“Успеть бы всё сказать…” Искусство Ташкентцы

Лев Сидоровский

Слово об очень близком мне человеке, актрисе от Бога Людмиле Грязновой, которой не стало 31 мая 1991 года.

ЭТО случилось летом 1970-го. Я сидел в своём «сменовском» кабинете и мечтал, как через десяток дней окажусь в Будапеште, откуда переберусь на берег озера Балатон, в отель «Интерпресс», где предстоит провести почти месяц отпуска… Как вдруг отворилась дверь, и на пороге возникла незнакомка:
– Здравствуйте! Я – заведующая литературной частью Куйбышевского драмтеатра. Сегодня «Варшавской мелодией» открываем у вас, по соседству, в помещении БДТ, свои ленинградские гастроли. Придите, пожалуйста…

Её приглашение меня не вдохновило. Стал отнекиваться: мол, собираюсь в отпуск; к тому же только что отрецензировал таких же гастролёров из Воронежа; и вообще «Варшавскую мелодию» уже не раз видел, причём – в постановке не только нашего Театра имени Ленсовета, но и столичного имени Вахтангова, даже киевского – имени Леси Украинки… Однако гостью это не смутило:
– Но ведь вы не видели Грязнову. Придите, не пожалеете. Вот контрамарка.
Заинтригованный, пришёл. И испытал от игры Людмилы Грязновой потрясение такой силы, что прежде увиденные в этом же образе Гелены замечательные Алиса Фрейндлих, Юлия Борисова и Ада Роговцева для меня даже чуть-чуть померкли… После ещё три вечера подряд в других спектаклях Людмилой восхищался. Потом мы встретились, и я много чего узнал…

***

ЖИЛА-БЫЛА девочка. В городе над Волгой. Училась в двух школах: в одной – синусы да косинусы, в другой – диезы да бемоли. И всё сходилось на том, что дорога ей одна-единственная: в музыкальное училище. Но девочка, к великому ужасу родных и близких, стала вдруг бредить театром оперетты. Всполошились домашние и попросили одного очень уважаемого в городе артиста прослушать Люду, дабы артист внушил взбалмошной девчонке, что никаких актёрских данных у неё нет и соваться ей в искусство нечего.
Но артист сказал совсем другое. Артист сказал, что надо пробовать. И она, даже не успев получить аттестата зрелости, даже не захватив самой главной справки – о здоровье, помчалась в город Саратов, потому что там при ТЮЗе открывалась студия. Театру требовались травести, и рослая абитуриентка на это амплуа явно не подходила, но её все-таки решили послушать. Когда прочитала басню, которую выучила накануне в поезде, спела песенку Гека из известного кинофильма «Чук и Гек» и, как и требуется в этюде, без единого звука изобразила… целый симфонический оркестр, её судьба была решена. Из Саратова пришло известие, что Людмила Грязнова оставлена при театре — и в родительском доме наступил траур.
Но, в конце концов, родительские сердца оттаяли, тем более что скоро дочка вернулась в родной город: при Волгоградском драмтеатре появилась своя студия.

***

УЧИЛАСЬ и играла. Играла и училась. Были совсем маленькие эпизоды, были и вполне солидные роли. А в зале – те, кто знает её с малолетства. Страшно… (Кстати, среди актёров там её лучшей подругой оказалась Татьяна Гросс, с которой – дочерью знаменитых артистов иркутской «Музкомедии» – Григория Гросса и Августы Воробьёвой – вот совпадение! – в далёком 1948-м я на сцене Дворца пионеров играл в спектакле «Маленький Мук», и мы даже, как тогда у нас говорилось, «дружили»). Дипломной ролью стала Надежда в «Последних». Потом – Наташа в «Совести», Люси в «Трёхгрошовой опере», другие… Были ли это работы по крупному счёту? Наверное, всё-таки нет. Во всяком случае, когда Людмилу на гастролях увидел заслуженный деятель искусств Пётр Львович Монастырский, он не очень-то остался доволен. Главный режиссёр Куйбышевского драмтеатра считал, что нужно решительно избавляться от налёта этакой «периферийности», что пора отказаться от ролей «кокетливых», чисто «представленческих» и решительно искать собственную индивидуальность. Искать себя. Всё это режиссер высказал довольно-таки резко, но нелицеприятные слова молодую актрису не обидели. Наоборот, она поверила в свои силы и перешла в новый коллектив, где ей сразу предъявлялись столь высокие требования.
Роль за ролью – Наташа в популярнейшей пьесе Радзинского, Женя («Рассудите нас, люди» Андреева), Нихаль («Чудак» Хикмета), Алёна («За час до полуночи» Шубрта). Но всё это было как бы предчувствием главного. Главным стала Гелена в «Варшавской мелодии».

