Карта Ташкента и окрестностей Разное

Опубликовал Александр Волостин в группе ТАШКЕНТСКИЙ БУКИНИСТ.

Старинная карта. Ташкент и окрестности Ташкента.

40 комментариев

  • Фото аватара Евгений:

    Даже Русский дом обозначен….. https://www.wdl.org/ru/item/10993/

      [Цитировать]

  • Фото аватара Евгений:

    Еще одно фото избушки.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Усман:

      В современных ориентирах это где?

        [Цитировать]

      • Фото аватара Евгений:

        Переправа через Бозсу на Чимкентском тракте (Московская — Энгельса — Амира Темура)…. Если современный мост там же, то недалеко от телебашни.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Лидия Козлова:

          Евгений, Чимкентский Тракт — это не улица Энгельса, Амира Темура. Если встать на перекрёстке Энгельса — Урицкой лицом в сторону Института Связи, то левее, на расстоянии небольшого квартала будет ещё одна улица, идущая в сторону Парка Победы. Это и есть исторический Чимкентский Тракт (Носырова). Я бы назвала улицы параллельными, но Чимкентский тракт был «волнистый», с изгибами. Московская сначала заканчивалась у тюремного замка, потом «приросла» до Урицкого, а уж дальше пробивали, через старые кварталы улицу Энгельса, прямую и широкую, в первой половине 60х.

            [Цитировать]

          • Фото аватара urman:

            Чимкентский тракт — дорога, выходящая на дендропарк и начинающаяся от круга, на котором заканчивалась улица Энгельса. В этом смысле тракт можно считать продолжением улицы Энгельса (Московской, Амира Темура).
            Параллельно Энгельса шла «волнистая» улица Шахрисябзская, которая начиналась от улицы Сталина, через сто метров оставляла слева начинающуюся от неё улицу Лахути и, «волнуясь», шла дальше.

              [Цитировать]

          • Фото аватара шел мимо...:

            Лидия, правы Вы. Если под Чимкентским трактом понимать не дорогу по направлению в Чимкент, а название улицы, то да, была такая. Как Вы и описали, начиналась она в той самой точке, где заканчивалась Энгельса, то есть на пересечении с Урицкого. Если быть точным, то улица Урицкого пересекала Энгельса и продолжалась на длину того самого небольшого квартала, от которого брала начало ул.Чимкентский тракт.
            Чимкентский тракт несмотря на то, что был весьма узкой улицей, имел очень оживленное движение, ибо в направлении парка Победа (и далее) других дорог не было. По ней и второй трамвай курсировал по узкой однопутной колее с разъездами.

              [Цитировать]

            • Фото аватара Лидия Козлова:

              Да, мои представления об этом районе совпадают с тем, что написано в комментарии ШЁЛ МИМО. Чимкентский тракт (именно улица с таким названием) совершенно самостоятельный путь. Он начинался от Урицкого (Ниязбкской) и приводил к воротам Парка Победы (тогда вход был именно там). Моя нянюшка жила на Чимкентском Тракте. Старушка так и говорила, что прописана на Чимкентском Тракте у родственников. Мы ездили к ней по кривобокому тракту на втором трамвае. К 1963г. он был переименован (кажется, в ул.Носырова?). Энгельса продолжала своё победное шествие рядом с Чимкентским трактом. Расстояние от Чимкентского Тракта до Энгельса равнялось одному кинотеатру «Спутник» («Казахстан»). Фасадом он смотрел на Энгельса, а тыльная стена глядела на бывший Чимкентский Тракт. И ведь за ним ещё дома стояли. С 1963по 1965г. наш класс ездил на практику в новенький Институт Связи. Трамвай №2 уже шёл по Энгельса до самого поворота направо. А вот дальше до института ещё была махалля с глинобитными домиками и красивыми цветущими деревьями. Шли мы по узкой асфальтовой улочке без тротуаров. В это время Энгельса ещё не соприкасалась с Парком. Между Институтом и боковым забором существовал такой сельский район, за ним узкое оживлённое шоссе и наконец, ограда парка. На наших глазах всё это было снесено и ул. Энгельса прошествовала дальше. Вид Чимкентского Тракта уже как городской улицы хорошо просматривается на карте 1922г со всеми его изгибами.

