#нетвойне

Выпрямление минарета История Старые фото

Металлическая конструкция в основании северо-восточного минарета медресе Улугбека. На переднем плане техник Г. И. Соловьев. Самарканд, 1932 г. Фото И. П. Завалина.

В начале XIX века медресе Улугбека было разрушено сильным землетрясением. Характеризуя состояние сооружения словами персонажа своего произведения, известный французский писатель Жюль Верн писал:

Площадь Регистан — красивый четырехугольник… По трем сторонам площади возвышаются хорошо сохранившиеся развалины трех «медресе», где «муллы» давали детям религиозное образование. Склонившиеся минареты, кажется, вот-вот упадут, но никогда не падают, к счастью для их эмалевой облицовки.

Ж. Верн. Клодиус Бомбарнак. Записная книжка репортера об открытии большой Трансазиатской магистрали (Из России в Пекин)

Землетрясение 1897 года превратило «хорошо сохранившиеся развалины» в руины.

Реставрация медресе Улугбека началась в 20-х годах XX века и продолжалась более семидесяти лет. На первом этапе были проведены неотложные работы по сохранению уцелевших фрагментов здания. В 1932 году по проекту архитекторов В. Г. Шухова и М. Ф. Мауэра была проведена уникальная операция по выпрямлению северо-восточного минарета, имевшая резонанс во всём мире. Основные реставрационные работы были проведены в 50-е — 60-е годы XX века: был понижен уровень земли на 2 метра, восстановлен портал, элементы декора здания. В 1965 году инженерами Э. М. Генделем и Е. О. Нелле был выпрямлен юго-восточный минарет. В 90-х годах XX века был отстроен заново второй этаж худжр. В настоящее время из первоначальных элементов здания отсутствуют наружные купола над угловыми аудиториями и юго-западный минарет. Северо-западный минарет сохранился частично.

Источник: FB (группа — Старые фотографии Туркестана и Средней Азии)
Текст: Википедия.

3 комментария

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Слишком кратко написано: «…имевшая резонанс во всём мире…»
    Западные газеты в Британии, США, Франции и так далее писали, что советы или красные или коммунисты, или просто русские сейчас пытаются сделать нечто что им не по силам и так далее и сыпали прогнозами, разборами и критиковали отсутствие какого-то ни было технического и инженерного потенциала в СССР и ожидали масштабного провала или затяжных работ на десятилетия. И когда советские инженеры совершили «небольшое техническое чудо» те же газеты написали: Видимо советская власть пришла туда всерьёз и надолго.

    Выпрямление минарета Улугбека В.Г. Шуховым «Один из минаретов здания медресе, построенного в Самарканде по замыслу знаменитого астронома Улугбека, во время землетрясения сильно накренился. «Букинисты-переплётчики, чьи лавочки располагались у бокового фаса здания, первыми заметили, что северо-восточный минарет пришел в движение, — вспоминает известный археолог М.Е. Массон.- День ото дня он кренился все больше наружу, отрываясь от основного массива здания. Было ясно, что предоставленный самому себе минарет вскоре дойдёт до критического наклона и рухнет. Любитель-археолог Б. А. Кастальский предлагал разобрать минарет по кирпичику и затем восстановить его уже в вертикальном положении. Областной архитектор М. Ф. Мауер утверждал, что такая «реставрация» фактически уничтожит памятник старины. На его месте окажется не имеющее никакого научного значения и, может быть, даже безобразное сооружение. В качестве временной меры минарет опоясали деревянным корсетом, а накренившийся ствол перехватили 24 стальными тросами. Минарет остановился, но его верхняя часть всё ещё отходила от нормального положения на 1,8 метра». Судя по записям Шухова, разговоры о выпрямлении минарета шли ещё в 1922 году. Но практически приступить к делу удалось лишь десятилетием позже. О том, чтобы выпрямить минарет с помощью тросов, постепенно вытягиваемых лебедками, не могло быть и речи. Ствол его был бы неминуемо сломан. Полную гарантию целости башни не давали и другие проекты её выпрямления. […] Способ выпрямления минарета, предложенный Шуховым, […] был основан на выборе наиболее выгодной, вернее, безопасной траектории перемещения центра тяжести. Специалисты, ранее рассматривавшие этот вопрос, сходились на том, что опустившуюся сторону минарета надо поднимать на высоту образовавшейся просадки. Но Шухов нашёл, что легче опускать минарет, чем поднимать его. Ведь опускается башня под действием собственного веса, а подъем происходит при помощи механической силы. Кроме того, следует, считал Владимир Григорьевич, как можно меньше перемещать массу минарета. Тогда легче избежать сотрясений во время восстановительных работ». Арнаутов Л.И., Карпов Я.К., Повесть о великом инженере, М., «Московский рабочий», 1981 г., с. 277-278.

