где можно осмотреть эти храмы и получить знания об истории их строительства, архитектурных особенностях, особенностях проведения службы, религиозных праздниках и т.д. Впечатление сильное и остается надолго

      [Цитировать]

  • Фото аватара tanita:

    В первы1 же приезд в Петербург закажу такую экскурсию! Аида, вы меня просто разожгли!

      [Цитировать]

  • Фото аватара long59:

    В армии получил отпук и поехал в Питер к своей бабушке.
    Ну, ка и водится, прощёлся по всем улицам, но что поразило, так это огромная мечеть на петроградской стороне.
    потом мне сказали, что это было построено специально по какому-то указу царя.
    Но здание в самом деле потрясающее.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.