                [Цитировать]

              • Фото аватара Лидия Козлова:

                В реальности никакого примыкания не было. Они существовали одновременно какое-то время. Видимо эту старинную улицу просто снесли в процессе реконструкции. Вот панорама Парка из публикаций «Писем..» Кажется, Евстафия Бостанова (ник такой). Фотограф — на парашютной вышке (больше не откуда). Смотрит он в сторону площади перед тогдашним входом. Энгельса слева, где виден многоэтажный дом , ближайший к нам, а вот стрелкой я указала на улицу, которая когда-то была Чимкентским Трактом. Я не помню точно, как был переименован Чимкентский Тракт в то время. Спасибо, дорогие собеседники! С удовольствием побродила по несуществующим местам.

                  [Цитировать]

          • Фото аватара Semyon:

            Чимкентский тракт — это продолжение улицы Энгельса. В последующем изгибы были выровнены близ Анхора. Стрелками показал примыкание Чимкенского тракта с ул. Энгельса.

              [Цитировать]

          • Фото аватара Евгений:

            Спасибо. Дал пояснение общеизвестными названиями….. Вам то не надо объяснять, что Чимкентский тракт, в первую очередь, это не улица в Ташкенте.

              [Цитировать]

        • Фото аватара Усман:

          А на карте же разветвление Калькауза и Чаули?

            [Цитировать]

          • Фото аватара Евгений:

            Судя по плану Ташкента из Путеводителя 1937 года, первым после переправы через Бозсу отходил арык Чаули, затем — Гардаган и далее — Калькауз.

              [Цитировать]

      • Фото аватара Semyon:

        Музей Памяти Жертв Репрессий

          [Цитировать]

  • Фото аватара olga:

    Есть ещё карта 1932 года ..на ней как то просто и понятно это так называемое смещение или продолжение улиц ..Была ул Энгельса , которая или начиналась или заканчивалась на углу Энгельса -Урицкого …заканчивалась каким то механическим цехом-мастерской известного завода с одной стороны ..и парикмахерской и опорным пунктом милиции с другой стороны ..потом шёл поворот трамвая влево с Энгельса на Урицкого ..Трамвай проходил небольшой кусочек улицы Урицкого мимо прохода во двор Дома Коммуны , мимо кинотеатра Дома Коммуны ..поворачивал направо на Чимкентскй тракт-Насырова ..( многие называли по старому Чимкенсткий тракт по которому приходили большие караваны верблюдов в город )..и шёл к озеру Победа …дальше не знаю ..вроде к гидростанции ….Чимкентский -пыльная и грязная , в основном трамвайная дорога ..На Насырова ( Чимкентский тракт )..знаю только роддом №5 ( там мама одно время работала )и табачную фабрику ( соседи работали ), ну, завод минеральной воды ..и наБозсу ходили купаться ..вода была холодная..но относительная чистая ..не то что вода пополам с мочой на озере Победа ..Что потом после 1966 не знаю ..мы уехали в августе 1966 года -навсегда ..и что куда пробивали и расширяли уже не знаю ..но похоже снесли подчистую Дом Коммуны ..и по расчищенному пробили дорогу на север..Кусочек того самого поворота с Энгельса на Урицкого есть на двух фотографиях ..( они есть на ПоТ )

      [Цитировать]

  • Фото аватара olga:

    Это фотография сразу с поворота Энгельса -Урицкого ..виден проход во двор Дома Коммуны..Поперёк это Урицкого ..до поворота на Насырова ..тот угол хорошо описан уТ. Перцевой ..

