Забытые храмы истины История
Владимир Карасёв
ЗАБЫТЫЕ ХРАМЫ ИСТИНЫ… ТАК, МИМОХОДОМ. RENDEZ-VOUS С ИСКУССТВОМ. (Эскиз из записной книжки).
Часть Первая.
…Сегодня ранним утром, как только отключают уличное освещение, я отправляюсь на получасовую прогулку между домов квартала; заглядываю в милый придомовый садик; любуюсь просыпающим солнышком. Отчего-то, вдруг вспомнились мне картины некоторых наших художников. Конечно, мысль в весеннем саду могла идти только о тех ассоциациях, которые породили феноменальные картины Хикмата Джалилова и Любови Тиора. И опять задаюсь вопросом: «Что это – явление влияния какого-то там, неведомого мне, Высшего Разума, или талант художественного самоотречения?». Для того чтобы понять об ожидающем нас будущем, несомненно, следует очень внимательно всмотреться в прошлое. В не надуманное прошлое политиканствующими чиновниками или историками, распевающими хором дифирамбы новым национальным идолам, а в действительно произошедшие события, явления, верования, философии личности.
Совершенно, по-моему, феноменальное по сложности и колдовское полотно Тиора «И в тебе прошлое или Храмы Мира». Что за мистика заключена в нём? Как будто из тумана столетий, в изломанном пространстве появляются храмы Лхасы и Цзонха, Мингойя и Чжюда, но может быть это пещерные храмы Бамиана и Каратепе, Подша-Ата и Парпи-Ата? Хотя мне больше всего хотелось бы, чтобы эта была та самая – воспетая в легендах Шамбала.
Скажу откровенно, меня поворошила эта живописная картина. Я как будто увидел давно забытое верование. О нём практически сегодня не говорят историки и мало кто, вообще слышал об этом религиозном течении, хотя оно, в своё время, охватывало десятки и десятки государств Востока и Центральной Азии. Я увидел храмы сабеев (или широко принятое сейчас – сабейцев)!
Откуда-то сверху на них взирают странствующие пилигримы и божества Манджушри, Яматаки, Махакалы и, разумеется, Майтреи, но вот за ними, в вихре вселенского вращения, вырисовывается силуэт Божественного воина, которого мы видели на полотне «Молчание воина». Разумеется (и это вовсе не упрёк), что ни Любовь Тиора, ни Хикмат Джалилов не читали труды Абу-л-Хасана Али ибн ал-Хусейна ибн Али ал-Мас’уди (ум. 956 г.), интереснейшего арабского историка, географа, сотворившего трактат «Мурук-аль-Джеб», в котором есть глава «О храмах сабейцев в Харране». Не читали этот трактат и большинство археологов, историков нашей страны, иначе бы во время раскопок многие неясные архитектурные построения были бы понятны и выводы были бы иными. Но что же тогда подсказало Любови Тиора формы и конфигурации храмов, давно канувших в Лету и, практически, нигде визуально не сохранившихся? Итак, что же осталось об этом в исторических источниках.
Именно такие храмы как на этом полотне Любови Тиора описывает ал-Мас’уди:
«…Что касается храмов, которые сабейцы сооружают во имя духовной субстанции небесных светил, то они имеют храм Первопричины, а под ним храм Разума, храм Миропорядка, храм Необходимости и храм Души круглой формы; храм Сатурна – шестиугольный, храм Юпитера – треугольной, храм Марса – продолговатый четырёхугольник, храм Солнца – квадрат, храм Венеры – треугольник внутри четырёхугольника, храм Меркурия – треугольник внутри продолговатого четырёхугольника, а храм Луны – восьмиугольный. Первым кто воздвиг храмы идолам, был Амр-ибн-Мухадж в Мекке. Он был владыкой и своей властью решил вопрос о храмах. Он отправился в Ал-Бахи (Сирия) и познакомился с людьми этой религии, которые представляли светила в человеческом образе и молились им, чтобы получить помощь.
Владыка попросил от них одного идола. Они дали идола Хобаль и владыка, привезя его в Мекку, поставил в Каабе…».
