Писатель Борис Лавренёв (1891-1959) Искусство История Ташкентцы
Воевал в Туркестане.
Был направлен в распоряжение политотдела Туркфронта, работал замредактора фронтовой газеты «Туркестанская правда». В феврале 1920 года был назначен военным комендантом города Ташкента.
В 1925 опубликовал романтическую мелодраму «Мятеж» о белогвардейском восстании в Ташкенте в 1919, в 1926 — историческую драму «Кинжал» о декабристах.
Экранизация
1927 год — «Шакалы Равата», студия Узбеккино, режиссёр Казимир Гертель.
1971 год — «Звёздный цвет», Киностудия им. А. Довженко, режиссёр Николай Ильинский.
Написал рассказ «Тень молчания», опубликованный в январе 1922 года в первом (и единственном) номере ташкентского журнала «Отклики», издаваемом худотделом Туркглавполитпросвета.
В основе рассказа был традиционный восточный сюжет — трагедия девушки, насильно выданной замуж за богача.
По одноименной повести Лавренёва Протазанов снял хф «Сорок первый». Действие происходит в годы Гражданской войны.
Сюжет
По пескам среднеазиатской пустыни движется, преследуемый белыми, умирая от жажды, отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым.
Красноармейцы пытаются вернуться к своим, борясь с враждебной пустыней. Наконец, они выходят к побережью Аральского моря…
…
Борис Лавренёв. Сорок первый (фрагмент)
Брошенному из милого уюта домовых стен в жар и ледынь, в дождь и ведро, в пронзительный пулевой свист человечьему телу нужна прочная покрышка.
Оттого и пошли на человечестве кожаные куртки.
Красились куртки повсюду в черный, отливающий сизью стали, суровый и твердый, как владельцы курток, цвет.
И не стало в Туркестане такой краски.
Пришлось ревштабу реквизировать у местного населения запасы немецких анилиновых порошков, которыми расцвечивали в жар-птичьи сполохи воздушные шелка своих шалей ферганские узбечки и мохнатые узорочья текинских ковров сухогубые туркменские жены.
Стали этими порошками красить бараньи свежие кожи, и заполыхала туркестанская Красная Армия всеми отливами радуги — малиновыми, апельсиновыми, лимонными, изумрудными, бирюзовыми, лиловыми.
Комиссару Евсюкову судьба в лице рябого вахтера вещсклада отпустила по наряду штаба штаны и куртку ярко-малиновые.
Лицо у Евсюкова сызмалетства тоже малиновое, в рыжих веснушках, а на голове вместо волоса нежный утиный пух.
Если добавить, что росту Евсюков малого, сложения сбитого и представляет всей фигурою правильный овал, то в малиновой куртке и штанах похож — две капли воды — на пасхальное крашеное яйцо.
На спине у Евсюкова перекрещиваются ремни боевого снаряжения буквой «X», и кажется, если повернется комиссар передом, должна появиться буква «В».
Христос воскресе!
Но этого нет. В пасху и Христа Евсюков не верит.
…
В 1919 году, будучи начальником артиллерии при Наркомвоене Украинской ССР Н.И. Подвойском, Борис Лавренёв в ходе операции по ликвидации банды атамана Зелёного был тяжело ранен и направлен в распоряжение политотдела Туркфронта, работал замредактора фронтовых газет «Красная звезда» и «Туркестанская правда», ведя литературный отдел и приложения к газетам, а в феврале 1920 года даже был назначен военным комендантом города Ташкента.
В январе 1920 уехал на Туркестанский фронт и сразу был назначен военным комендантом Ташкента, но пробыл на этой должности недолго, т.к. был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности и полтора месяца провел под следствием. После оправдания был назначен зам. редактора фронтовой газ. и одновременно зав. лит. отделом «Туркестанской правды». С середины 1920 работал в лит.-издательском отд. Политуправления Туркестанского фронта, преобразованного впоследствии в Военно-редакционный совет Туркфронта, с августа 1921 — в редакции «Красноармейской газ.» (первоначальное назв. «Красной звезды»). Публиковал рассказы и стих., статьи, рецензии, фельетоны, карикатуры и рисунки. Печатался не только под фамилией Лавренёв, которую окончательно принял с 1922 (лит. псевд. стала фамилия одного из родственников писателя: «В литературе уже был один Сергеев-Ценский. Нужно было как-то дифференцироваться от него…»), но и под многочисленными псевдонимами: Бек, С. Натальский, Б. Наталия, Н. Борисов, Художник, Инцитатус, Антидюринг и др. ― Лавренёв сотрудничал во многих периодических изд. Туркестана. Художник-график, за 4 года, проведенных в Ташкенте, выполнил около 1000 рисунков, плакатов, карикатур, обложек, заставок, заголовков, эскизов и т.п.
