Дебют самолёта Ил-14 на ТАПОиЧ История Ташкентцы

Пишет Радик Газиев.

В память о 60летнем юбилее запуска самолета Ил-14, прошу, по возможности, поместить небольшую заметку: «Дебют самолета Ил-14 на ТАПОиЧ» и одно фото.

Немного истории. В 1953г. на ТАПОиЧ стала поступать документация на новый пассажирский самолет Ил-14, который годом раньше был изготовлен в ОКБ им. С.В.Ильюшина в г. Москве и одобрен к серийному запуску. Ташкентский авиазавод № 84 к этому времени уже зарекомендовал себя солидным и единственным предприятием по выпуску пассажирских самолетов (с 4500 самолетами Ли-2, начиная с 1941 года).

Уже в марте месяце 1954г. самолет Ил-14 выкатили на открытую площадку для доводки и летных испытаний. Как на радость (или наоборот), в эти годы встал у руля государства Н.С.Хрущев, который решил всем показать «Кузькину мать». И в октябре 1954г., (т.е. через полгода после выкатки из цеха самолета Ил-14), он решил лететь на новом пассажирском самолете в Китай, к дню празднования годовщины Китайской Народной республики. Его должна была  сопровождать большая делегация из руководства страны, в том числе Н.М. Булганин, Г.М. Маленков и др. члены правительства.

Никто не решился ему объяснить (а может боялись),что от выкатки самолета из цеха до серийного запуска обычно проходит 5-7 лет, а то и больше, как в настоящее время, на последних пассажирских самолетах.

Самолет Ил-14 был сырым, требовалась доводка, в частности, освоение нового трехосного шасси, вместо двухосного у самолета Ли-2, герметичного фюзеляжа и т.д. Тем более, что для Н.С.Хрущева, помимо пассажирского варианта, необходим был самолет Ил-14С («Салон»), с атрибутами удобства на кожаных диванах и креслах. Но неутомимый Н.С.Хрущев пошел дальше. Он пообещал подарить правительствам иностранных государств новый, пассажирский самолет, Ил-14С,»Салон», причем, к 1955г., а именно: Захир-шаху (Афганистан), Дж.Неру (Индия), У ну (Бирма). И что удивительно, все самолеты должны быть Ташкентского производства, хотя, параллельно самолет Ил-14 также выпускал завод № 30, в г.Москве, который уже имел опыт изготовления его, на подобном, ранее, самолете Ил-12.

Как и следовало ожидать, при подлете самолета Ил-14 к г.Пекину, во время болтанки через горы и сильной грозы, неотработанный герметик, в зоне стыка стрингеров с обшивкой фюзеляжа, свернулся, и с потолка салона начало капать, что не понравилось делегации и Н.С. Хрущеву. Назревал международный скандал. По приезду была организована комиссия от ОКБ им. С.В.Ильюшина, которая быстро нашла и другие дефекты на самолете Ил-14. В споре обвинили только одну сторону и полетели головы руководства завода № 84. Был уволен директор завода Л.А. Гуськов, которому я был обязан за поддержку, при поступлении в МАИ, также снят с работы, уважаемый мною за помощь в работе, Главный технолог завода Г.Г. Кантер, понижены в должности В.Н. Сивец, П.Н. Красавин и др. руководители завода.

В течение года, с 1954 по 1955г., завод лихорадило, менялось руководство, завод не смог выпустить ни одного самолета. После, чуть более 300о-го самолета Ил-14, ОКБ им.С.В.Ильюшина разочаровалось заводом в г.Ташкенте и только, в 1972г, после массового  выпуска военно-транспортных самолетов ОКБ им. О.К.Антонова, наводнивших многие страны своей продукцией, был запущен самолет Ил-76, который также стал самым востребованным транспортным самолетом мира. Он является  и, в настоящее время, единственным военно транспортным самолетом России и других стран.

Постоянно напрашивается мысль о доброй и вечной памяти труженикам, освоившие, в трудных условиях политики,  ответственные и сложные конструкции лайнеров.