Вглядитесь внимательнее в полотна художницы и сравните с записями Шемс-Ад-Дина Ибн-Талеба Димишки в «Нохбан-Ад-Дахр Фи-’Аджаиб –ал-Барр ва ал-Бахр»:
«…К храмам тех сабейцев, которые признают цепь причин к первопричине всех причин, принадлежат следующие: храм Первопричины, образующий круглую стену и имеющий форму полушария, установленного в виде шатра. В верхней части храма 48 окон в равном числе выходят на восток и запад. Восход солнца ежедневно виден в одном определённом окне, а заход также в противоположном. Его свет проходит через окна в верхней части храма. То же происходит и в полдень. В этом храме в праздничные дни (сабейцы) поют хвалебные гимны и посвящения.
К этим храмам принадлежат: храм Первого разума, также состоящего из круглой стены без окон, далее храм Миропорядка также с круглой стеной и без окон, далее храм Необходимости, в котором находятся фигуры и изображения девяти сфер и, наконец, храм Души – круглый, как и предыдущие, в котором стоит изображение человека, имеющее много различных голов, рук и ног.
К храмам сабейцев принадлежит храм Сатурна, он имеет шестиугольную форму, сооружён из чёрного камня и обвешан чёрными занавесями. В этом храме изображение Сатурна в виде чёрного индийского старца, держащего в руке топор; далее он изображён с верёвкой в руке, с помощью которой он вытаскивает ведро из колодца; затем в виде человека, внимательно размышляющего над скрытой древней мудростью; далее, как плотник и, наконец, как царь, едущий на слоне, окружённый быками и буйволами. Все эти изображения на стенах.
В середине храма тройное кресло на возвышении, под которым круговая ступень, более широкая, чем постамент; к ступени примыкает ещё более широкая круговая ступень, всего девять. На троне восседает идол, сделанный из субстанции Сатурна – свинец или чёрный камень.
Сабейцы утверждают, что храм в Мекке ранее был храмом Сатурна и что Идрис особо его выделил и предписал паломничество к нему. Поэтому-то этот храм и существовал столь долгое время.
Индиец Машап построил в стране Сидан храм, к которому сабейцы совершают паломничество. У сабейцев господствует следующий обычай – в субботу они приходят в храм Сатурна одетые в чёрное с оливковыми ветвями полными листьями в руках и обвешанные цепями, составленными как чётки из маслин. Затем они приносят жертву для умилостивления бога-идола, поставленного в храме, как дух Сатурна. Их жертва состоит из старого быка с выломанными зубами и бритого. Они приводят его в комнату, сделанную под полом помещения. Сверху она накрыта решёткой. Они втыкают ноги быка в решётку и подкладывают огонь, пока он не сгорит. При этом они произносят молитву, смысл её нижеследующий: поскольку Сатурн бог зла, они просят принять в жертву быка «подобного ему» и отвратить от них зло и злых духов-помощников Сатурна.
К храмам сабейцев относится и храм Юпитера. Этот на земле, треугольный, его крыша и верхняя часть остроконечны, как и его углы. Он сооружён из зелёных камней. Стены его окрашены в зелёный цвет и увешаны шёлковыми зелёными занавесями, посреди храма трон на восьми ступенях. На троне идол из олова или из камня, связанного с Юпитером. Этот идол имеет служителей, беспрерывно совершавших моления ему.
Планировочная структура самого здания мавзолея Саманидов в Бухаре, которая представляет собой кубический объем, увенчанный полушаром (куполом) и имеющий центрическую композицию – 4 входа с совершенно одинаковыми фасадами. Архитектурный образ его является воплощением космограммы: Квадрат – Круг. Архитектор М. Булатов выдвигал в своё время предположение, что здание мавзолея представляет собой сабейский храм–обсерваторию, посвященный культу Солнца, из которого велось наблюдение за движением солнца. Но об этом мы поговорим чуть позже.
Говорят, мечеть в Дамаске первоначально была храмом Юпитера и сооружена Джерун-бен-Саад-Ад’ом. Этот храм оставался храмом Юпитера до времени появления Моисея. После чего он был превращён в еврейскую молельню до возникновения христианства, когда его превратили в церковь до времени ислама, когда он стал мечетью. Таким образом, этот храм был местом молитвы около 4000 лет.