***

В ЭТОЙ роли актриса словно купалась. Если среди зрителей оказывались поляки, то даже они приходили в неописуемый восторг от её грациозности, милого акцента. Не знаю, как можно сыграть талантливого человека, но Людмиле это удалось. Она играла талантливую женщину. Талантливую во всём – в искусстве, в любви, в ненависти. В ненависти к фашизму.
Фашизм… Людмила вернулась в Сталинград, когда там ещё были сплошные руины. Она помнила и «мессер», торчащий из вздыбившейся земли против их школы, и изрешечённые стены универмага, где сдался Паулюс… А потом, в Варшаве, у колонны Зигмунда, гид объяснял: «Пока Зигмунд держит над головой свой крест, варшавяне могут спать спокойно. В тридцать девятом он не заметил вовремя, как прилетели фашистские бомбардировщики, опоздал поднять крест – поэтому с Варшавой случилась беда…» Людмилу поразили эти слова, в которых – черта нации: умение даже о самом горьком сказать с лёгкой улыбкой. Скоро так заговорила и её Гелена.
Поездка в Польшу стала как бы продолжением любимого спектакля. Переполненные щемящей мелодией Варшавы, без устали бродили они с Валерием Никитиным (в спектакле он – Виктор) по незнакомым и всё же знакомым улицам и удивлялись, заново узнавая всё то, с чем свела их пьеса. Оказывается, на самом деле есть и ресторан «Под гвяздами», и отель «Саски», и действительно совсем ещё недавно под этим небом пел Юлек Штатлер… И сердце теснили новые чувства, чтобы потом ещё значительнее, ещё нежнее со сцены зазвучало слово о большой и трудной любви.

***

ИГРАЛА много. Её неистовство в работе поражало. Сегодня она – Гелена, завтра – Нина из «Гроссмейстерского балла». Потом, в «Цилиндре», – мятежная Рита, которая рвёт семейные узы, сделав страшное открытие, что самые близкие люди согласны заплатить за своё благополучие её женским и человеческим достоинством. А ещё – хрупкая Алиман в «Материнском поле», этой трагической поэме о народных утратах в минувшей войне. А ещё — Клеопатра в классической пьесе Бернарда Шоу, из взбалмошной и угловатой девчонки вырастающая в деспотичную, торжествующую над врагами царицу. А ещё – очаровательный мальчишечка, которому по воле судьбы приходится быть ловеласом и дуэлянтом, потому что зовут его Дон Жуан, хотя на самом деле он… девушка. И, наконец, – Комиссар в «Оптимистической трагедии». Когда Людмила приступала к этой огромной роли, над ней довлели громкие имена прежних исполнительниц: Алиса Коонен, Ольга Лебзак… А она всё время помнила, что Ларисе Рейснер на Гражданской было только-только за двадцать… Поэтому в её Комиссаре зрители увидели не ходульную «решительную и волевую», а худенькую женщину в скромной штатской одежде. И говорила она тихо, почти не повышая голоса. Но в этих словах ощущалась непреклонная убеждённость, внутренняя сила – и этим она побеждала…
Рита и Клеопатра, Дон Жуан и Комиссар — вот это диапазон! За четыре года – восемь ролей первого плана. На сцене – чуть ли не всякий вечер. И ещё уйму времени отнимало телевидение. Но всё равно каждой зимой (а то и два-три раза) всеми правдами и неправдами садилась в поезд, чтобы снова встретится с вахтанговцами, с «Современником», с театром Товстоногова. Это ей нужно было как воздух…