С уважением, Радик.

35 комментариев

  • Фото аватара Мария:

    Спасибо за удивительную статью! Долгие лета,Радик!

      [Цитировать]

  • Фото аватара VTA:

    Радик, спасибо! Читаю Ваши статьи всегда с интересом, но комментировать по существу не могу — я всего лишь пассажир, ничего не понимаю в самолетах. Однако восхищаюсь Вашим увлечением историей ТАПОиЧ. Вы делаете большое дело и мы, ташкентцы, Вам благодарны.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Радик Газиев:

    Здравствуйте поклонники авиации и ТАПОиЧ. Спасибо вам за оценку моих заметок. Каждый раз я думаю о завершении темы о заводе, чувствую, это не дешево дается организаторам сайта, но память о ребятах, вместе с которыми я вступил, в 1948г., на стезю авиационной науки, и впроголодь, встречая каждый Новый год в новых, хлопкосеющих совхозах Голодной степи, познавал авиацию (и «иных уж нет, а те далече»), не дает мне право успокоиться. Стараюсь никого не обидеть, время само расставит все по полкам, накопившееся в душе за полвека в самолетостроении стараюсь не расплескивать, но, по возможности, приоткрывать потомкам завесу нашего, прошлого бытия. С уважением, Радик.

      [Цитировать]

    • Фото аватара EC:

      Уважаемый Радик, «недешево дается» — как понимать? Никаких проблем нет кроме той, что я не успеваю разбирать присланные материалы и публикую с опозданием. Так что присылайте, пожалуйста, все будет опубликовано.

        [Цитировать]

  • Фото аватара long59:

    ну и зачем Хрущёву надо было даритъ сырой материал, когда американцы давно уже выпускали свои знаменитые Дугласы ?
    Никитка как всегда хотел удивить весь мир и сел , как обычно , в лужу.

      [Цитировать]

    • Фото аватара александр махнёв:

      зря вы так пренебрежительно о хрущёве. это не худший советский руководитель. да и вообще высказываться уничижительно об руководителях своей страны не есть хорошо. не стоит путать критику с обструкцией…

        [Цитировать]

      • Фото аватара long59:

        Дело субьективное, но на мой взгляд, что Хрущёв натворил с военно-воздушными силами, это уже вредительство идиота.

          [Цитировать]

        • Фото аватара tanita:

          А кукуруза на севере? А налог на домашнюю скотину и деревья в садах, после чего крестьяне уничтожали последнее, что у низ было, на трудодни платили копейки! А попытка реформировать русский язык? Ох, много за ним «хороших» дел…Вы , Александр, еще молоды, многого не знаете. Не назову его идиотом, но самодуром — несомненно.

            [Цитировать]

          • Фото аватара tanita:

            Да, прибавьте к этому Крым, подаренный Украине, единовластно, Порт-Артур, отданный Японии, а целина?! Столько затрат, столько трудов, столько мучений, столько жертв — и оказалось, что когда подняли верхний слой плодородной почвы, ее на следующий год выдуло суховеями, и земля осталась такой же бесплодной. Да вообразить трудно, сколько всего наделал Хрущев!!

              [Цитировать]

          • Фото аватара J_Silver:

            Не зря кабанчиков называли Никитками…

              [Цитировать]

    • Фото аватара александр махнёв:

      никита сергеевич как всякий государственный деятель его масштаба гораздо сложнее чем на первый взгляд) не в нашем формате про это разговаривать. но одну историю хочу озвучить. все ведь знают про то как хрущёв стучал ботинком по трибуне ООН? его как клоуна выставляют обычно. а там всё было сложнее!! ссср в тот период абсолютно проигрывал западу в ядерной гонке. хрущёв устроил грандиозный блеф. запад купился на его безрассудную фразу: мы ядерные ракеты как сосиски выпускаем. французы отказались от вмешательства в дела ближнего востока. англичане отменили свои планы. уж не говоря про американцев. а реально то было: на десяток советских ракет приходилась сотня западных. НО ВЕДЬ ПОВЕЛИСЬ!!! все западные исследователи подтверждают: переиграл никита сергеевич запад на тот момент! переиграл! и время выиграл. время для восстановления паритета. а вы говорите кукуруза… не кукурузой единой…