Вначале автор написал рассказ «Тень молчания», опубликованный в январе 1922 года в первом (и единственном) номере ташкентского журнала «Отклики», издаваемом худотделом Туркглавполитпросвета. В основе рассказа был традиционный восточный сюжет — трагедия девушки, насильно выданной замуж за богача: Мириам, жена купца Абду-Гаме, продолжает любить товарища детских лет Камила, они тайно встречаются, и Абду-Гаме узнает об измене, жестоко избивает Мириам, а затем погибает от руки Камила.
Через год автор существенно переработал этот рассказ, изменив его характер и тон. Если действие «Тени молчания» в основном проходило в стенах дома, то в «Звёздном цвете» оно развивается на фоне яркой туркестанской природы. При этом друга детства сменил красноармеец, что позволило автору показать восточный быт и нравы через его восприятие.
В декабре 1923 года Борис Лавренёв уехал в Ленинград и весной 1924 напечатал «Звездный цвет» — первым из своих рассказов — в «толстом» ленинградском журнале «Звезда».
Рассказ «Тень молчания»
переиздавался много раз и входил во все собрания сочинений писателя. Только авторский сборник, названный по рассказу, в 1986 году был издан московским издательством «Просвещение» тиражом в 1 млн. 700 тыс. экземпляров.
Лавренёв обращался в прозе к самым разным жанрам, но наиболее полно его художнич. индивидуальность раскрылась в драме. В 1925 он опубликовал романтическую мелодраму «Мятеж» о белогвардейском восстании в Ташкенте в 1919, в 1926 — историческую драму «Кинжал» о декабристах.
Интересный факт
Во время написания рассказа в 1923 году в Ташкенте Борис Лавренёв познакомился с Еленой Михайловной Гербаневской, ей было ещё 16 лет — в 1924 году она только окончит школу в Коканде, а в 1927 году в Ленинграде они поженятся. В письмах к ней он шутливо обращался как к «Елизавете Мухаммедовне Мухтар-Бей Гербаневской», часто предваряя их вставками типа «Здравствуй, сокровище Багдада, старшая дочь пророка», «Роза Персии, вместилище добродетели! Да откроются Ваши бесценные уши, как открываются на заре цветы в райских садах. Внемлите без гнева козлиному блеянию Вашего ничтожного раба», «Второй день мои презренные руки не выполняют условия проигрыша писать тебе дважды» и т. п. фразами на восточный манер.
…
«Звёздный цвет» — рассказ Бориса Лавренёва. Первое произведение писателя, увидевшее свет в столичной печати — впервые опубликован в 1924 году в ленинградском журнале «Звезда». Дважды экранизирован: «Шакалы Равата» (1927) и «Звёздный цвет» (1971).
Рассказ написан в Ташкенте, основан на личных впечатлениях, полученных автором во время службы в Средней Азии.
Сюжет
Туркестан, начало 1920-х годов. Гражданская война в России, только что установлена Советская власть.
Украинский крестьянин-бедняк Дмитрий Литвиненко сражается в рядах Красной Армии с белогвардейцами и басмачами, удивляясь местным обычаям:
— Кажи, будь ласков, чого це у вас баба в наморднике ходыть?
— Закон… Пророк сказал… Женщина должен быть закрыт от чужой глаз. Соблазн нет.
В свободное от службы время Литвиненко соглашается подработать на сборе фруктов в саду у бывшего бая Абду-Гаме — тот хоть и был раскулачен, но всё-таки сохранил за собой сад и лавку и чувствовал себя уверенно, не веря в долгое «царство оборванцев», надеясь, что на помощь басмачам придёт афганский эмир, поддерживаемый англичанами.
Работая в саду, Дмитрий Литвиненко становится объектом внимания одной из трёх жён из гарема бывшего бая — Мириам.
Мириам год назад, в 13 лет, была насильно выдана замуж — её ещё ребёнком приметил бай и заплатил калым, когда черный чимбет закрыл так прельщавшее его детское личико «с двумя круглыми блюдами глаз, опушенных мехом загнутых ресниц; рот — цветок граната и смугло-розовые щеки», и вошла Мириам маленькими ножками в дом Абду-Гаме:
Борис Андреевич Лавренёв
(настоящая фамилия — Серге́ев; 5 июля 1891 Херсон Российская империя — 7 января 1959 Москва СССР) — русский советский прозаик, поэт и драматург, журналист, военный корреспондент. Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1950).
