Импровизация требует стратегии Искусство История
Как поддержать джаз в Узбекистане – эксперт
Сегодня в 190 странах проходят концерты, мастер-классы и семинары, посвященные Международному дню джаза. В Узбекистане к этой дате приурочен масштабный фестиваль, который принимает Ташкент. Праздничное настроение – безусловно, но достаточно ли просто аплодировать сцене? Что могут сделать законодатели и чиновники для джазменов? Cпособен ли воспрять духом этноджаз? Как поддержать таланты из глубинки? Мы задали эти вопросы доктору философских наук, профессору Баходыру Эргашеву, одному из энтузиастов развития джазового движения в регионах.
«Джаз в Узбекистане переживает, без преувеличения, период расцвета. За последние три года приняты два президентских постановления: о создании государственного джазового оркестра и учреждении фестиваля. Впервые в истории жанр получил поддержку на законодательном уровне – что уже само по себе беспрецедентно. Но именно это – повод говорить о неиспользованных резервах», – отметил эксперт.
Вопрос к истории
В 2022 году пышно отмечалось 100-летие советского джаза. Но в узбекской Википедии указано, что джаз пришел в Узбекистан лишь в конце 1940-х годов. На деле, уже в 1920-х правительство Файзуллы Ходжаева, в чьей коллекции грампластинок был и джаз, уделяло внимание новым музыкальным веяниям.
«Есть основания предполагать, что проникновению джаза в республике способствовали американские специалисты, работавшие в хлопковой отрасли, а также личная дружба премьер-министра с выдающимися артистами вроде Пола Робсона», – отметил эксперт.
Этноджаз и туристическая сцена
Во многих постсоветских городах, к примеру, в Тбилиси и Львове джаз стал визитной карточкой. Последний, к слову, во время войны спас свою джазовую школу благодаря эвакуации в Узбекистан.
Сегодня и в Самарканде, и в Бухаре джазовые группы участвуют в организации досуга для туристов. Однако это происходит, как правило, хаотично. Для устойчивого эффекта нужен единый культурно-туристический подход.
«В Азербайджане, например, действует фонд памяти Вагифа Мустафазаде – создателя уникального направления «джаз-мугам». Артисту удалось синтезировать имеющие глубокие корни традиционную национальную и джазовую музыку. Он ушел из жизни в Ташкенте, оставив мощное творческое наследие. Однако у нас пока нет полноценного механизма для популяризации подобных имен и направлений – нам бы вначале инвентаризировать все достигнутое у себя за сто лет», – сказал Эргашев.
Что происходит в провинции
В Фергане в свое время блистала своя школа поэзии, своя вузовская социологическая группа, своя практика проведения джазовых фестивалей, своя многоязыкая театральная жизнь. Это была среда, где культура жила синкретично – одно порождало другое, разные жанры подпитывали друг друга. Джаз комфортно чувствует себя именно в таких условиях.
В свое время в некоторых узбекистанских городах были свои джаз-клубы – их реанимация в форме негосударственных некоммерческих организаций могла бы стимулировать творчество по всему периметру республики. А празднование Международного дня джаза вовсе не обязательно ограничивать Ташкентом – столица не может быть единственной точкой притяжения, считает эксперт.
Полезным может стать и международный опыт. Можно обратить внимание на Казахстан, где проводятся региональные конкурсы молодых джазменов.
Личности и признание
Сегодня многие узнают о джазовых исполнителях лишь в контексте официальных приемов или закрытых мероприятий. Но артист, в том числе и джазовый, требует не только сцены, но и уважения, исследовательского интереса.
«В узбекском сегменте сети масса пособий и лекций про джаз, но попробуйте найдите серьезную диссертацию, анализирующую жизненный путь местных мастеров», – заметил Эргашев.
Что делать дальше?
По его словам, не все упирается в деньги, но системный подход необходим. Например, утвержденная правительством «дорожная карта» по развитию джаза могла бы включать:
- календарь музыкальных событий;
- организацию бесплатных онлайн-курсов на узбекском языке (в сети есть такие ресурсы даже на арабском);
- создание виртуальной галереи постеров;
- интеграцию шедевров джаза в общественные пространства, в том числе транспорт;
- оцифровку исторических трудов и архивов узбекского джаза;
- и, наконец, создание Национального джазового центра с образовательным кластером, престижной концертной площадкой и творческими лабораториями.
Память как сопротивление
В нукусском Музее Савицкого хранится редкий рисунок Надежды Боровой – «Наш джаз в зоне», датированный 1940 годом. Боровая была дважды репрессирована, но даже в лагерях джаз не умер. Это символ: дух свободы звучит, даже когда его пытаются заглушить.
«Если мы говорим о рынке и демократии, то без джаза они невозможны. Джаз, как говорил один из корифеев, ‘чествует индивидуальность’, он ‘заставляет свою индивидуальность работать в группе'», – сказал эксперт.
В заключение он поблагодарил Союз композиторов Узбекистана за внимание к деятельности джазовых коллективов в регионах.
Шутка — а джазменов спросят как им родить джаз?
Джаз постановлениями разрешается, но не рождается и не развивается.
Джаз развивался везде и всегда при клубах, барах и кабаках с обязательным условием — должна быть личность — звезда, к которой будут тянуться, вокруг которой будут рождаться такие же звёзды-солисты или сливаясь в дуэты, трио и до оркестров, при поддержке помещениями, инструментами и достойной стабильной оплатой. Так было с Чесноком, Гилёвым, и т п. В т ч с Георгиосом, к которому в подвал Зарафшана приезжали из областей музыканты и слушатели.
И конечно, джаз должен быть востребован.
Джаз музыка для подготовленных музыкантов и любителей.
Джаз как абстракция в живописи. Джаз, это не когда «красиво», а когда «АХ!», не только развлекуха, но и психоделическая, интеллектуальная, малопонятная даже многим джазменам.
И ещё — джаз может существовать и в несвободном обществе, как в зоопарке, как при Сталине, но размножается джаз естественно только в свободном обществе. У нас сейчас к тому идёт — мы освобождаемся от фобий, самоцензуры и цензуры, и м б джаз у нас будет размножаться естественно, а не в питомниках и прошлое не будет джаз и нас хватать за ноги.
Джаз не терпит «рекомендованный» репертуар, «рекомендованных» солистов, и, вообще, любой попсы и любых начальников с их «правильными» вкусами.
PS Среди релокантов были экстра джазмены, они скитались по кабакам с нашими (Егор Винников — клавиши. Азиз Тойшиев духовые), а могли бы стать точкой кристаллизации, возрождения джаза. М б ещё не уехали. Мало было к ним интереса. Не дорос Ташкент до джаза.
Уверен, слышал, есть музыканты-звёзды в нашем джаз оркестре, но их не празднуют, не носят на руках. А мы должны носить их на руках. Средни них ни одного заслуженного или орденоносца с вечерами на ТВ.
Даже слушать приезжий джаз не умеем. Сидим как на собрании или на концерте класс музыки. Никакой поддержки на счёт»два».
Огого[Цитировать]