***

К ТЕАТРУ на Фонтанке, где теперь всякий раз с необычайным трепетом выходила на сцену, отношение испытывала особое. Призналась мне, что влюблена в БДТ «до неприличия». Восхищалась его актёрами. Заговорив о своей профессии, сразу вспомнила Юрского: как-то в телепередаче он заметил, что в наш век больших и сложных механизмов эти самые механизмы настолько внушительны, что нечто более совершенное просто трудно себе вообразить, но всё-таки самое сложное – это театр…
– И правда, – тогда молвила мне – о театре точнее не скажешь. Моя мечта — хотя бы элементарно соответствовать тому, что современный театр требует от актрисы…
Посетовала на то, что жизнь проходит «флюсово», то есть однобоко. Хочется больше читать, лучше знать иностранные языки (изучала французский и польский, но всё урывками), ездить по белу свету. Мечтала сняться в кино, но пока что на предложения кинорежиссёров, увы, приходилось отвечать отказом: длительные отлучки были бы её театру во вред. Потом вполголоса напела одну из песенок Эдит Пиаф, где были такие слова: «Успеть бы всё сказать, успеть бы всё отдать…» – и мне стало ясно, что это не просто песенка, что в ней — нечто личное, что это Людмила и о себе.

***

ПОСЛЕ спектакля «Цезарь и Клеопатра» я её – в костюме и гриме – привёз на невский берег, к сфинксу из Фив, которого гордая египетская царица в последний раз видела почти 2000 лет назад. Так на странице «Смены», вслед за моим очерком, появился снимок под названием «И пришла Клеопатра к сфинксу…»
Потом все дни до отъезда мы неизменно встречались, на что муж, мудрый Пётр Львович Монастырский, даже стал посматривать ревниво. Когда я собрался в дальнюю дорогу, она пожелала:
– Пусть на Балатоне с тобой случится Чудо, пусть там для тебя тоже прозвучит «варшавская мелодия»…
Её слова оказались пророческими. Там я действительно встретил юную варшавянку, и у нас начался красивый, долгий роман, который, в конце концов, увы, исключительно по моей вине, закончился крахом.

***

А ЛЮДМИЛА с волжского берега писала постоянно. И я узнавал всё о новых и новых её сценических победах – от Альдонсы в «Дульсинее Тобосской» до Настасьи Филипповны в «Идиоте»… Её партнёром всё чаще становился молодой, статный, тоже, безусловно, талантливый Валерий Никитин. И когда в 1972-м Людмилу пригласили в Ташкентский государственный русский академический театр драмы имени Горького, оба Монастырского покинули. Она стала его женой. Родился сынок Вася. Но Валерий в Ташкенте не прижился. Перебрался во Владивосток (где дослужится до «народного»). А Людмила, став «звездой» Узбекистана, скоро обрела звание «заслуженной». И летом 1976-го вместе с новым своим театром вновь ярко возникла на невском бреге, на сей раз – в стенах Александринки.
И опять я заодно с другими зрителями восторгался ею, которая осталась верна своей теме, теме женской судьбы — в самых разных жизненных ситуациях, на самых неожиданных исторических поворотах.
И жила перед нами на сцене, всеми силами облегчая боль других, даря другим всё, что только может отдать её доброе сердце, «маленькая докторша» Таня Овсянникова из инсценировки по известной симоновской трилогии.
И жестоко страдала её Бланш Дюбуа из знаменитой драмы Теннеси Уильямса «Трамвай «Желание»» – тонкое, чуткое существо, обречённое на катастрофу, потому что именно эта тонкость чувств делала Бланш в мире «среднего человека» гостьей нежеланной. Кто подсчитает, сколько театров на всём белом свете уже ставили эту пьесу, и многие исполнительницы главной роли, случалось, старались всячески подчеркнуть и с п о р ч е н н о с т ь Бланш, её отмирающий аристократизм, её падение. Людмиле же было важно в своей героине совсем другое — СВЕТЛОЕ. С захватывающей пронзительностью несла зрителю мысль, высказанную самим автором: «Бланш — это фиалка, которая пробивает скалу». Перед нами развёртывалась судьба женщины, пришедшей в мир с красотой и богатством, которые уже никому не нужны. Наивные, мучительные, самоубийственные порывы уже не нужной человечности…
И испепеляла своё бездонное сердце святая и грешница одновременно, красивая, золотоволосая женщина по имени Мария Стюарт из спектакля по пьесе английского драматурга Роберта Болта «Да здравствует королева, виват!». Открытая душа, открытые чувства, взлёты и ошибки — всё искупилось такой смертью, которая подняла её над всеми и создала в мире легенду о Марии Стюарт. Её последние слова: «В смерти среди друзей больше жизни, чем в жизни, в которой все бегут, — пусть она длится хоть целый век…» Любовь, страсть, нежность, материнство – здесь всё было на самом высшем накале, всё – до самой сердцевины! И если когда-то в её Гелене подобная тема решалась лирически и камерно, то Мария была – уже вулкан…

