Память об Андижанском восстании (Д. Н. Логофет) История
Д. Н. Логофет. Верховья реки Кизил-Су и Алайская долина. (Из путевых очерков по Средней Азии) // Военный сборник. 1913. № 1.
И. Б. Бахрамов. Андижанское восстание 1898 г. 2008. Холст, масло. Государственный музей памяти жертв репрессий при Кабинете Министров Республики Узбекистан
Глава VI. Память об Андижанском восстании
<…>
Передохнув недолго в Ачиг-Алма, мы, несмотря на непогоду, решили непременно на ночлег добраться до зимовки Джакенды.
Узкая тропа по берегу реки Кизил-Су была трудна для движения; пролегая по карнизам и извиваясь на подъемах, она перебрасывалась через невысокие, но крутые перевалы, утомляя страшно лошадей, скользивших по обледенелой почве. Часто слезая и ведя их в поводу, мы все-таки, принимая во внимание непогоду, подвигались довольно успешно вперед и окончательно воспрянули духом, когда ветер разом утих.
Зимний ландшафт расстилался со всех сторон и снеговая пелена сливалась на краю горизонта, где уже не было видно очертаний гор, как будто расплывшихся на общем белом фоне.
Переправившись через несколько глубоких оврагов, мы подошли к небольшому перевалу, у подошвы которого проводник киргиз остановился и, указав на него, сказал:
— Здесь, таксыр, конец Каратегина, а на той стороне уже будет земля Ферганы. Урус — начальник там, а бек здесь, — пояснил он, показывая белые зубы. — Там карошо — здесь не карошо, — тут же обнаружил он свои познания в русском языке и, ударив лошадь нагайкой, быстро стал взбираться на подъем, как бы стремясь скорее достигнуть стороны, где, по его словам, по-видимому, людям лучше живется.
Река Кизил-Су исчезла и ее направление виднелось лишь в виде извилистой глубокой трещины, на дне которой протекал шумно журчащий поток мутноватой воды.
— Сейчас Ката-Карамук будет, а там и Джакенды недалеко, — сообщил долго молчавший Ахмет. — Урус в нем живет — за лесом смотрит, чтобы киргизы его не жгли и не рубили.
Как бы чувствуя близость ночлега, наши кони прибавили шагу и через час, не больше, мы уже были в теплой юрте, отдыхая от трудностей дороги.
Путешествие изо дня в день более месяца по горным тропам давало себя чувствовать. Все части тела болели и невыносимо ныли, требуя продолжительного отдыха.
Приземистая одетая в широкую овчинную шубу и шапку фигура выросла у входа в юрту, выступая из облаков морозного воздуха, ворвавшегося в теплое помещение вместе с вошедшим.
Но киргизская шуба и меховой малахай как-то не гармонировали с берданкою за спиною, и вся фигура резко отличалась от достаточно приглядевшихся нам туземных типов.
— Здравия желаю, ваше скородие, — по-солдатски поздоровался он, остановившись у входа. — Прослышал от киргизов, что русские едут, дай, думаю, посмотрю на своих. Здесь не часто наши-то проезжают, в год один-два из господ военных, а то больше никого. Объездчик я лесной, — отрекомендовался он в заключение.
— Как же живется здесь вам среди киргизов?
— А ничего, лес караулим, с ружьем, тоже кое-когда на зверя и птицу ходим… жить можно. Они народ хороший, обиды никакой не видал от них. Тоже ко мне в гости ходят — душевные люди среди них есть, не хуже своего брата русского.
— Давно уже вы здесь служите?
— Я ведь еще из черняевцев, — с какою-то гордостью ответил объездчик, снимая свой малахай и показывая свою седую коротко остриженную голову. — Как на службу попал в линейный батальон 40 лет тому назад, так и остался, когда уволили вчистую, здесь в Туркестанском крае. Привык. Солнышко греет, земля хорошо родит, простор-то какой, не то что у нас в России: там теснота.
Присев около мангала и получив стакан чая, старик, давно не говоривший с русскими, засыпал нас вопросами, на которые получил самые обстоятельные ответы.
— Но вот вы хвалите весь здешний народ, а Андижанское восстание забыли? — навел его на воспоминания доктор.
— Что же Андижан?! Андижан дело особенное! Тут и султан турецкий и англичане работали. Разве здешний-то народ смог бы все сам сделать. Натравили его — он и пошел. И минг-тюбинского ишана, что зачинщиком был, мы хорошо знавали. Он хоть и заводчик всему считался, а только как шарманка он играл, а ручку-то шарманки кто-то другой потаенно вертел. И теперь, правду сказать, здесь везде всякий народ по кочевьям шмыгает. И муллы и ишаны. Кто их знает, про что они промеж себя в тайности беседы ведут? Меня так тоже во время Андижанского восстания чуть не порешили, только как-то Бог спас.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.