        [Цитировать]

      • Фото аватара tanita:

        Нет. Не кукурузой. Но опять же по молодости вы не помните эти дикие очереди за хлебом, А вот я помню.
        Кто-то из двора шел с утречка и занимал очередь длинную…. потом подтягивались остальные дети. Взрослые были на работе. А мы стоим. По буханке в руки. А что такое буханка на семью из четырех человек? Если кто-в этот момент был дома, тоже подходили. И так полдня в дичайшей очереди. Не кукурузой, говорите? Не в нашем формате? А мы при той кукурузе и при том формате жили. И где бы он там ни стучал, а при Сталине свирепствовал не меньше остальных, а может. и больше! У него, как у всех сталинских слуг руки в крови, и не по локоть, а до плеч!

          [Цитировать]

        • Фото аватара акулина:

          У меня 11-й класс стоит первым номером в счете к НС.

            [Цитировать]

          • Фото аватара tanita:

            О, про это я и забыла! Одиннадцатый класс и при сдаче вступительных экзаменов в институт учет всех! оценок в аттестате, независимо от выбранного факультета!

              [Цитировать]

        • Фото аватара Аарон:

          Все првильнно, но есть три момента правления Хрущева. Реабилитация — создание промышленности стройматкриалов — космос. Ну и еще по мелочи — подзеиные переходы

            [Цитировать]

  • Фото аватара александр махнёв:

    крайне интересные подробности. не нужно думать что это нечто запретное. было б здорово написать маленькую ( в смысле компактную) историю ташкентского авиа завода. завод на самом деле уникальный. если есть такое желание я так с охотой поспособствую.

      [Цитировать]

  • Фото аватара tanita:

    Спасибо, Радик, поразительная, а главное , до ужаса типичная история всех времен Советского Союха и нынешнего СНГ. Сказано руководством — хоть трава не расти. Не позавидуешь руководителям восемьдесят четвертого! А потом, как всегда летят головы. Но история действительно интересная, и Александр прав: нужно бы все ваши рассказы свести в историю завода, Удивительное предприятие было.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Радик Газиев:

    Уважаемый long59. Попробую ответить на вопросы. Я вспоминаю командировку в г.Самару (г.Куйбышев), где мне показали салон для Н.С.Хрущева в самолете Ту-114. (Даже полежал на его полке с матрасом из паролона). Самолет Ту-114 также не был готов к серийному запуску, но Н.С.Хрущев настоял на полете на этом самолете, через Атлантический океан, на очередную сессию Генеральной ассамблеи ООН в г.Нью-Йорк. Он был смелее других, инженеры разбегались с бюллетенями. И вот, громадный пассажирский самолет, переделанный из военного самолета Ту-95 (они, до сих пор, на вооружении стратегической авиации России), произвел небывалый фурор в США. Рассказывают, возможно в шутку, из за большой высоты расположения фюзеляжа, (он длинный, черта А.Н.Туполева, при взлете мог задеть хвостом землю, необходимо было его приподнимать), до двери самолета не доставал ни один трап на аэродроме. Пришлось к публике спускаться по веревочной лестнице, от самолета.
    Уважаемый Александр Махнев. Относительно памяти существования ТАПОиЧ. Считали завод секретным и была издана за 80 лет всего одна книга: «50 крылатых лет», где описывались только достижения тружеников завода и их награды, все остальное было покрыто мраком. Сейчас, уже не выгодно писать историю завода никому, для всех сторон он чуждый, ушедший. Если что то надумаете, то, к болшому удовольствию, можно использовать некоторые мои воспоминания о ТАПОиЧ в «Прозе.ру». С уважением, Радик.