***

И ТОГДА я возмечтал «подарить» актрису Людмилу Грязнову Товстоногову. Уговорил Георгия Александровича посмотреть её в этом самом спектакле. После вопрос был решён мгновенно:
– Людмила Николаевна, мы вас принимаем. В «Тихом Доне» будете репетировать роль Аксиньи. Ждём вас в театре к началу ноября. Двухкомнатную ташкентскую квартиру поменять на приличную питерскую вполне реально, на первый случай комната в актёрском общежитии, которое во дворе БДТ, для вас приготовлена. Главное – постараться из ташкентского театра уехать без скандала…
Я возил счастливую Людочку между спектаклями в Царское Село, Павловск, Петергоф, репинские «Пенаты», даже на теплоходе – в Кижи… Строя радужные планы на будущее, она часто повторяла: «Главное, чтобы – без скандала»…
Но скандал возник колоссальный, ибо, как назло, в Узбекистане вскоре случились Дни РСФСР, и туда в составе делегации работников российского искусства из Питера прибыл худрук Александринки, «народный СССР» Игорь Олегович Горбачёв. И заявился он первым делом в ЦК Компарии Узбекистана: «Пока вы тут ушами хлопаете, наш гангстер Товстоногов ваш национальный кадр преспокойно уворовывает!» В ЦК – паника: «Какой такой национальный кадр уворовывают? Грязнову?!» Тут же – грозный звонок в театр: «Директора и худрука – «на ковёр», немедленно!» А в Ленинградский обком, на имя самого Романова, из Ташкента поступил грозный цекашный донос: он почти дословно повторял полные праведного гнева слова Горбачёва по поводу «гангстера Товстоногова», который «разворовывает узбекские национальные кадры».
И осталась, увы, Людочка в Ташкенте… Что же касается Игоря Олеговича, то его за подлое наушничество Георгий Александрович вскоре прилюдно и весьма эффектно проучил. Это случилось на торжественном вечере, посвящённом 225-летию Александринки.
Безвкусно пышный юбилей «старейшего драматического театра России», здорово утратившего под руководством худрука Горбачёва былое своё величие, к четвёртому часу празднества всех уже порядком притомил: славословию не было конца, Игорь Олегович получал всё новые подарки и объятия. Георгий Александрович присутствовать здесь совсем не желал, но его уговорили зачитать так называемый а д р е с от ВТО… И вот выходит, раскрывает красную папку, без всяких эмоций проговаривает дежурные, пустые слова, папку закрывает и делает шаг вперёд… Игорь Олегович со слащавой улыбкой бросается навстречу, тянется с объятиями, однако его руки беспомощно повисают в воздухе… Потому что Товстоногов, как бы не замечая юбиляра, строго глядя прямо перед собой, величественно пересекает сцену, ни на мгновение не замедляя шага и не повернув головы, оставляет а д р е с на столике и в звенящей тишине скрывается за кулисой… Это была оплеуха!