Участник Первой мировой войны, воевал в 6-м Кавказском мортирном дивизионе, был ранен и отравлен газами. После февраля 1917 года был адъютантом коменданта Москвы. В годы Гражданской войны сначала офицер Добровольческой армии, затем перешёл в РККА, воевал в Туркестане, был командиром бронепоезда, работал во фронтовой газете в РККА.
Лавренёв переводил пьесы французских драматургов, а также прозу писателей Средней Азии.
Как драматург дебютировал в 1925 году пьесой «Дым» — о белогвардейском восстании в Туркестане; в том же году под названием «Мятеж» пьеса была поставлена в Ленинградском Большом драматическом театре.
Какое отношение Б.Лавренев имеет к фильму «Шакалы Равата»? Сценарий к этому фильму написала Валентина Собберей.
Саид[Цитировать]
1927 — Шакалы Равата, по рассказу Бориса Лавренёва «Звёздный цвет».
Другие названия
«Звёздный цвет»,
«От полумесяца к звёздам» (сайт кино-театр).
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%91%D0%B2,_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B2%D1%91%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
виолав[Цитировать]
Еще раз по слогам. Для слепоглухонемых. Читаем рассказ Б.Лавренева «Звездный цвет»: «Мириам уже не нужна была помощь. Нож перерезал шею до позвоночника. … Дмитрия утром на арбе отправили в госпиталь в Ташкент с простреленным легким и без сознания.» В двух словах фабула: красноармеец Дмитрий, этнический украинец, задумал украсть чужую жену Мириам. Закончилось это декапитацией Мириам и повреждением легких Дмитрия в результате пулевого ранения. Рассказ написан в 1924 году. Шло басмаческое движение. Лучшей агитации за басмачество, чем рассказ Б.Лавренева «Звездный цвет», придумать сложно. Если лень смотреть фильм «Шакалы Равата», то можно прочитать рецензию В.Булака в «Советском экране» от 5 февраля 1927 года: «В кишлаке Рават разыгралась трагедия дехканской семьи. Джалил любит соседку Карамат — дочь старого бедняка. Карамат симпатизирует Джалилу, но не так складывается их жизнь, как им хочется. Хитро плетет сеть бай Абду-Наби. Приглянулась ему дочь должника красавица Карамат.
— Аллах хочет, чтобы третьей женой вошла Карамат в мой дом.
Карамат выходит замуж за нелюбимого Абду-Наби. На шумную свадьбу, где много вкусных вещей, где богат дастархан, где бренькают дутары, грохочет барабан и тонко поет кунак, собрался весь Рават. А в это время с гор крадутся шакалы-басмачи. С недоступных, горных, им только ведомых троп, нападают они на кишлак. Берется последний скот, последний дехканский скарб. Влиятельному баю Абду-Наби басмачи не враги — друзья. Предупрежденный дехканином отряд Красной Армии спешит на выручку. Басмачи бегут в горы, а с ними уходит и Джалил.
После еще многих злоключений, на празднике освобождения страны от басмачества руки Карамат и Джалила соединяются их другом — красноармейцем Садыком.
Таково краткое содержание новой узбекской фильмы — «Шакалы Равата». Здесь нет ничего восточно-сусального. В «Шакалах Равата» солнце Узбекистана, его, горы, леса, реки, кишлаки. Здесь от рисовых хлопковых полей до безжизненных песков, от горных стремительных потоков, от громад, увенчанных вечными льдами, до узких улиц-щелей узбекских кишлаков. Здесь быт узбекский такой, как он есть. Масса бытовых, без прикрас, из жизни выхваченных моментов. Здесь же красной нитью проходит жизнь узбечки, скованной грозным Адатом, чадрой и здесь же ряд боевых схваток с басмачами — язвой, долгие годы терзавшей Узбекистан.
В массовых съемках, в эпизодических ролях играют исключительно узбеки. Весь кишлак от мала до велика в съемках принимал самое горячее участие в съемках.» Как говорится, найдите десять отличий. Так можно договориться и до того, что фильм «Белое солнце пустыни» снят по рассказу Б.Лавренева «Звездный цвет». Там даже больше лавреневских цитат: убийство Гюльчатай и Петрухи.
Саид[Цитировать]
Борис Лавренёв — один из любимых моих писателей. Увы, незаслуженно забыт… Молодёжь совсем не знакома с его творчеством, да и среди сверстников практически никто о нём не слышал (( Жаль! Кстати, фильм «Сорок первый» по его произведению очень неплохо снят…
Ольгана[Цитировать]
Я тоже с удовольствием читал его рассказы.
EC[Цитировать]