      [Цитировать]

    • Фото аватара александр махнёв:

      ваши воспоминания это здорово. они есть и видимо будут восребованы. не теперь так позже. я вам предлагаю их систематизировать и воплотить в некий «роман». история тапоич увы закончилась. но к счастью для литератора окончание реальной истории означает именно старт истории литературной. вот мы сейчас с вами находимся на крайне выгодном промежутке: по горячим следам. если хотите я просто мог бы вам помоч в оформлении. в подборе материала. есть желание увековечить ваш завод, мой мэйл sanches64@mail.ru

        [Цитировать]

    • Фото аватара long59:

      Уважаемый Радик Газиев,вот некоторые данные про первый хрущёвский самолёт:
      2 самолёта Ту-116(Ту-114Д) не являлись модификациями Ту-114 и были специально переоборудованными из бомбардировщика Ту-95 пассажирскими самолётами для дальних полётов руководства СССР, построенными на случай непредвиденной задержки с производством первых Ту-114. Имели встроенную в незначительно переоборудованный фюзеляж бомбардировщика герметичную пассажирскую кабину-капсулу с иллюминаторами и встроенным трапом, включающую в себя два салона на 20 человек, кухню, туалет, служебное помещение. Имели гражданскую окраску.
      Первый демонстрационный полёт в Нью-Йорк на самолёте СССР-Л5611 выполнен в 1958 году. 19 мая 1959 года выполнен некоммерческий перелёт из Москвы (Внуково) в Хабаровск и обратно с пассажирами на борту, в основном авиационными специалистами. Также в 1959 году выполнен рейс из Москвы в Вашингтон — перевезли делегацию СССР во главе с Н. С. Хрущёвым. Первый регулярный рейс в Хабаровск выполнен 24 апреля 1961 года.
      Получается , таким образом Хрущёв летел уже на принятом в эксплуатацию самолёте, который прощёл испытания.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Радик Газиев:

    Уважаемый Александр Махнев. Приятно, что поднялся голос в память потонувшего «Титаника». Но это вряд ли осуществимо. Мои воспоминания касались только моих встреч, впечатлений и т.п. Чтобы охватить жизнь 50000ого коллектива завода за 80 лет необходимо не одному, а целой группе литераторов перекопать архив в музее завода, куда не каждый может попасть, пересмотреть все газеты завода («Ударник», «Самолетостроитель» и т.п), побывать на заводах в трех городах, выслушать уцелевших заводчан и т.д. Напомню случай, однажды, председатель литературного отделения Академии наук СССР, Гафуров, пользуясь случаем издал книгу «Таджики» об истории Таджикистана, куда включил в число таджиков почти всех выдающихся людей Средней Азии, за которых борется каждая республика. На него работала вся академия и не один год. После такой книги его сменили. Здесь также надо быть большим человеком, чтобы за все и за вся ухватить. А нам остается доживать свой век воспоминаниями, вдали от Ташкента. С уважением, Радик.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ю.Ф.:

    Нет оснований идеализировать Н.Хрущева, то, что обычно в источниках называется волюнтаризмом пожалуй можно назвать и самодурством. Но несправедливо, что называется, «вешать всех собак» на Хрущева, я уж не говорю про грубые выпады, вроде называния его идиотом — мертвого льва все горазды пинать, особенно находясь «за кордоном». Отдельные комментаторы по возрасту явно были в «самостоятельных годах» при жизни Хрущева, им надо бы тогда помнить не только о его самодурстве, но и о том, что при нем у людей ушел страх, который большинство испытывало по утрам — вернутся ли вечером домой, и по вечерам — проснутся ли утром в своем жилище. При нем началось массовое жилищное строительство, это сейчас многие пренебрежительно говорят — «хрущебы», надо бы послушать, что в свое время говорили те, кто переселялся в «хрущебы» со всеми удобствами из коммуналок и бараков. При Хрущеве крестьяне-колхозники наконец-то получили паспорта и прекратилось их совкрепостное рабство. Порт-Артур отдали не Японии, а вернули Китаю, которому, вообще-то, он и принадлежал. И надо знать контекст, в котором происходила эта передача, чтобы судить об этом факте.