    «Это слишком дерзко»
    Нелли Кнауэр —
    29 декабря, 2016
    Санкт-Петербургским окружным военным судом 11 августа 1887 г. по обвинению в «состоянии тайного общества с целью низвержения государственного строя» был осуждён к шести годам ссылки воспитанник 4-го Московского кадетского корпуса и Николаевского инженерного училища подпоручик Бессарабского полка Михаил Фёдорович Мауэр. Дворянин Московской губернии был разжалован в рядовые и отправлен в Туркестан.

    Само провидение определяло его судьбу. Пройдёт время, и имя военного инженера, архитектора М.Ф.Мауэра, со дня рождения (1 ноября 1866 года) которого отмечается 150-летний юбилей, прочно войдёт в историю края, станет навсегда связано с одной из сокровенных святынь – медресе Мирзо Улугбека на площади Эль-Регистан в Самарканде. Он начал службу в Фергане. За отличие по службе и отвагу ему вернули утраченный чин подпоручика, затем был зачислен в запас, направлен в Новый Маргелан и назначен городским кокандским, позднее намангано-чустским архитектором. В отставку вышел в 1907 г. и вместе с семьёй проживал в Коканде. Жена Серафима Васильевна (Благовещенская) – одна из первых русских женщин фельдшер-акушерка, в Туркестане с 1890 года, работала среди местного населения и пользовалась большим уважением жителей края, сын Фёдор – доктор биологических наук, специалист в области семеноводства, селекции, генетики и систематики хлопчатника, и дочь Елена.

    Историки наших дней чётко фиксируют: М.Ф.Мауэр «застраивал Коканд», на запад от бывшего дворца последних кокандских ханов была проложена новая городская магистраль, застроенная капитальными зданиями европейского стиля, сохранившимися и доныне.

    Знаний не хватало, и в 40-летнем возрасте любознательный, талантливый инженер М.Ф.Мауэр становится студентом Рижского политехнического института. После окончания вуза и возвращения в Туркестан, в 1916 году с семьей переезжает в Самарканд, где начинает работать по восстановлению многих архитектурных памятников мусульманского зодчества. Обширные знания в области архитектуры, математики и инженерной практики позволили ему разработать уникальную систему поворотного круга и с его помощью выпрямить не только наклоняющийся, но и разворачивающийся при наклоне вокруг своей оси северо-восточный минарет медресе, построенный Мирзо Улугбеком в 1417-1420 гг. на площади Эль-Регистан в Самарканде. Высота его составляла 33 метра. Для его восстановления в 1918 г. была создана специальная комиссия. Реконструкция минарета – беспрецедентный случай в инженерной практике, описание которого вошло во многие издания, в частности, отмечено в книге «Сто великих чудес света» (М. 1999). Француз, российский археолог, исследователь истории Туркестана и, по совместительству, агент французской разведки И.А.Кастанье, проводивший регистрацию памятников старины в Самарканде, считал невозможным его восстановление.

    Военный инженер Б.Н.Кастальский, участник строительных объектов в Самаркандской области и инициатор создания комиссии для восстановления минарета, предложил разобрать и вновь собрать минарет. Но М.Ф.Мауэр считал, что такая реставрация фактически уничтожит памятник старины, на месте которого возникнет уродливый новодел, который уже не будет минаретом Улугбека. Он, напротив, предложил сохранить, выпрямить, удержать его в вертикальном положении. Споры между инженерами продолжались довольно долго. На многочисленные возражения скептиков М.Ф.Мауэр как-то запальчиво заметил: «Когда минарет будут выпрямлять, я готов стоять у его основания. А он и не переломится и не упадёт». В том же 1918 г. он разработал временное укрепление минарета в наклонном состоянии. Минарет был опоясан на половине его высоты деревянным корсетом, в виде оттяжек были использованы 24 толстых стальных троса весом до 36 тонн, притянутых к врытым в землю деревянным якорям.

    В зимнее время они издавали заунывные, гудящие звуки, за что сооружение у местных жителей получило название «чёртова гитара». Тросы менялись несколько раз, но конструкция простояла 14 лет и остановила падение башни, наклон которой к тому времени составлял почти два метра.

    М.Ф.Мауэр возглавлял архитектурную секцию при Самаркандском отделении Туркомстариса. Он провел большую, кропотливую, значительную по объёму работу по изучению архитектуры древних памятников края, обращался за консультацией к старожилам. Чтобы узнать дополнительные сведения о минарете и самому лучше улавливать смысл исторических текстов, он самостоятельно освоил персидский язык и прочёл массу литературы, посвящённой архитектуре края времён Тимуридов, привлёк к работам по реставрации памятников площади Эль-Регистан известных местных мастеров-каменщиков. Для того чтобы увязать между собой все расчёты, провёл измерения и вычислил истинный меридиан, проходивший через минарет. В местной газете было опубликовано сообщение о том, что на Регистане «разбит меридиан» (горожане приходили на площадь, чтобы потрогать эту географическую полоску – высеченный на мраморных плитах маленький крестик и два крохотных отрезка прямых линий).

