Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Первые гастроли и первая пластинка Искусство История
Все части можно посмотреть по тегу А. Попов.
История восьмая
Возвратившись в конце февраля 1959 г. домой из Москвы с III Декады литературы и искусства Узбекистана, эстрадный оркестр Узбекистана выступил с отчетными концертами и стал готовиться к своей первой крупной гастрольной поездке далеко за пределы республики. Летом 1959 г. они выехали в двухмесячное турне по Украине. Побывали во Львове, в Киеве, Харькове, Виннице, других местах.
Вспоминает Луиза Закирова: После киевских гастролей нас повезли в город Жовква, Львовской области. Наш оркестр уже был популярным, доводилось выступать на разных сценах… Здесь, едва мы приблизились к входу в концертный зал, увидели огромное объявление, где большими буквами красовалась надпись: «ТАНЦЫ! Играет узбекский эстрадный оркестр». Нарочно не придумаешь! Эти танцы, да и сам город со своим чудным названием запомнились нам надолго.
Поездка на Украину положила начало интенсивной гастрольной деятельности по всей стране.
В числе значительных концертных выступлений того периода можно назвать участие в московском эстрадном ревю «Под небом Москвы». Вел программу корифей конферанса Михаил Наумович Гаркави, которого Николай Смирнов-Сокольский, личность в советской эстраде тоже очень уважаемая, назвал «хозяином эстрады, хранителем традиций чистого конферанса, конферанса типа «игры ума», то есть труднейшей формы этого искусства – конферанса интермедийного порядка».
Сначала эстрадный оркестр Узбекистана открывал ревю, но затем, по мере роста успеха и не без участия Гаркави, его постепенно передвигали все ближе и ближе к финалу, где выступают, как известно, самые, самые, самые… В конце концов получилось так, что на этом пути к почетному последнему месту позади узбекистанцев оказались и все московские артисты и даже популярнейший тогда азербайджанский певец Рашид Бейбутов, прославившийся на всю страну с песней «Я встретил девушку». Эту песню часто включали в свой репертуар и артисты из Узбекистана.
«Я встретил девушку» (Муз. А. Бабаев, сл. Мирзо-Турсун-Заде). Исп. Рашид Бейбутов (Азербайджан), звезда советской эстрады. Песня была невероятно популярна в СССР. Она часто звучала в исполнении артистов из Узбекистана.
В 1960 г. в оркестре сменился дирижер. Им стал приехавший из Москвы по совету Френкеля 44-летний музыкант Александр Юльевич Нестеров, работавший до того у Леонида Утесова.
Самым большим достижением Нестерова в Ташкенте, как он говорил, была запись долгоиграющей пластинки. Из тринадцати предложенных худсовету песен, в пластинку вошло одиннадцать. Ни один оркестр не добивался в то время такого количества одобренных произведений. И вообще, пластинки на 33 оборота/мин. тогда были редкостью.
Вместе с Нестеровым приехала и его жена Эльмира Уразбаева, ставшая солисткой оркестра. Нестеров сделал для Эльмиры и первую обработку знаменитых «Наманганских яблок».
Эльмира Уразбаева вместе с Михаилом Ножкиным была первой ведущей «Голубого огонька» на Центральном телевидении и очень популярной певицей в СССР. В конце 80-х взяла себе псевдоним Элла Миро. А потом переехала вместе с дочкой в США (Лос-Анджелес).
Эльмира Уразбаева исполняет очень популярный тогда шлягер «Ну и пусть!» (муз. Александр Зацепин, сл. Гарольд Регистан) из кинокомедии «Любит — не любит» ((1963) студии Таджикфильм в постановке Али Хамраева. Зацепин постарался, создав колоритный джазовый саундтрек. Кроме Уразбаевой в фильме пели также Владимир Трошин и Муслим Магомаев.
Рассказывает Александр Юльевич: В оркестре в то время сложилось фольклорно-песенное направление. Была мощная группа солистов. Особенно Науфаль. Это был певец с очень интересным тембром. И если у Батыра превалировало восточное начало, то Науфаль тянулся к джазу. Правда – этот джаз был, как говорится, не негритянский джаз, а, пожалуй, поп-музыка американская тех лет. Но он очень хорошо это пел и подавал большие надежды.Луиза прекрасно исполняла индийские песни. А Эльмира Уразбаева внесла уже элементы классического джаза. В ее репертуаре были, выдержанная в духе диксиленда, композиция «Семь одиноких дней», американская песня «Если сердце я отдам», польская песенка «Местечко гитарове», латиноамериканская «Фламинго».
Батыр Закиров исполняет на фарси афганскую песню «О, луноликая!»
Большинство джазовых композиций, однако, звучали тогда только на репетициях, потому что представлять на сцене джаз в «чистом виде» было чревато неприятностями. Шла «холодная война» и джаз – «музыка толстых» — был отнюдь не в почете.
«Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» — это была идеология того времени.
Тогдашний художественный руководитель Узгосэстрады Тавур Джумаев, музыковед по образованию, выпускник ленинградской консерватории, был непреклонен: «Пока мое коммунистическое сердце бьется в груди, вы джаз играть не будете».
Вопрос о переводе работы оркестра в джазовое русло не стоял. В коллективе не было твердых джазовых устремлений, и то, что Александр Юльевич проработал в Ташкенте всего около года не связано с какими-то препонами на этом пути. «Я не чувствовал особого давления на репертуар, не могу вспомнить и особых организационных проблем, — рассказывал он мне. – Отъезд был вызван намного более обыденной причиной: Эльмиру Уразбаеву пригласили в оркестр Олега Лундстрема, работавший в то время уже в Москве».
«Где ты, счастье?» (Муз. Владимир Шаинский, сл. Расул Газматов). Батыр и Луиза Закировы. Удивительно простое и, одновременно, очень эффектное сценарное решение клипа.
После отъезда Нестерова некоторое время оркестром руководил валторнист Рихси Ибрагимов. Сам по себе веселый и решительный человек дирижерскому искусству он никогда не обучался и не мог писать оркестровки. Но был способен на легкомысленные поступки. Во время поездки в Термез он неожиданно бросил коллектив и никому ничего не сказав, улетел в Ташкент. На следующий день оттуда пришла телеграмма: «Руководителем оркестра на время гастролей назначен гитарист Владимир Свечников». Дирижировать оркестром он не мог, хотя бы потому что тогда некому было бы играть на гитаре. Поэтому Свечников садился боком к оркестру, и оркестр вступал по взмаху его руки. К счастью, дирижером он пробыл недолго.
Александр Попов
Продолжение следует
Автор благодарит Л. Крутикову-Францкевич за помощь при подготовке материала.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.