***

ЧТОБЫ и в дальнейшем «ценнейший национальный кадр» Людмила Николаевна Грязнова их не покинула, в ЦК компартии Узбекистана порешили: выделить ей трёхкомнатную квартиру, присвоить звание Народной артистки Узбекской ССР, выдвинуть кандидатом в депутаты Верховного Совета Узбекской ССР, обеспечить репертуаром для гастролей за границей, начиная с Болгарии… Но она всё это воспринимала с грустью. Писала мне: «Видно, БДТ навсегда растаял в тумане. Тоска бесконечная…»
Вдруг в феврале 1977-го получаю приглашение:
«…В мае у нас творческий вечер в Москве, в ЦДРИ, на 1 час 40 минут. И нужно составить программу, отрывки из спектаклей, расположить их интересно. А так как наша завлитша-аспирантка защищается, директор и худрук приглашают тебя, ибо тобой очарованы насмерть. Подумай, Лёвочка! Приедешь на несколько дней в Ташкент, посмотришь спектакли, порекомендуешь, что играть по степени интересности, скомпонуешь… Дорогу, гостиницу и прочее театр оплатит. Вернёшься в Питер, весь нашпигованный специями, со всякими вкусными зеленями к праздничному столу. <…> Подарили мне книжку «Павел Луспекаев» – и невольно снова окунулась в атмосферу БДТ. Больно… <…> Васька научился выговаривать: «Р-р-р»! Обнимаю…»
Конечно, я туда прилетел, всё сделал. Худрук Ольга Александровна Чернова горячилась:
– Мне интересны актёры, которые не копируют то, что показывает режиссёр, а решают творческую задачу, непременно исходя из собственного «я». Мне интересно, если актёр — ЛИЧНОСТЬ. Такова Грязнова. Постоянный внутренний поиск, высокий профессионализм, и как результат – от спектакля к спектаклю её героини приобретают всё новые и новые качества… Уж не говорю об её необыкновенной женственности, огромном и сценическом и чисто человеческом обаянии…
А Людмила… Она, как и прежде, не придавала особого значения овациям, потому что, как и раньше, была полна беспокойства: «Моя мечта – хотя бы элементарно соответствовать тому, что современный театр требует от актрисы».

***

У ЕЁ трехлетнего Васи во дворе был друг, которого малыш звал по фамилии – Козлов. По профессии Козлов – шофёр и частенько, к великой радости ребёнка, катал его на своей машине. Но однажды на просьбу мальчика прокатиться сорокалетний приятель ответил отказом: «Не могу, Вася, я устал». И Вася посерьёзнел. Когда Людмила спросила сына, о чём это он так напряжённо думает, тот тихо произнёс: «Почему Козлов устал?» Мальчику было никак не понять, как это можно устать, катаясь на машине. И Людмила улыбнулась: ведь когда-то, ещё учась на актрису, она тоже не понимала — как это можно устать, играя на сцене?.. Тогда она ещё и не подозревала, что за один лишь вечер в роли, допустим, Бланш или Марии Стюарт возможно выложиться до полнейшего изнеможения… Но и вконец усталая, она всё равно, каждой клеточкой тела, знала, что это – такое счастье!..
(Кстати, спустя годы её сын, Василий Никитин, станет достойным журналистом).

***

ЕЁ писем – порой тревожных, порой озорных, очень часто многостраничных, и неизменно нежных – у меня сотни. Писала обо всём, что её радовало и тревожило:
«В нашем деле нельзя понравиться однажды. Нужно уметь побеждать каждый день…»
«В моей жизни нет ничего стабильного, раз и навсегда установленного, незыблемого. Счастье и несчастье соседствуют в ней наиболее контрастно… Впрочем, незыблема на этом свете для меня лишь моя любовь к театру. И я счастлива тем, что мои желания и мой долг совпадают…»
«Люблю путешествовать, фантазировать, общаться, вообще – ЖИТЬ…»
А ещё требовала, чтобы постоянно присылал свои газетные и журнальные материалы:
«…И как это вторая, февральская «Аврора» вышла такой неинтересной без тебя, мой дорогой автор? Скучно…»
«…Только что разделалась с новой премьерой («Лев зимой» американца Джеймса Голдмена). А у моего Льва там, в Ленинграде, на улице Бассейной, уже лето. Лови солнышко…»
«…Не грусти. Если с тобой случится что-нибудь плохое, ей богу не перенесу… Do widzenia, pan! Pa!..»
Мы часто прощались именно так, по-польски – ведь когда-то свела нас «Варшавская мелодия». (Как раз в ту пору я познакомился с автором этой грандиозной пьесы Леонидом Генриховичем Зориным, и моё особенно трепетное отношение к своему детищу драматург ощутил).
Порой с нарочными из Ташкента получал от неё дыни, виноград. Даже, случилось, – на огромном роскошном блюде…
Если их театр гастролировал в Таллине или Риге (где зрители, конечно, тоже мигом начинали ходить «на Грязнову»), непременно туда приезжал.
Когда узнала, что, наконец-то, я обрёл Таню (кстати, это случилось тоже лишь благодаря Польше, польскому языку), прислала телеграмму, словно бы навеянную любимым Александром Дольским: «Удивительный вальс вам пропел Ленинград. Поздравляю. Обнимаю. Людмила».
Как-то в письме процитировала четверостишие народного поэта Узбекистана Тураба Тулы:
«Чего желаешь ты?» – Меня Мечта спросила,
Светясь передо мной, как чистая звезда.
Хоть песнею одной, правдивой и красивой,
В народной памяти остаться навсегда!
А однажды вдруг подробно описала костюм очередной своей героини, Зои Денисовны Пельц, в будущем спектакле «Зойкина квартира»…
Но на сцене в нём так и не появилась.
Потому что в ночь на 1 июня 1991 года в онкологической клинике Ташкента Людмила Николаевна Грязнова скончалась…
Все прошедшие с той поры годы эту мою боль хоть в самой малой мере, но всё же заглушает ощущение, что в сердцах тех, кто знал её, великую провинциальную актрису, кто был покорён её искусством, Людмила осталась «песнею правдивой и красивой». И ещё никак не позабыть ту в её «французской» песне мечту: «Успеть бы всё сказать, успеть бы всё отдать…»

