#нетвойне

Сергей Дмитриевич Масловский-Мстиславский История

Настоящая фамилия Масловский, 23 августа 1876 Москва — 22 апреля 1943 Иркутск — русский революционер, советский писатель, историк, этнограф.

Родился в семье историка и профессора Военной академии генерал-майора Дмитрия Фёдоровича Масловского. Учился в первой Московской частной гимназии Ф.И. Креймана, в гимназии при историко-филологическом институте в Санкт-Петербурге.
В 1896 участвовал в антропологической экспедиции в Таджикистан.

В 1901 году окончил Санкт-Петербургский университет, естественное отделение физико-математического факультета; сдавал государственные экзамены экстерном, так как был отчислен в 1899 г. за участие в весенних студенческих беспорядках. Работал библиотекарем в Академии Генерального штаба.

В 1938—1940 руководил творческой кафедрой в Литературном институте СП СССР. Руководил семинаром Литературного института.

Умер в эвакуации в 1943 году. Похоронен в Иркутске.
* * *
В 1895 учась в Петербургском университете начал заниматься антропологией.
В 1896-1899 совершил пять экспедиций в Туркестан, объехал Восточную Бухару и предгорья Памира.
В 1898-99 принял участие в работе противочумной комиссии (пред. — принц А.П. Ольденбургский) в кишлаке Анзоб.
За научное исследование «Таджики» Масловскому была присуждена золотая медаль на конкурсе Петербургского ун-та.
В журнале «Русская антропология» (1901, No 2) опубликованы исследования «Гальча. (Первобытное население Туркестана)». Составленный Масловским в 1899 словарь язгулямского и шугнанского языков не сохранился.

В 1900 началась публикация этнографических произведений Масловского: в очерке «На окраине» («Россия», 18 июля), давшем название всему циклу, напечатанному в этой газете, описывается представляющая до сих пор значит. науч. интерес сцена радения членов мистического ордена Кадырия («лающих дервишей»), в других очерках даны точные и яркие зарисовки народного праздника в кишлаке Дарх с участием бачи — мальчика-танцора, переодетого в женский наряд («Кишлак скоморохов» — 15 авг.).
Селения прокаженных («В Самарканде» — 29 авг.), торговцев наркотиками и опиумоманов («Курильщики опиума» — 16 окт.) и народные состязания («козлодрания»), до сих пор бытующего в Северном Афганистане («Коп-карн» — 5 нояб.).

Позднее Масловский считал эти «лит. опыты» случайными, мотивированными поиском заработка: «никаких мыслей о лит. деятельности у меня в то время не было. В этом отношении определенную роль сыграло мое воспитание на классич. лит-ре. к-рую я довольно хорошо знал, — притом не в переводе, а в подлиннике, и в силу этого лит. мастерство — и. стало быть, профессия писателя — катались мне делом для меня недосягаемым… (восп. 1941 — РГАЛИ).

Зимой 1904 г. Масловский был командирован с докладом по теме «О дервишестве в Средней Азии» на Всемирный конгресс ориенталистов (Алжир, 1905). Но командировка не состоялась в связи с отказом Масловского от науч. работы: его интересы всё больше перемещались в сферу революционную.

К 1912-15 относится участие Масловскоого в масонских ложах Петербурга: он чл. Верховного Совета «Великого Востока народов России», создатель литературной и военной лож, а также автор устава масонской организации, который опубликовал под псевд. Евграф Сидоренко.

* * *

Фрагмент заметки Масловского «40 ступеней Шохи-Зинда», Самарканд

Популярность архитектурного комплекса среди суфиев росла. В ночь с четверга на пятницу здесь стали проводиться регулярные духовные радения. Российский этнограф Сергей Масловский (Мстиславский), посетивший Самарканд в конце XIX века, оставил записки о том, как ему удалось под видом дервиша участвовать на одном из таких радений.

В ту ночь, суфии ордена Кадирийя собрались в круг в верхней мечети Шахи-Зинда и медленно раскачиваясь, то хором, то по одиночке распевали молитвы, которые эхом проносились под старинными сводами и арками.

Масловский пишет о том, что постепенно участники ночного собрания входили в экстаз, а мечеть наэлектризовывалась от взрыва психической и духовной энергии, потрясая самих молящихся и открывая перед ними непередаваемые ощущения Божественного присутствия.

* * *

В РГАЛИ имеются Записные книжки с набросками статей Масловскоого.
«На сталинской стройке», «Узбекская литература», выписками из газет «Известия», «Комсомолец Узбекистана» и др.
1936-1939.

* * *

Гальча: (Первобытное население Туркестана) / С.Д. Масловский. Прозаич. пересказ для детей эпич. поэмы Низами «Искандер-намэ» (М.-Л., 1942)

Обложка книги «Черный Магома», 1932 г.

http://az.lib.ru/m/mstislawskij_s_d/text_1999_bio.shtml
https://e-samarkand.narod.ru/stairs.htm

1 комментарий

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.