      [Цитировать]

    • Фото аватара VTA:

      Согласна полностью.

        [Цитировать]

    • Фото аватара long59:

      не надо и идеализировать Хрущёва.
      Кто породил этот страх по ночам , если не он и его политбанда на Украине?
      Кто приказывал по разнарядке расстреливать побольше врагов народа из крестьян и интеллигенции ?
      Даже Сталин писал на его разнарядках по расстелу: уймись Никита.
      Теперь уже известно, что и 20-й съезд партии он устроил , чтобы скрыть свои преступления и свалить всё на Сталина.
      Почитайте воспомонания военных и авиаконструкторов о том, что он натворил с военной авиацией-отбросил страну не десяток лет назад.

        [Цитировать]

      • Фото аватара александр махнёв:

        вы не хотите понять несложную вещь: да хрущёв был подельником сталина. но он нашёл в себе духу сломать систему в которой вырос. за одно это его нужно уважать. как скажем и горбачёва, который сломал систему застоя. они рубили то на чём сидели. рубили осознанно. они знали что делают. они знали на что шли. и всё же нашли в себе сил идти до конца. это то что достойно уважения.

          [Цитировать]

        • Фото аватара J_Silver:

          Это миф, он был с самого начала гнилым, выслуживался перед Сталиным за счет тысяч жизней репрессированных, а потом вдруг решил систему сломать и себя преодолеть? Даже не смешно, он просто мстил за свою осознанную никчемность и подлость, такие обычно очень злопамятны…

            [Цитировать]

        • Фото аватара J_Silver:

          А мне кажется, что большая часть доносила не из-за страха перед пытками, а именно из сугубо утилитарных желаний завладеть хорошим рабочим местом, квартирой или еще чем-нибудь достаточно приятным, и это-то самое страшное…

            [Цитировать]

          • Фото аватара VTA:

            Именно так. И главный ужас в селекции. В коммунальном дворе одна «дама» грозила другой: «Подожди, я тебе пришью троцкистский хвост!»

              [Цитировать]

        • Фото аватара VTA:

          Про пытки речи нет, но на пытки попадали и по доносу ещё свободных. Больная тема, не хочу больше об этом говорить. Знаю не абстрактно.

            [Цитировать]

      • Фото аватара long59:

        немного ошибся, вот ответ Сталина:
        С января 1938 года по 1940 год Хрущёв возглавлял партийную организацию Украины. За этот период, за 1938 – 1940 годы, было арестовано 167 тысяч 565 человек. В 1938 году ставленник Хрущёва, А. Щербаков, замечал: «Настоящий беспощадный разгром врагов народа на Украине начался после того, как ЦК прислал руководить большевиками Украины товарища Хрущёва. Теперь трудящиеся Украины могут быть уверены, что разгром агентуры польских панов и немецких баронов будет доведён до конца». Выступая на этом съезде, Хрущёв напомнил слова Тараса Бульбы о сыне-изменнике: «Я тебя породил, я тебя и убью!». К этому он добавил: «И сейчас мы не дадим дышать всяким андреям-изменникам. Они будут уничтожены, все до одного».

        Сохранилась записка Хрущёва из Киева на имя Сталина, спустя полгода после избрания первым секретарём Украинской парторганизации, датированная июнем 1938 года: «Дорогой Иосиф Виссарионович! Украина ежемесячно посылает 17 – 18 тысяч репрессированных, а Москва утверждает не более 2 – 3 тысяч. Прошу Вас принять срочные меры. Любящий Вас Н. Хрущёв».

        Примечателен ответ Сталина: «Уймись, дурак!».

          [Цитировать]

        • Фото аватара VTA:

          И всё-таки был 20 съезд! И я отлично помню радость и надежды моих родных, которые вчитывались в каждую газетную строчку и говорили :»Мы верили, что правда, пусть и не полная, но будет сказана». И дай Бог, чтобы не вернулись никогда те времена, о которых Вы пишете. И не надо дьяволов поминать!

