Пароход «Ташкент» История

Ольга Фалко

Мой дедушка, Лев Максимович, в 16 лет тайно от родителей убежал на войну. Ходил из Владивостока на Аляску на этом пароходе Ташкент, по Ленд-лизу. В Америку вёз наше золото, обратно консервы и шоколад. Японцы все время бомбили с истребителей на воде.

Дедушка прожил до 92 лет! Помню, люблю.

Анатолий Галинский

Про «золото» тоже дедушка рассказывал.., или совковой пропагандой навеяло?
UPD. Еще раз прочитал, затем на пароход глянул, — это ж сколько в такую махину шоколада с консервами помещалось?
А вообще-то про Lend Lease (если конечно хочется что-то знать и понять) книгу бывшего Премьера СССР Николая Ивановича Рыжкова почитать нужно. Этот (ныне покойный) коммунист много чего знал и очень правильно, с цифрами, всё описал.
Да, а возили на этом пароходе тонны штампованной американской «железки», такие специальные листы для покрытия аэродромов, что служили «запасными» для перегона самолетов Р-39 «Аэрокобра» на которых летали и успешно били фашистов летчики авиаполка будущего маршала авиации Покрышкина А.И. И сам Александр Иванович так долбал американскими снарядами из автоматической (американской же!))) 37-миллиметровой пушки всю эту фашиствующую мразь, что те в ужасе по рации кричали — Ахтунг, Ахтунг, в небе Покрышкин! За что и был трижды удостоен высокого звания Героя СССР.
И ещё, — этими листами по самые 90-е годы прошлого столетия были устланы все мелкие аэродромы советского Дальнего востока (включая 3км ВПП а/п Охотск!). Но это, конечно же, «страшная» государственная тайна!
А Дедушке светлая память!

Источник.

30 комментариев

  • Фото аватара Гога:

    «Японцы все время бомбили с истребителей на воде.»
    Всё время, это когда? До того, как СССР напал на Японию, или после?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Саид:

      Дурака-то не включайте. После 7 декабря 1941 года.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Гога:

        Что, после 7 декабря 41 года? Японцы бомбили советские суда? При действующем пакте о нейтралитете? Кабы такое было, то об этом орали бы из каждого утюга. Японцы строго соблюдали пакт о нейтралитете.

          [Цитировать]

        • Фото аватара J_Silver:

          Не особенно соблюдали — нападали время от времени, это давным-давно известно

            [Цитировать]

          • Фото аватара Гога:

            J_Silver:
            Не особенно соблюдали — нападали время от времени, это давным-давно известно

            А, ну, если вам давным-давно известно, тогда конечно.

              [Цитировать]

        • Фото аватара Саид:

          Вошел в американские территориальные воды, становишься законной добычей. В итоге это золото стали возить даже подлодками.

            [Цитировать]

          • Фото аватара Джавдет:

            В период войны на Тихом океане японцы действительно соблюдали нейтралитет. Это не мешало им в период 1941-44 гг. останавливать и досматривать советские суда, некоторые из которых задерживались на срок от нескольких часов до нескольких месяцев. По потерям. Всего за время войны на Тихом океане было потеряно 23 советских судна. Из них 9 потерпели кораблекрушения в период штормов или в сложной ледовой обстановке, а также на советских минных заграждениях. Остальные 14 судов потоплены противником или в результате дружественного огня. Что касается потопления советских судов японцами, то подтвержденной является гибель следующих судов: в декабре 1941 г. четыре советских сухогруза, проходивших ремонт в порту Гонконга, были потоплены при налете японской авиации на британскую военно-морскую базу и порт в Гонконге; два советских сухогруза, ошибочно принятые за британские, потоплены японцами в Южно-Китайском море также в декабре 1941 г.; 3 октября 1942 г. в Бенгальском заливе японской подводной лодкой был потоплен сухогруз «Микоян».
            Почти половина советских потерь (шесть судов) приходится на действия американского подводного флота, боевым лозунгом которого был девиз — «Топить всех» (Sink ‘em all!) . Удары по торговым судам наносились в условиях плохой видимости или при ошибках целеуказания. По этой же причине было потоплено немало и американских боевых кораблей и торговых судов.
            Когда в начале 2000-х российской стороной был поднят вопрос о досрочной выплате Америке долга по ленд-лизу, то вопрос о компенсации потерь советских торговых судов от действий американского флота был специально опущен, чтобы не осложнять процесс выплаты.

