Чимкентский тракт на спутниковых снимках История Старые фото
Константин Балтин
Случайно наткнулся на интересную статью на Письмах о Ташкенте, где в комментариях обсуждали Чимкентский тракт. Основная статья 2020 года касалась старой карты Ташкента. Вообще я очень люблю работать с картами. Жалко, что много исторических карт Ташкента трудно найти в интернете в большом разрешении и чтобы карта охватывала весь город. Если кто-то в комментариях размещает фрагмент карты, тогда только я узнаю, что данная карта за определенный год существует.
В комментариях под статьей обсуждали, где проходил старый Чимкентский тракт писали про переправу через Бозсу, про русский дом на этой переправе и сравнивали это все со старыми картами Ташкента. Хочу разместить несколько интересных комментариев из той статьи:
1) Лидия Козлова: Чимкентский Тракт — это не улица Энгельса, Амира Темура. Если встать на перекрёстке Энгельса — Урицкой лицом в сторону Института Связи, то левее, на расстоянии небольшого квартала будет ещё одна улица, идущая в сторону Парка Победы. Это и есть исторический Чимкентский Тракт (Носырова). Я бы назвала улицы параллельными, но Чимкентский тракт был «волнистый», с изгибами. Московская сначала заканчивалась у тюремного замка, потом «приросла» до Урицкого, а уж дальше пробивали, через старые кварталы улицу Энгельса, прямую и широкую, в первой половине 60х.
2) шел мимо: Лидия, правы Вы. Если под Чимкентским трактом понимать не дорогу по направлению в Чимкент, а название улицы, то да, была такая. Как Вы и описали, начиналась она в той самой точке, где заканчивалась Энгельса, то есть на пересечении с Урицкого. Если быть точным, то улица Урицкого пересекала Энгельса и продолжалась на длину того самого небольшого квартала, от которого брала начало ул. Чимкентский тракт. Чимкентский тракт несмотря на то, что был весьма узкой улицей, имел очень оживленное движение, ибо в направлении парка Победа (и далее) других дорог не было. По ней и второй трамвай курсировал по узкой однопутной колее с разъездами.
3) urman: Чимкентский тракт — дорога, выходящая на дендропарк и начинающаяся от круга, на котором заканчивалась улица Энгельса. В этом смысле тракт можно считать продолжением улицы Энгельса (Московской, Амира Темура).
Параллельно Энгельса шла «волнистая» улица Шахрисябзская, которая начиналась от улицы Сталина, через сто метров оставляла слева начинающуюся от неё улицу Лахути и, «волнуясь», шла дальше.
4) Зоркий сокол: Парк победы был слева если двигаться в сторону Юнусабада. Чимкентский тракт выходил к Черняевке, а потом к Дендропарку (тоже слева) и, если не ошибаюсь, продолжался до Чимкента (теперь Шымкент).
На спутниковых снимках 1965, 1967, 1980 годов хорошо видна данная дорога. Можно подробно разглядеть переправу через Бозсу.
Кто-нибудь знает, русский дом сохранился до 1965 года? Может быть он есть на данных снимках?
Часть Чимкентского тракта еще видна на снимке 1980 года. На современной карте Ташкента тоже есть мини отрезок прошлой дороги, который находится на север от жд путей. Сейчас это коротенькая улица Юнусабад, которая вливается в улицу Амира Темура.
Я позже только заметил, что во время строительства нового автодорожного моста искусственно изменили, поправили русло Бозсу. Это тоже большая и сложная работа.
Константин[Цитировать]
на снимках не видно водопада около Семашко, его зачем-то ликвидировали. На на снимках 1963,65 и 1980 годов русло широкое, но я купался в этих местах с 1980-го и профиль берегов был уже другим, русло было уже и были поляны на месте затопленных участков видимых на фото 1980 года.
AK[Цитировать]
Водопад на Бозсу? Присылаю снимок 1965 года, видно санаторий Семашко, но я не вижу водопада.
Константин[Цитировать]
значит, к 1965 его уже не было.. Фаат Янышев жил в том районе и рассказывал мне как примерно в конце 1950-х начале 60-х знаменитый узбекский писатель живший в этой махалле часто приходил на этот живописный водопад, отдыхал и записывал в тетрадь свои мысли.
На фото слева река образует петлю. На этой поляне мы отдыхали после или вместо занятий в начале 1980-х.
Выше виден горбатый мостик с которого прыгали дети в фильме «Нежность» 1967 года.
AK[Цитировать]
Возможен вариант, что это было ответвление Калькауза (левее самого нижнего мостика). Там могли дамбой из скальных обломков подпирать уровень авиазаводской ГЭС (ниже по течению) построенной перед войной. А на фото этот водопад, уже не виден — там дорога.. но это только версия..
AK[Цитировать]