Звезда по имени Саодат Искусство Ташкентцы

Пишет Михаил Гар.

К 87-летию со дня рождения Народной артистки Узбекистана Саодат Кабуловой

Её судьба заслуживает отдельной книги, например, из серии «Жизнь замечательных людей».
Уверен, так оно и случится, и талантливый литератор напишет книгу о замечательном человеке, великой певице, красивой женщине – Саодат Кабуловой.

Опера «Гулсара». С. Кабулова в роли Асаль. 1955 г.

В декабре 1925 года в Маргилане родилась девочка по имени Саодат. По заведённой  в ту пору традиции, она получила фамилию Кабулова — по имени отца. 
Кабул Ходжаев работал парикмахером, и многочисленные посетители всегда терпеливо ожидали своей очереди к мастеру. Помимо этого ремесла, Кабул умел извлекать из дутара красивые мелодии, а еще талантливый самоучка играл на трубе в духовом народном оркестре Хамзы Хаким-заде Ниязи.
Мама Саодат Сабохат-ая тоже хорошо играла на дутаре, но чаще хлопотала по дому —  большое семейство требовало заботы. Сабохат-ая была одной из тех женщин Узбекистана, кто первыми сбросили паранджу.
Кому-то из недоброжелателей не давало покоя хозяйство парикмахера: большой дом, две лошади, десять мешков пшеницы. По тем временам это была непозволительная роскошь. В компетентные органы поступил донос, и Кабула как врага трудового народа осудили на пять лет лагерей. Семья осталась без средств к существованию. Сабохат-ая пошла трудиться на шелкомотальную фабрику. Скудного заработка всё равно не хватало. Были дни, когда на четверых делили одну лепешку.

«Тахир и Зухра». С. Кабулова и А. Азимов. 1956 г.

Саодат любила петь с детства. Однажды она удачно выступила на Республиканском конкурсе самодеятельных коллективов. Затем в доме неожиданно появился народный хафиз Джурахон Султанов и упросил родителей отпустить Саодат в Ташкент – работать в театре. Так началось восхождение новой звезды.
Летом 1941 года шестнадцатилетнюю Саодат отправили на конкурс молодых исполнителей в Москву.  Ехала она в столицу с надеждой, которой не суждено было сбыться. Конкурс отменили. Началась война. Из Ташкента на фронт уезжали артистические бригады. Саодат не брали – не вышла по возрасту. Саодат пела в госпитале для раненых. Ходила из одной палаты в другую – и пела.
Новая поездка в Москву состоялась в 1948 году. В числе пятидесяти трёх посланников из Узбекистана Саодат получила направление на учёбу  и была зачислена в узбекскую оперную студию Московской консерватории. Вместе с Саодат в Москву приехали её супруг Холходжа Тухтасынов, дочь Гульнара и младший брат Саодат Исмаил Кабулов. 
Он обладал абсолютным слухом и учился на отделении дирижеров-хоровиков.
В Москве у Саодат и Холходжи родилась вторая дочь – Нодра.
Вскоре Холходжа был вынужден вернуться на родину. А некоторое время спустя до Саодат дошли неприятные вести: супруг обзавёлся новой семьёй. Саодат осталась одна с двумя маленькими детьми.

Сцена из оперы М. Ашрафи «Дилором»

— Мы жили в общежитие на Большой Полянке, — вспоминает старшая дочь Гульнара Кабулова. – Было и весело, и трудно. Как все голодали. Маминой стипендии не хватало, чтобы сводить концы с концами. Помню на одной фотографии (к сожалению, она пропала) были запечатлены мама и несколько девушек – соседок из других республик, а в центре пустого стола, на блюдечке разрезанное на четыре части одно яйцо. То голодное время отложило отпечаток на всю жизнь. Даже потом, когда мама стала известной певицей и в доме был достаток, когда к нам приходили гости, она в первую очередь кормила всех детей, а уже потом взрослых.
Зимой мама ходила в резиновых ботиках; она «утепляла» их бумагой и надевала на тонкие чулки. Другой обуви у неё не было. Так вот и ходила по студеной Москве. После занятий она забирала нас из детского сада. Однажды, когда мы возвращались, она упала на лёд. Я страшно испугалась. Но мама встала, улыбнулась, и мы пошли дальше, как ни в чем не бывало. Такой она была всегда. Стойкой. Гордой. 