      [Цитировать]

  • Фото аватара olga:

    После первой фотографии вторая с подъёмом , на ней кинотеатр Дома Коммуны..и это тоже ул Урицкого от поворота с Энгельса , до поворота на Насырова ( к Победе )всё как на карте 1932 года

      [Цитировать]

    • Фото аватара Peter:

      Потом где-то здесь справа было простоено здание, на первом этаже которого распологалось кафе «Лебедь» или «Лебеди» уже не помню точного названия. На крыше здания был виден лебедь в виде люминофорной лампы.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Я попыталась рассказать о маленьком участке бывшего Чимкентского Тракта (первозданного караванного пути) от Урицкой до Парка Победы, который ещё сохранялся в организме города в 50-60х. годах и по которому мне довелось самой ходить и ездить. Как я понимаю, это были последние годы существования неказистой улицы. А вот что пишет Чабров: «Эта оживленная улица переходила в Чимкентский тракт, старинную караванную дорогу, которая после взятия Ташкента стала почтовым трактом. Все грузы до постройки железной дороги с севера шли в Среднюю Азию через Чимкент. Содержание почтовых станций было выгодным делом, которым охотно занимались русские купцы и предприниматели. По всему протяжению тракта – от Ташкента до Оренбурга – располагались почтовые станции. Это были дома, вначале приспособленные на случай внезапных нападений, а позднее строившиеся по типовым проектам. Самый быстрый курьер, постоянно менявший лошадей, мог доскакать от Оренбурга до Ташкента за неделю. Обычные же путники тратили на проезд через бескрайние степи в тарантас, запряженном лошадьми, не менее двух недель.
    В конце шестидесятых годов, на Чимкентском тракте, далекой окраине города, была построена тюрьма. Она никогда не пустовала. В тесных камерах одноэтажных строений, располагавшихся за высокой глинобитной оградой, сидели уголовные преступники». Спасибо Евгению Смехову. http://oldtashkent.com/arkhitekturnyj-oblik/po-ulitsam-tashkenta.html

      [Цитировать]

    • Фото аватара olga:

      …»В конце шестидесятых годов, на Чимкентском тракте, далекой окраине города, была построена тюрьма»..А …всегда читалось , что тюрьма была построена на Московской.ул .. ..а Чимкентский тракт начинался от кривулины -Ниязбекской(Урицкого ) ..в которую с юга упиралась ( или начиналась )эта самая Московская ул ..

        [Цитировать]

      • Фото аватара Усман:

        Да. Он приблизительно пишет. Навряд ли он был в камерах тюрьмы. В 37-ом году по 40 человек набивали в камеры, спали по очереди.

          [Цитировать]

      • Фото аватара olga:

        Московская была улицей..и на окраине этой улицы была построена городская тюрьма ..А тракт -хоть Чимкентский хоть другой-это тракт ..(нем. Trakt «большая дорога» от лат. tractus «волочение» от traho — «тащу») — устаревший термин для обозначения транспортной дороги, улучшенной грунтовой дороги, а также вообще большая наезженная дорога (большак), соединяющая важные населенные пункты (в отличие от просёлочной, соединяющей сёла и деревни). Большак , соединяющий важные населённые пункты..И этот Большак в 1925 году в адресной книге не значился как городская территория …На карте 1925 года ..маршрут городского трамвая вероятно доходил до городской черты..и последним пунктом значился Чимкентский тракт ..

          [Цитировать]

        • Фото аватара olga:

          К 1936 году маршрут городского трамвая №2 выглядел уже иначе ,превратился ли тракт в улицу Насырова ..не знаю ..но это уже был не большак , а
          городская территория ..

            [Цитировать]

      • Фото аватара Лидия Козлова:

        Имеются ввиду 60е годы 19века. Там построек ещё нет на карте 1890, кроме тюрьмы.

