Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Первые гастроли и первая пластинка Искусство История

Все части можно посмотреть по тегу А. Попов.

История восьмая

Возвратившись в конце февраля 1959 г. домой из Москвы с III Декады литературы и искусства Узбекистана, эстрадный оркестр Узбекистана выступил с отчетными концертами и стал готовиться к своей первой крупной гастрольной поездке далеко за пределы республики. Летом 1959 г. они выехали в двухмесячное турне по Украине. Побывали во Львове, в Киеве, Харькове, Виннице, других местах.

Артисты эстрадного оркестра Узбекистана на летних гастролях в Харькове (1959). Слева направо: Эдуард Сумароков (артист, композитор, исполнитель), неустановленная танцовщица, Пётр Талаевский (труба), Кавкаб Алиева (танцовщица), Анатолий Францкевич (тромбон), Лев Сухов (саксофон), Фарид (Фёдор) Копаев (тромбон). На заднем плане гостиница «Харьков», Фото из личного архива Людмилы Крутиковой-Францкевич.

Вспоминает Луиза Закирова: После киевских гастролей нас повезли в город Жовква, Львовской области. Наш оркестр уже был популярным, доводилось выступать на разных сценах… Здесь, едва мы приблизились к входу в концертный зал, увидели огромное объявление, где большими буквами красовалась надпись: «ТАНЦЫ! Играет узбекский эстрадный оркестр». Нарочно не придумаешь! Эти танцы, да и сам город со своим чудным названием запомнились нам надолго.

Поездка на Украину положила начало интенсивной гастрольной деятельности по всей стране.

В числе значительных концертных выступлений того периода можно назвать участие в московском эстрадном ревю «Под небом Москвы». Вел программу корифей конферанса Михаил Наумович Гаркави, которого Николай Смирнов-Сокольский, личность в советской эстраде тоже очень уважаемая, назвал «хозяином эстрады, хранителем традиций чистого конферанса, конферанса типа «игры ума», то есть труднейшей формы этого искусства – конферанса интермедийного порядка».

Корифей конферанса Михаил Гаркави

Сначала эстрадный оркестр Узбекистана открывал ревю, но затем, по мере роста успеха и не без участия Гаркави, его постепенно передвигали все ближе и ближе к финалу, где выступают, как известно, самые, самые, самые… В конце концов получилось так, что на этом пути к почетному последнему месту позади узбекистанцев оказались и все московские артисты и даже популярнейший тогда азербайджанский певец Рашид Бейбутов, прославившийся на всю страну с песней «Я встретил девушку». Эту песню часто включали в свой репертуар и артисты из Узбекистана.

«Я встретил девушку» (Муз. А. Бабаев, сл. Мирзо-Турсун-Заде). Исп. Рашид Бейбутов (Азербайджан), звезда советской эстрады. Песня была невероятно популярна в СССР. Она часто звучала в исполнении артистов из Узбекистана.

Первая пластинка

В 1960 г. в оркестре сменился дирижер. Им стал приехавший из Москвы по совету Френкеля 44-летний музыкант Александр Юльевич Нестеров, работавший до того у Леонида Утесова.

Самым большим достижением Нестерова в Ташкенте, как он говорил, была запись долгоиграющей пластинки. Из тринадцати предложенных худсовету песен, в пластинку вошло одиннадцать. Ни один оркестр не добивался в то время такого количества одобренных произведений. И вообще, пластинки на 33 оборота/мин. тогда были редкостью. 

Вместе с Нестеровым приехала и его жена Эльмира Уразбаева, ставшая солисткой оркестра. Нестеров сделал для Эльмиры и первую обработку знаменитых «Наманганских яблок».

Эльмира Уразбаева вместе с Михаилом Ножкиным была первой ведущей «Голубого огонька» на Центральном телевидении и очень популярной певицей в СССР. В конце 80-х взяла себе псевдоним Элла Миро. А потом переехала вместе с дочкой в США (Лос-Анджелес).

Эльмира Уразбаева исполняет очень популярный тогда шлягер «Ну и пусть!» (муз. Александр Зацепин, сл. Гарольд Регистан) из кинокомедии «Любит — не любит» ((1963) студии Таджикфильм в постановке Али Хамраева. Зацепин постарался, создав колоритный джазовый саундтрек. Кроме Уразбаевой в фильме пели также Владимир Трошин и Муслим Магомаев.

Рассказывает Александр Юльевич: В оркестре в то время сложилось фольклорно-песенное направление. Была мощная группа солистов. Особенно Науфаль. Это был певец с очень интересным тембром. И если у Батыра превалировало восточное начало, то Науфаль тянулся к джазу. Правда – этот джаз был, как говорится, не негритянский джаз, а, пожалуй, поп-музыка американская тех лет. Но он очень хорошо это пел и подавал большие надежды.Луиза прекрасно исполняла индийские песни. А Эльмира Уразбаева внесла уже элементы классического джаза. В ее репертуаре были, выдержанная в духе диксиленда, композиция «Семь одиноких дней», американская песня «Если сердце я отдам», польская песенка «Местечко гитарове», латиноамериканская «Фламинго».

Батыр Закиров исполняет на фарси афганскую песню «О, луноликая!»

Большинство джазовых композиций, однако, звучали тогда только на репетициях, потому что представлять на сцене джаз в «чистом виде» было чревато неприятностями. Шла «холодная война» и джаз – «музыка толстых» — был отнюдь не в почете.

«Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» — это была идеология того времени.

Тогдашний художественный руководитель Узгосэстрады Тавур Джумаев, музыковед по образованию, выпускник ленинградской консерватории, был непреклонен: «Пока мое коммунистическое сердце бьется в груди, вы джаз играть не будете».

Вопрос о переводе работы оркестра в джазовое русло не стоял. В коллективе не было твердых джазовых устремлений, и то, что Александр Юльевич проработал в Ташкенте всего около года не связано с какими-то препонами на этом пути. «Я не чувствовал особого давления на репертуар, не могу вспомнить и особых организационных проблем, — рассказывал он мне. – Отъезд был вызван намного более обыденной причиной: Эльмиру Уразбаеву пригласили в оркестр Олега Лундстрема, работавший в то время уже в Москве».

«Где ты, счастье?» (Муз. Владимир Шаинский, сл. Расул Газматов). Батыр и Луиза Закировы. Удивительно простое и, одновременно, очень эффектное сценарное решение клипа.

После отъезда Нестерова некоторое время оркестром руководил валторнист Рихси Ибрагимов. Сам по себе веселый и решительный человек дирижерскому искусству он никогда не обучался и не мог писать оркестровки. Но был способен на легкомысленные поступки. Во время поездки в Термез он неожиданно бросил коллектив и никому ничего не сказав, улетел в Ташкент. На следующий день оттуда пришла телеграмма: «Руководителем оркестра на время гастролей назначен гитарист Владимир Свечников». Дирижировать оркестром он не мог, хотя бы потому что тогда некому было бы играть на гитаре. Поэтому Свечников садился боком к оркестру, и оркестр вступал по взмаху его руки. К счастью, дирижером он пробыл недолго.

Александр Попов
Продолжение следует
Автор благодарит Л. Крутикову-Францкевич за помощь при подготовке материала.

Источник.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.