И пришла Клеопатра к сфинксу… 1970-й. Такой я запечатлел её в 1976-м. Её Гелена…

5 комментариев

  • Фото аватара Ефим Соломонович:

    Великая актриса! Видел всего один спектакль с Людмилой Грязновой в театре Горького, где она блистательно играла. Но к сожалению, так и не посмотрел «Варшавскую мелодию» с её участием.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Марина:

    очень любила ташкентский драмтеатр, именно за игру актеров. Поражалась, какими разными могут быть они в разных ролях. Не помню названия всех спектаклей, но «Кто боится Вирджинии Вульф», «Полет над гнездом кукушки» запомнились. И помню, как было больно, когда в 1991 году узнала об уходе из жизни Людмилы Грязновой, не хотелось в это верить. Яркая. талантливая. Спасибо за статью.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Руфина:

    Очень интересна по настоящему романтическая история знакомства и взаимоотношений на протяжении многих лет жизни известного публициста Льва Сидоровского с необычайно талантливой и замечательной актрисой.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Александр Колмогоров:

    В 70-ые годы я учился в актерской студии при ташкентском театре драмы им. Горького. Ее руководителем был Виктор Максимович Стрижов. На всех наших экзаменах присутствовали члены худсовета театра. Актеры труппы поддерживали нас после них, давали ценные советы. С особой теплотой это делала Людмила Николаевна Грязнова.
    Незабываемым стал для меня дипломный спектакль «Иркутская история». Я играл роль Вити. Роль Вали играла Ира Авдюшкина. После спектакля мы подслушивали у дверей зала, что о нас говорят актеры, режиссеры, передавали эти слова друг-другу…
    И вот они стали выходить из зала, говорить нам ободряющие слова. Людмила Николаевна с улыбкой потрепала мои вихры: «Эх, Сашка! Где мои семнадцать лет! Вот бы мы с тобой сыграли!..» Я был на седьмом небе от этих ее слов, от счастья.
    Тем летом мы, несколько выпускников студии, поехали с театром на гастроли в Ленинград. Грязнова блистала там. Вскоре все узнали, что Товстоногов пригласил ее в труппу БДТ. Мы и радовались за Людмилу Николаевну, и было грустно от того, что она может покинуть Ташкент…
    О том, что случилось дальше, известно.
    Я стал актером ТЮЗа, играл в спекталях «Ильхома». Мой старший друг поэт Александр Файнберг сказал однажды: «Пойдем в гости к Грязновой!» Был хороший повод: одновременно вышли два сборника стихов — очередной его и мой, первый. И мы отправились в многоэтажку возле магазина «Океан». Это была незабываемая, веселая встреча. Кроме нас с Сашей в тот день были в гостях у Грязновой Шухрат Эргашев и Валера Цветков. Чудесные воспоминания!
    А в мае 91-го года весь город облетела горькая весть: Людмилы Николаевны не стало…
    Но на всю жизнь перед глазами, в памяти души — она на сцене, неповторимая, красивая, талантливая. И счастливы все мы, кому она дарила эти незабываемые минуты.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.