В один из четвергов, 4когда Юпитер достигает кульминационной точки, сабейцы приходят в храм в зелёных одеждах с кипарисовыми ветвями в руках и в цепях-чётках, сделанных из Abhae и кипарисовых орешков. Они приносят с собой грудного младенца мужского пола с матерью, последнюю они купили как девственницу, и храмовые служители помогли ей стать матерью. Через три дня после родов они приводят её в храм. Ребёнка на руках матери колют булавками до смерти, произнося следующие слова молитвы:
«О, ты, владыка всего доброго, не знающий зла, который даёт счастье, мы приносим тебе жертву, не знающую зла. Прими её благосклонно и одари нас добром и добрыми духами».
К храмам сабейцев принадлежит и храм Марса. Этот четырёхугольной формы и весь окрашен в красный цвет и занавеси красные. В храме висит различное оружие и в середине сиденье на семи ступенях, на котором идол из железа. В одной его руке меч, а в другой он за волосы держит голову. Как меч, так и голова обмазаны кровью. В один из вторников, когда Марс в кульминации, они приходят в храм в красных одеждах, обмазанные кровью с обнажёнными мечами в руках. Они приводят тёмнорыжего и краснощёкого мужчину. Вся его голова блестит красноватым блеском. Они опускают его в сосуд, наполненный маслом и лекарствами, в которых мясо и кожа быстро распадаются. Тело жертвы укрепляют на столбах внутри сосуда таким образом, что он в течение целого года погружён в это масло. Когда тело совершенно растворится, жрецы берут голову, отделяют её от туловища и подносят идолу, говоря молитву:
«О, ты, злой непостоянный и строгий властелин, ты любишь убийства, уничтожение, пожары и пролитие крови. Мы приносим жертву подобную тебе. Прими её и отврати от нас твоё зло».
Они считают, что эта голова в течение семи дней может прорицать добро и зло могущее случиться в этом году.
В городе Сеур (Тирс) на берегу также был храм Марса. Сабейцы утверждают, что Иерусалим был построен Соломоном и что там был храм Марса, в котором был идол Таммуз.
К храмам сабейцев принадлежит храм Солнца. Этот имеет форму квадрата. Золотистый, с окрашенными в жёлтый цвет стенами и шёлковыми позолоченными занавесями. В середине трон на шести ступенях. На троне золотой идол, обвешанный жемчугом с царской короной на голове. Под этим идолом на всех ступенях находятся идолы из различного материала – дерева, камня, металла и соединённых материей. Большинство из них цари уже умершие и оставившие после себя статуи, чтобы сохранилась память о них. В одно из воскресений, когда солнце в знаке вепря, т.е. вступило в кульминацию, они приходят в храм украшенные драгоценностями с коронами и покрывалами на голове, с курильницами с алоэ и нардом в руках. При этом читают молитву:
«Хвала тебе, о, могучее блистающее светило, которое поглощает огонь и то, что сжигается. Ты, светозарный владетель всепроникающей жизни, всемирной души и света. Мы приносим тебе эту девушку подобную тебе. Прими её благосклонно и приобщи нас к твоей благодати и отврати зло».
Эта девушка мать ребёнка, которого принесли в жертву Юпитеру.
К храмам сабейцев принадлежит храм Солнца в Египте, построенный Хушенком. Остатки этого храма частично исчезли, а частью сохранились в «Аин-Шамс». Из-за этого храма местность так и называется «Источник Солнца», где находились чудесные монументы.
Галина Долгая: Я только слышала или читала мельком без особого внимания о сабейцах. Но это же так интересно! Спасибо, Владимир Александрович! Я вдохновилась! И на Мавзолей Саманидов хочется посмотреть другими глазами. Но сначала надо разобраться с этой удивительной религией сабейцев. Поклонения планетам в образе идолов и жестокость обрядов — пока то, что особенно впечатлило. Но в очередной раз утверждаюсь в мысли о том, что все религии мира выстраиваются одна над другой, как слоеный пирог. Основа — фундамент, и он таинственен для нас. Мало знаем — от этого и тайны.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.