Мавзолей Турки-Джанди в Бухаре История Старые фото

Здесь покоится живший в 11 веке Шайх ул-Имом Абу Наср Ахмад ибн ал-Фазл ибн Мусо ал-Жандий из Джанды — Туркменской колонии на берегах Сырдарьи, во владениях Империи Саманидов.
Известно, что при жизни Туркмен из Джанды имел огромный авторитет и слыл чудотворцем, и почти сразу после смерти к его могиле потянулись паломники — всё же не так много мусульманских святых было тогда среди Тюрок-кочевников.

В основе мавзолей чуть ли не домонгольский, а окончательный облик он принял скорее всего в 17 веке (хотя и ± лет 200, что не редкость для Средней Азии), был одной из важнейших святынь Бухары ещё при Эмирах.

а) В начале ХХ в. имя Святого, его звание в написании на узбекском языке, звучало у Мухаммада Шарифджана Садри 3иё в изложении Али Балжувони так: Шайх ул-Имом Абу Наср Ахмад ибн ал-Фазл ибн Мусо ал-Жандий.

б) Впервые об имаме ал-Джанди написал Абу Камил Ахмад ибн Мухаммад ал Бусайри Анбардувани ал Бухари (ум. 449/1057) – хадисовед, законовед ханафитского толка, историк и филолог из селения Анбардуван в области Бухары. Автор не дошедшего до нас Биографическоrо словаря нисб «Ал-Мудахат ва-л-Мудафат фил-асма ва-л-ансаб» (Исправления и дополнения к именам и нисбам), которым пользовался ас¬Сам’ани при написании книги «Ал-Ансаб». Если ранее первым упоминанием об имаме ал-Джанди было принято считать середину ХII в. (т.е. дату окончания работы ас-Сам’ани «Китаб ал-Ансаб» (книга генеалогий), то теперь мы можем утверждать, что первым автором, упомянувшим имя Ходжа Джанди, является ал-Бусайри и первым упоминанием об имаме ал-Джанди нужно считать дату не позже 1057 г., т.е. середину XI в., возможно и раньше.

в) В течение почти десяти веков из первоначального имени имама ал-Джанди, в результате изменения орфографии, стилистики арабского языка, из его имени выпали частица и слово «ал-Музаккар» и еще 2 частицы «ал». Если еще раз сравним полное написание имени имама ал-Джанди в XI в. и в начале ХХ в. (смотри выше), то убедимся, что на мазаре Турк-и Джанди похоронен именно имам ал-Джанди из туркменского племени и города Джанда. В начале ХХ в. он считался старейшиной имамов Бухары.

Источники первый и второй.

Бухара. Мазар Турки Джанди, 1886-1899 годы. Автор — Ole Olufsen.

Улицы старой Бухары в 30-е годы XX века.

На заднем плане слева — минарет Калян, по центру — минарет Гаукушан. Базар зелени и мазар Турк-и Джанди 1930 – 1937 годы. На переднем плане магазин № 9 старо-бухарского РАБКООПА. Автор: Фототипия Пр. К. Т-ва «Артель фототипов» г. Москва.

Квартальная мечеть Оби равон, также виден портал мазара Турки Джанди.

Автор фото: miss C Y Hunter. 1910-1918 годов. Перепост от А. Отливанчика.

Книжный магазин, 1997 г. Это в зелёном базаре, вблизи Турки Жанди.

Слева виден пештак медресе Мухаммад Юнус-Бия, второе название Хусайни. Фото: Gueorgui Pinkhassov.

Источник: страница Культурное наследие Средней Азии (Cultural heritage of Central Asia).

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.