              [Цитировать]

        • Фото аватара Саид:

          Старший брат не соблюдал эти бумажки, а японцы должны были соблюдать? До Перл-Харбора 30% РККА находилось на Дальнем Востоке.

            [Цитировать]

  • Фото аватара J_Silver:

    Кстати, высер некого Галинского тоже нужно было включать?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Василиса:

    Очень популярная фотография корабля. Фигурирует во многих публикациях. Яндекс выдал целую страницу. Об эсминце «Ташкент» есть данные: что, откуда, кто строил, кто утопил. О пароходе «Ташкент» таких данных нет. Только вот такая строчка о событиях в Феодосии : «Транспорт “Ташкент” –5552 брт. –30.12.41 года в 13 час.30 мин., в момент отхода от пристани, после высадки десантных войск в результате попадания авиабомбы затонул». Мне кажется, это трогательный рассказ дедушки своей маленькой внучке. Реальные события он облекает в форму сказки, доступной для малышки. Слава дедушке — моряку! Слава нашим героям!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Саид:

      На фото грузовой пароход «Ташкент». Ни в каких публикациях эта фотография не фигурирует. А Вы рассказываете про лидер эсминцев «Ташкент» из Черноморского флота, который затонул 2.07.1942 года. Название, скорее всего, перешло к этому грузовому пароходу.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Василиса:

        Имеющий глаза да видит. http://zhurnal.lib.ru/n/nemenko_a_w/des.shtml См. фотографию.

          [Цитировать]

      • Фото аватара Василиса:

        Один мой комментарий с фотографией находится на проверке. Традиционно проверка будет долгой! Речь идёт о «Ташкенте» именно с той фотографии, которая приложена к данной статье. И погиб он в 1941году: «Димитров» направились в Туапсе, «Калинин» в Новороссийск. В порту остался только транспорт «Ташкент», очищающий винт от сетей.
        Через двое суток винт удалось очистить с помощью взрывных зарядов, и 1.01.41г. корабль начал отход от стенки порта. Две бомбы попали на причал, и вызвали взрыв боезапаса. Еще две бомбы поразили надстройку транспорта, и разорвались в машине. Машина и другие механизмы были разрушены, вахтенные вместе со старшим механиком С. И. Афанасьевым и все, кто работал на камбузе, погибли. Многие моряки были ранены.
        Одна из бомб угодила в мостик, но не взорвалась, а пробила его насквозь. Капитан, сильно контуженный, провалился в горящие обломки кают-компании. Помполит и матрос Загорулько извлекли его из-под обломков и перенесли в относительно безопасное место.
        На корабле разгорелся пожар, который тушить было нечем. в 15 часов транспорт сел на дно и полностью выгорел».

          [Цитировать]

        • Фото аватара Василиса:

          Через поисковик Яндекса я получила 19 разных публикаций с основной фотографией. Если я скопирую ссылки, мой комментарий отправится в долгий ящик, и вы, Саид, так и будете думать, что это уникальный экземпляр. РАКУРС » Новости туризма Самарканда
          samtur.uz
          Узбекские» корабли в мировом океане
          Ибрагимов КОМИЛЖОН, 13 мая, Toshkent — (186) друзей профиль в одноклассниках
          640×449
          Ибрагимов КОМИЛЖОН, 13 мая, Toshkent — (186) друзей профиль в одноклассниках
          ok-ua.ru
          Фотографии пользователя Ибрагимов КОМИЛЖОН в одноклассниках
          Иллюстрации к «История одного десанта (все)»
          320×235
          Иллюстрации к «История одного десанта (все)»
          budclub.ru
          Неменко Александр Валериевич. История одного десанта (все)
          320×235
          Неменко Александр Валериевич. История одного десанта (все)
          zhurnal.lib.ru
          Кто же должен был прикрывать десант с воздуха?
          Неменко Александр Валериевич. История одного десанта (все)
          320×235
          Неменко Александр Валериевич. История одного десанта (все)
          samlib.ru
          История одного десанта (все)
          Photos added January 2, 2019 — FleetPhoto
          250×192
          Photos added January 2, 2019 — FleetPhoto
          fleetphoto.ru