В Самаркандском оперном театре.

В 1954 году Саодат с дочерьми вернулась в Ташкент. Из всех студийцев только трое – Саодат Кабулова, Асад Азимов и Саттар Ярашев – были зачислены в оперную труппу Государственного академического Большого театра имени А. Навои.
Саодат дебютировала в опере «Зайнаб и Омон», исполнив партию Хури. К слову, авторы оперы Талибджан Садыков и Рейнгольд Глиэр  включили эту партию специально для Саодат Кабуловой.
Когда первое в её жизни выступление на большой сцене закончилось, музыканты оркестра «аплодировали» ей постукиванием смычков по декам инструментов – знак особого  признания.  Потом так было всегда.
Были другие образы: Джильда, Виолетта, Мими, Розина, Лейла, Зухра, Лейли, Гюльнар, Санобар… Но, по признанию Саодат Кабуловой,  самой любимой была партия Дилором  в одноименной опере Мухтара Ашрафи, написанной специально для неё. Однажды, во время финальной арии, Мухтар Ашрафович перестал дирижировать. Он дал Саодат свободу импровизировать, а сам закрыл глаза и слушал. После каждого спектакля  Мухтар Ашрафович заходил в гримерную к Саодат Кабуловой, целовал руку и лоб.

IMG_4969

Саодат Кабулова обладала уникальным голосом, чудесное звучание которого впервые было удостоено вышей награды в 1957 году на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. В ГАБТ Саодат пела весь основной репертуар. Когда в Ташкент приезжали зарубежные делегации, их непременно водили в театр оперы и балета имени Навои на «Дилором», и всегда, даже в «неурочную смену» обязательно вызывали Саодат Кабулову. Как-то Мухтар Ашрафович срочно вызвал Саодат Кабулову на спектакль. Ему сказали «Она больна». «Ничего, споет. Я пришлю за ней машину». В тот вечер Дилором пела с температурой 39 градусов.
В Саодат Кабуловой сочетался редкий дар: она первой соединила национальную манеру исполнения с  вокальными традициями  европейской классики. Сплошной чередой следовали гастроли. Певица побывала с концертами во многих городах Советского Союза, в Индии, Бирме, Афганистане, Таиланде, Камбоджи, ГДР, Болгарии, Польше, Монголии, Канаде…  Вернувшись из Монреаля, она с нежностью прижала к губам узбекскую лепешку. Соскучилась.
— Мама была очень дисциплинированным человеком, — вспоминает Гульнара Кабулова. – У неё был строгий распорядок дня. Утром она вставала рано, обязательно делала зарядку на свежем воздухе. Потом совершала пробежку. С возрастом уже не бегала, а просто быстро ходила. После водных процедур наступало время завтрака. После этого она не меньше часа распевалась, повторяла роли. Мама была отличная хозяйка, готовила и пекла прекрасно. Видимо, этот талант перешел к ней по наследству от её мамы. Помню, в комнате стоял большой стол, покрытый белой скатертью, а на столе – жёлтая хрустальная ваза, всегда наполненная свежеиспеченным хворостом. Мама любила принимать гостей, а их в нашем доме всегда было немало. Плов мама готовила особенный, и обязательно готовила его накануне спектакля. Когда я начинала ворчать: мол, опять плов, — мама говорила: «Плов дает мене силы. Голодная я на сцену не выйду».
Бывает, мы с ней повздорим, — в конце концов, две женщины. Через пять минут подойдет: «Гуля, прости, я была неправа». Мы были с ней как подруги. Она знала мои секреты, я – ее. Такие же отношения сложились у мамы с Нодрой. Мы с моей младшенькой практически выросли в театре, присутствовали на всех репетициях. Нодра часто засыпала в кресле, и ее бережно переносили в мамину гримерку. Нодра закончила фортепьянный отдел, а затем вокальный отдел Государственной консерватории. Как певица выступала на конкурсе вокалистов и получила первую премию.  После она окончила ассисентуру при Московской консерватории. Мама и Нодра всегда советовались между собой по профессиональным вопросам.
Мама никогда никому не завидовала. К своим педагогам относилась с большим почтением. Много читала. Подолгу слушала пластинки с записями классической музыки. По-моему, она всю жизнь продолжала учиться.