    В 1927 г. М.Ф.Мауэр неоднократно ездил в Москву, где его проект реставрации минарета получил технические доработки инженера В.Г.Шухова. «Первый инженер России» академик В.Г.Шухов – автор радиобашни на Шаболовке в Москве – разработал систему наиболее «выгодного способа» реставрации. Он считал что «легче опустить минарет, чем поднимать его, и что следует как можно меньше перемещать массу минарета. На основании этого и был построен специальный поворотный круг для выпрямления минарета. Но когда он был доставлен на место в Самарканд, М.Ф.Мауэр обнаружил несколько неточностей, которые при практическом выполнении проекта могли привести к пагубным последствиям, оказаться роковыми для выпрямляемого минарета. В Москве вынуждены были согласиться с его расчётами. В этом же году надземная часть фундамента минарета была заключена в железобетонную обойму.

    После доработки поворотного круга в 1932 году по проекту М.Ф.Мауэра и под его руководством была блестяще проведена операция по восстановлению минарета в строго вертикальное положение. «Огромный ствол минарета был целиком отделён от своего основания и закреплён на раме с шатунами. Вся повреждённая его нижняя часть от уровня фундамента на высоту нескольких метров была удалена. Её заменили капитальной железобетонной кладкой

    В течение нескольких часов ствол минарета медленно «качнули» в обратном направлении и выпрямили», – писал профессор Е.М.Массон, принимавший участие в этом процессе и единственный из исполнителей работы, кто оставил её описание («Падающий минарет», Ташкент 1968 г.). Минарет «поворачивался легко и был установлен вертикально». Поворот осуществлялся при помощи системы тросов, охватывавших его корпус. Несколько часов спустя тросы были убраны, затем был убран и деревянный «корсет», отмечал М.Ф.Мауэр в письме В.Г.Шухову, описывая технические подробности выполненной работы и некоторые возникшие в ходе её мелкие проблемы.

    «Исходя из обстоятельств и по местным условиям работы производились медленно и с большими перерывами выпрямление было начато 7 января после обеденного перерыва при довольно буйном ветре и закончено 11 января в половине дня; во время работ не обвалилось ни одного кирпичного осколка и, насколько можно было проследить, не появилось ни одной новой трещины погрешность в определении центра тяжести минарета была невелика».

    Благодаря смелости идеи, точности до миллиметра расчётов М.Ф.Мауэра с помощью простого, несложного по материалам способа был спасён исторический памятник средневекового зодчества края. Никогда и нигде в прошлом и в последующие годы мир не знал подобного приёма сохранения памятников. Австрийский инженер И.Шредер писал по поводу проектов выпрямления минарета: «Это слишком дерзко, противоречит законам тяготения. Минарет обрушится, как только его начнут поднимать».

    Но минарет простоял более 80 лет, ныне верхняя его часть отклоняется в другую сторону, кто и как будет спасать шедевр старинного зодчества, пока не ясно. А тогда известный историк Д.И.Нечкин в своём письме от июля 1932 г. посчитал «своим долгом просить Наркомпрос Республики Узбекистан о «сравнении инженера Мауэра, – заведующего строительной секцией, выполнившего вполне самостоятельно все работы по такой опасной операции как выпрямление и реставрация падающего северо-восточного минарета медресе Мирзо Улугбека, в отношении оклада с научно-техническим руководителем», а археолог В.Л.Вяткин в ноябре того же года настаивал на необходимости «сохранить для работы в качестве руководителя работ по минаретам М.Ф.Мауэра». По проекту М.Ф.Мауэра была проведена также реставрация купола мавзолея Гур-Эмира, где покоится прах Амира Тимура и его потомков, но это было уже много позднее, в 1947 г., уже после смерти Михаила Фёдоровича, скончавшегося в 1936 г.

    «Глядя на обновлённые шпили минаретов, – пишет наш современник, – будем помнить и о тех, кто в полуголодные годы сделал всё, чтобы потомки не потеряли эту красоту».

      [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Э.М.Гендаль
    «Инженерные работы при реставрации памятников архитектуры» 1980г. (Со 147 по 191 страницу описаны технические подробности инженерных работ при реставрации минаретов памятников на Регистане и консервации соборной мечети Биби Ханум в Самарканде).
    https://djvu.online/file/HbGA03SJBIyKu

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.