            [Цитировать]

        • Фото аватара EC:

          На проверке сейчас нет комментариев, все опубликованы.

            [Цитировать]

          • Фото аватара Василиса:

            Евгений Семёнович, «проверка» была вчера. (23/05/2024 в 20:06). А впрочем, уже неважно, Джавдет нашёл все данные. Есть публикация и на узбекском языке https://zarnews.uz/an3 15.02.2022 с этой фотографией. Целиком про корабли с узбекскими названиями.

              [Цитировать]

  • Фото аватара Джавдет:

    Первоначально судно носило название «Айован» (Iowan). Заложено в 1913 г. на верфи американской судостроительной компании Maryland Steel Co., Спэрроуз-Пойнт, Мэриленд. Спущено на воду в январе 1914 г., строительство завершено в мае того же года. Судно приобретено для американских ВМС в декабре 1917 г. 21 февраля 1918 г. введено в состав ВМС, получив название «Айован» (ID 3002). Судно принимало участие в Первой мировой войне, доставляло американские войска и грузы на европейский театр войны, а затем осуществляло эвакуацию американских воинских контингентов из Европы в Америку. 22 декабря 1919 г. выведено из состава ВМС и передано прежнему владельцу — «Американо-гавайскому пароходству» (American-Hawaiian Steamship Co. of New York).
    В 1942 г. приобретено американским Управлением военного судоходства (War Shipping Administration). 6 декабря 1942 г. передано по ленд-лизу Советскому Союзу. Судно переименовано в «Ташкент», приписано к Дальневосточному государственному морскому пароходству и до конца Второй мировой войны прикомандировано в состав Тихоокеанского флота ВМФ СССР.
    В августе 1945 г. «Ташкент» принял участие в боевых действиях против Японии, осуществляя доставку советских войск и грузов в Чхонджин (Корея), на Сахалин и Курильские острова. После войны «Ташкент» вернулся к торговому мореплаванию на Дальнем Востоке. В конце 1966 г. исключен из действующего состава коммерческого флота и передан Северной Корее для использования в качестве промыслового судна. Списан на утилизацию в 1969 г.

      [Цитировать]

  • Фото аватара J_Silver:

    Были и лидер Ташкент, и войсковой транспорт Ташкент и грузовой корабль, полученный по ленд-лизу… И все они были иностранцами по происхождению!

      [Цитировать]

    • Фото аватара Василиса:

      И это ещё не всё! Ведь был когда-то ещё один «Ташкент» в Аральской флотилии. И вот он был сделан в России, единственный из всех пароходов на Аральском море. Правда, давно это было, в позапрошлом веке… «Железный колесный вооруженный пароход «Ташкент». 95 /140 т. 31,93 — 4,87 -0,48 м. 35 н.л.с. / 140 л.с. 1-0,25 пуд. пушка. В 1870 г. построен Воткинским заводом по заказу Морского ведомства за 35000 руб. В разобранном виде перевезен гужевым транспортом в Казалинск и тут собран для Аральской флотилии. Зачислен в списки 8.01.1872. На 1884 г. находился в строю и планировался к рейсу в верховья Амударьи для десанта на афганский берег, который в итоге не состоялся. В 1888 г. на месте продан на слом».