IMG_4965

Из театра Саодат Кабулова ушла тихо – без торжественных проводов. С 1969 года и до конца своей жизни она преподавала в Государственной консерватории. Профессор кафедры академического пения, она воспитала новое поколение вокалистов, прославившее национальное музыкальное искусство далеко за пределами Республики. Саодат Кабулова удостоена высоких наград  – орденов «Дустлик », «Буюк хизматлари учун», почетного звания «Народная артистка Узбекистана».
Вспомнает Гульнара Кабулова.
— В среду мама  сделала маникюр. В четверг я  помогла ей сотворить красивую причёску. В пятницу она собиралась на работу — и вдруг…. Мамы не стало за семь минут.
Это случилось 12 октября 2007 года.

Великая певица, замечательный педагог, добрый, не избалованный судьбой  человек, Саодат Кабулова прожила трудную, но заметную жизнь. И на небосклоне мирового искусства по-прежнему ярко светит её звезда – звезда по имени Саодат.

5 комментариев

  • Фото аватара tanita:

    Она была прекрасной певицей. Я помню, как она пела. Певицей универсальной. Она могла спеть все. Умница, красавица, и как почти все умницы и красавицы — не слишком счастливая в личной жизни. Путь земля ей будет пухом.

      [Цитировать]

  • Фото аватара lvt:

    Удивительное лицо. Не просто красивое, а лицо из античных времён. С 1967 года я жила в Свердловске. Летом в 69 или 70гг. Саодат Кабулова приезжала на гастроли вместе с труппой… Таджикского Театра Оперы и Балета.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Натэлла:

    Очень горько думать о том, что Саодат Кабуловой нет сегодня с нами…. Это была Великая Женщина,очень человечная и добрая! Бережно храню одну из последних фотографий, на которой мы вместе запечатлены на концерте в Консерватории. О профессионализме, мастерстве даже не стоит писать, т.к. все эти качества всегда присутствовали и надолго останутся в памяти людей!!!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Зафар:

    Навсегда остался в памяти замечательный голос Саодат Кабуловой.Великой первой оперной профессиональной певицы.Саодат Кабулова создала свою исполнительскую школу.И очень отрадно,что ее педагогическую деятельность продолжает ее дочь,доцент кафедры «Сольного пения» Нодира Кабулова.Саодат Кабулова воспитала хороших дочерей и специалистов,которые вносят вклад в развитие музыкального искусства Узбекистана.Саодат Кабулова это сокровищница музыкальной культуры нашей страны,такое бывает раз в сто лет.Я горжусь, что прикоснулся к ее творчеству и слышал ее божественный голос.Также рад и горд,что она рождена на нашей земле,зная, как она любила и была предана узбекскому народу и земле.Спасибо за статью.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Наташа:

    Тетя Саодат была не только великой певицей, но и была великой женщиной. Для меня она была родным человеком, поэтому я так ее назвала. Все мое детство прошло в ее доме с ее детьми — Гулей и Нодрой и с братом Исмаилом.Наши семьи были всегда тесно связаны.Дом первый на Лахути — три просторных комнаты и большой сад. Напротив террасы стоял айван под яблоней. На яблоне висела клетка с кекликом. Летом завтракали на айване печеными солеными лепешками на катыке, хворостом, чак-чаком и пили чай.Все эти блюда она готовила своими руками и учила готовить мою маму. Потом они пели- Т. Саодат и д.Саша (Сасон Бениаминов). Они любили долго с моей мамой сидеть и разговаривать, а я сидела и слушала, многое не понимая. От нее, от ее рук исходило тепло, то тепло которое не передать словами.Глаза всегда были лучистые и на губах всегда улыбка.Я очень любила ее… Очень!!! Ее партия — Чио-Чио Сан звучит до сих пор в моем сердце.Ее уход — личная моя утрата, утрата моего беззаботного и безвозвратного детства, юности и возраста зрелой женщины.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.