          [Цитировать]

        • Фото аватара olga:

          Да ..были там постройки , были , и тюрьма со своими постройками и садами -огородами и даже больницей и библиотекой ( не одними арестантами в вонючих камерах ),и какие то склады ..домики и строения вплоть до того моста и русского домика на обрыве ручья ..У меня только огрызок карты ..с Чимкентским трактом ..а есть более развёрнутые карты ..искать лень ..Есть даже наш двор ( на Московской ) напротив тюрьмы ..Чай обитаемое пространство был новый Русский Ташкент, а не лунный пейзаж ..

            [Цитировать]

          • Фото аватара olga:

            В конце -начале Московского на пересечении с Ниязбекской какие то строения -не то таможенный пункт ..не то караульная служба на въезде -выезде из города ..и выше по Чимкентскому тракту дома и домики ..жилые или нет ..скорее всего жилые ..с садами

              [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Интересно, как маршрут Чимкентского Тракта прослеживается от Парка Победы по городским картам? С какой стороны он обходил Парк Победы, слева или справа? Или Парк разбили прямо по тракту?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Зоркий сокол:

      Парк победы был слева если двигаться в сторону Юнус Абада. Чимкентский тракт выходил к Черняевке, а потом к Дендра парку (тоже слева) и, если не ошибаюсь, продолжался до Чимкента (теперь Шымкент).

        [Цитировать]

      • Фото аватара Лидия Козлова:

        Да, спасибо! Эти пути можно найти на карте 1890г., хотя построек там ещё нет. Город в этой части расползался по существующим дорогам.

          [Цитировать]

      • Фото аватара Semyon:

        Карта 1910 года

          [Цитировать]

        • Фото аватара Лидия Козлова:

          Спасибо! Никогда не видела такой карты! А вот карта 1890г.

            [Цитировать]

          • Фото аватара olga:

            Ниязбекская — вроде северной границы города ..по ту сторону дороги -сады ..сады ..сады ..А вот слева( между Чаульёй и Чимкентским трактом ) старая Шахрисябская -это постоялые дворы и дома кашгарских купцов ..Наш двор со стороны Шахрисябской постоялый двор для караванов верблюдов…а со стороны Московской -гостиничные номера со входом со стороны улицы Московской и выходом через террасу во внутренный двор ..Самый большой двор со стороны Чимкентского тракта ..это даже дети нашего двора знали .. Держала постоялый двор татарская семья ..к нашему послевоенному детству глава фирмы уже умер ..да и двора как частного владения уже не было ..а был большой коммунальный двор и дочь бывшего хозяина была старшей по этому самому двору ..Со стороны улицы Московской (Энгельса ) долго ещё стоял высокий чугунный столб с крюками на разной высоте ..Мы,детвора гадали что за столб ..предполагали всякую ерунду ..пока однажды не увидели верблюдов , привязанных к этому столбу ..в нашем дворе мужиков в малахаях и халатах ..как вышедших их прошлого времени ..Мужики сидели на кошме посередине двора , тётя Аля принесла огромный чайник ..и эти дядьки сидели и ели ( уже не помню что )..не обращая никакого внимания на общественный туалет рядом .Думаю ..тюрьмы напротив через дорогу ещё не было ..а постоялый двор на Чимкентском тракте уже был ..и был он всегда ..Сегодня дорога через весь Ташкент с севера на юг называется проспектом Амира Тимура , а до это называлась Энгельса , а до этого ещё как то ..а по сути это всё тот же Чимкентский тракт ..большак между городами ..

              [Цитировать]

            • Фото аватара olga:

              Тюремный замок и конная привязь напротив ( что то вроде стоянки такси )..а ближе к краю фотографии Кашгарский проезд и на углу верблюжья привязь ..которая простояла до самого нашего отъезда из Ташкента в 1966 году

                [Цитировать]

    • Фото аватара olga:

      Вспоминала , вспоминала ..слева или справа был парк Победа..Не вспомнила ..

        [Цитировать]

  • Фото аватара Евгений:

    Чаули́ — левый отвод Бозсу, брал начало в районе Парка победы (Аквапарк)…… https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%A2%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0

      [Цитировать]

  • Фото аватара Anna:

    А какого года эта карта? Благодарю!

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.