        [Цитировать]

  • Фото аватара Ефим Соломонович:

    Интересно читать всё вышенаписанное, ведь кораблей с узбекскими именами, на самом деле было раз, два и обчёлся, а тут столько материала, почти на кандидатскую диссертацию, а если написать истории о командах этих кораблей, то это уже ранг, как минимум, член — корреспондента РАН и заодно Узбекской Академии Наук. Где представители Ташкентского Морского порта? Пора уже, нашему уважаемому начальнику порта становиться доктором наук.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Василиса:

      Про лидер «Ташкент» и его подвиги хоть что-то написали , а про черноморский транспорт «Ташкент» мы мало, что знаем. Миноносец лидер «Ташкент» действовал в районе Севастополя, а пароход «Ташкент» в то же время шёл в Феодосийский порт. «Пароход «Ташкент» (водоизмещение 12880т, грузоподъемность 7,550 тыс. т., скорость 7,5 узлов, 10 двухтонных стрел, 4 однотонных, вооружение: 2х45мм пушки, два пулемета) принял на борт имущество 1-го и 2-го батальона 509 стрелкового полка, медсанбата и химроты. Всего погружено 64 лошади, 6 шт. 45мм пушек, 3шт.76мм полковых пушек, 9 машин ГазАА. После загрузки матчасти транспорт принял 2815 человек». Буксиров не было, защиты с воздуха не было, но пароход всё выгрузил и всех высадил, а потом погиб. См. комментарий с картинкой и ссылку. Автор книги о Феодосийском Десанте опубликовал именно эту картинку, посчитав её изображением черноморского транспорта. Если он ошибся, то мы даже не знаем, как он выглядел. Слава Героям!

        [Цитировать]

      • Фото аватара Светослав:

        Лидер «Ташкент» НИКОГДА НЕ числился миноносцем. Его основной задачей был вывод в торпедную атаку тех самых миноносцев, и их прикрытие арт.огнем. В то время миноносцами были эсминцы типа «Новик», а также — типа 7, или 7у (улучшенный). Именно поэтому в РККФ недолгое время существовал непонятный для сухопутных людей класс кораблей — ЛИДЕР. Также комментаторы забыли о речном вооруженном буксире «Ташкент», погибшем в Гражданскую войну. Всего кораблей под названием «Ташкент» было 7 — первый, входивший в Аральскую военную флотилию в царские времена, и последний, проданный по цене металла, БПК «Ташкент» — он не прослужил даже 20-ти лет. P.S. Лидер «Ташкент» действовал не только в районе Севастополя, еще он заходил в Поти, Новороссийск, Ялту, Туапсе, Одессу, и в еще несколько портов Черного моря. Последние, самые тяжелые повреждения, он получил в ПОСЛЕДНЕМ рейсе надводных кораблей, на маршруте — Севастополь — Новороссийск. По мотивам последнего его похода был снят кинофильм — «Следую своим курсом».

          [Цитировать]

        • Фото аватара Василиса:

          В «Истории одного десанта» А.В.Неменко упоминаются как лидер, так и транспорт «Ташкент». Большой стометровый транспорт «Ташкент»погиб в первый день нового года, 1 января 1942г. Гибель его — это песчинка в событиях десанта. Если написана такая основательная статья про суда под именем «Узбекистан», наверное, можно написать и про все «Ташкенты». Было бы интересно почитать.. Интересно, что кроме «спорной фотографии» парохода Ташкент, в последней части «Истории…» есть уже сгоревшие обломки «Ташкента» за такими же руинами «Зырянина» . У «Зыряниеа» кривая труба, у транспорта «Ташкент» — прямая.

            [Цитировать]

  • Фото аватара Светослав:

    Зайдите в ОК, найдите страницу Светослава Морского — там есть что почитать, в том числе — обо всех «Ташкентах», с фотографиями. Просто уделите немного времени поискам. Если, конечно, будет желание. P.S. там же можно найти не менее основательную статью о судах под названием «Узбекистан» — «Корабли имени республики».

      [Цитировать]

  • Фото аватара Борис:

    Очень интересно и познавательно.
    Спасибо всем.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.