            [Цитировать]

  • Фото аватара tanita:

    Наверное, Ю.Ф. вы правы, но я бы еще прибавила укрупнение колхозов, когда сельское хозяйство и без того, подкошенное, считай, уничтожили. К немногим крепким колхозам присоединяли нищие, которые и тянули бывшее богатое хозяйство на дно. Страх исчез, это верно. Строительство — тоже верно, но боюсь влд.гьаоисьскте тенденции перевешивали добрые дела.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Радик Газиев:

    Здравствуте неравнодушные почитатели Н.С.Хрущева. Попробую и я переключиться, и сказать слово в его адрес. Мне, по долгу службы, пришлось побывать во всех уголках СССР, начиная на востоке с Хабаровска и дальше, и кончая зарубежной Европы и Африки на западе. Также и в Америке, по необходмости, начиная с Торонто в Канаде и кончая Майамы во Флориде, откуда до Кубы рукой подать. И везде, свободное время уделял книжным магазинам, видел, как на книжных ярмарках распродавали, с автографом, свои книги Билл Клинтон, Каролина — дочь Джон Кеннеди и т.п. Обратил внимание, что больше всех о советских деятелях, пишут и показывают в фильмах о Н.С.Хрущеве, при его десятилетнем правлении страной. Видимо, такие люди изредка необходимы, чтобы встряхнуть эпоху, как, например, Петр 1, который загубил свыше 30000 работников при строительстве славного Петербурга и его незабываемого Эрмитажа (где я пытался устроиться гидом). Н.С.Хрущев только ТАПОиЧ посетил дважды. О Л.И.Брежневе, правившим страной около 20 лет, почти ничего нет, не пишут. Н.С.Хрущев многих обидел, однако, он останется в истории, как новатор и этим, невольно, поднимается престиж и значимость Советского государства и его строя. Я думаю, со мной многие согласятся. С уважением, Радик.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Ю.Ф.:

    Об идеализации Н.Хрущева, тем паче И.Сталина, речь не идет, тут, пожалуй, надо согласиться, что дрянные дела перевешивали хорошие. Речь идет о необходимости большей объективности в оценках исторических личностей. Хорошее тоже надо видеть, хотя человек так устроен (и это, видимо, правильно), что от негодяя нам и хорошего не надо. Неприемлема лишь, на мой взгляд, некая базарная оскорбительность при оценке исторической личности, да еще «задним числом».
    А сталинское «уймись, дурак», очевидно, было не по поводу «принять срочные меры», а по поводу «любящий вас» — едва ли Сталину жалко было пару-другую тысяч жертв.
    Вообще-то, как-то спокойнее и взвешеннее надо оценивать собственное прошлое.
    Вот, уважаемый Радик Газиев, как нас увела далеко предложенная Вами тема. За тему спасибо, всегда с интересом читаю Ваши воспоминания.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Радик Газиев:

    Здравствуйте Ю.Ф. Спасибо за оценку моих воспоминаний. Завершу тему о Н.С.Хрущеве тем, чему нас учили в школе и в жизни. Мы с ребятами обратили внимание на последнее посещение Н.С.Хрущева ТАПОиЧ. Как всегда, он был активен, энергичен, но его стоптанные, на одну сторону, башмаки слегка коробили мнение о нем. Может, он хотел подчеркнуть, что не это главное в жизни. И ушел он из жизни, как И.В.Сталин, в одном кителе. Сейчас трудно привыкать к тому, что самые богатые люди в Англии — из России, в Средней Азии — из Казахстана и Узбекистана (последняя информация) и т.д. «Уважаемые» люди ворочают уже не туфлями, как у А.Райкина «черный верх, белый низ или наоборот», а созданным богатством, до них, руками преданных чистым идеалам людей. Но как говорят, «Господни пути неисповедимы». Надо привыкать и нам. С уважением, Радик.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.