Когда и сколько времени строилось медресе Тилля-кори в Самарканде История
Anatoli Otlivanchik
Статья из журнала Архитектура и Строительство Узбекистана, №5, 1977 — «Когда и сколько времени строилось медресе Тилля-кари в Самарканде»
Доктор исторических наук, профессор М. Е. МАССОН Под впечатлением высоких темпов строительства архитектурных памятников в государстве Тимура и Тимуридов в научную литературу проникли не совсем верные представления, будто такое положение сохранялось в Средней Азии и позднее. Между тем это не соответствует истине в силу ряда причин.
Из-за недостаточной изученности истории архи-
тектурных памятников и биографий лиц, связан-
ных с их появлением, в науку проникло немало
путаницы о времени их строительства, в частнос-
ти, даже таких известных медресе ансамбля са-
маркандского Регистана, как Шир-дор и Тилля-
кари. В период вспышки строительной деятель-
ности в первой половине XVII в. в Самарканде
наибольшей популярностью как строитель и как
новый оформитель площади Регистан пользо-
вался Ялангтуш-бий Бахадур сын Байходжи -из
узбекского рода алчин. Он был типичным предста-
вителем узбекской военно-феодальной аристокра-
тии. В двенадцать лет поступил на службу к нахо-
дившемуся в осажденном иранцами Абиверде Дин
Мухаммеду, сыну Джанибек Султана. Так как по-
следний был женат на сестре шейбанида Абдул-
лахана II, то считался находившимся в родстве
с угасшей династией. Местные эмиры предложили
ему занять бухарский престол; поскольку он от-
казался, выбор пал на Дин Мухаммеда. Когда
же тот погиб в 1599 г. на пути в Бухару, ханом
был избран его брат Баки Мухаммед.
С тех пор Ялангтуш непрерывно служил Аш-
тарханидским правителем в качестве начальника
различных военных соединений и участвовал во
многих войнах: с калмыками, казахами, персами,
афганцами, в частности, с проживавшей в Север-
ном Афганистане народностью хазара. Получив
известность как военачальник, Ялангтуш-бий уже
в 1606 г. носил звание эмира. К 1624 году, в быт-
ность службы у балхского правителя Надира Му-
хаммеда, во время похода на Кабул он упомина-
ется под получившим в народе широкое призна-
ние прозвищем «ялангтуш», что значит «с откры-
той грудью»: в одном из сражений он был с об-
наженной грудью, без кольчуги.
Военные успехи и аламаны[*] на соседние
страны, сопровождавшиеся разбоем и грабежом,
не только прославили Ялангтуша-бий Бахадура,
но и обогатили его. Самым крупным по добыче
был набег с 30000 войском на Персию в 1619 г.
Будучи наместником-хакимом особого самарканд-
ского удела в пору правления бухарского эмира
Имам-Кули-хана (1608—1642 гг.), он с помощью
набранной армии, содержавшейся на средства об-
ласти, совершил три похода на Ташкент и Туркес-
тан. К 1630 г. Ялангтуш имел уже высшее зва-
ние — аталык. Он вел большую торговлю с сосед-
ними странами, а выдававшиеся им ассигнации це-
нились наравне с ассигнациями казны. Под конец
жизни ему посылались ценные подарки из Индии,
Кандагара, Кашгара, а также от калмыцких и ка-
захских главарей. Еще задолго до строительства
Шир-дора он стал скупать земли, часть которых
впоследствии обратил в вакф своим регистанским
медресе.
Под старость, когда у Ялангтуша насчитывалось
до 3000 рабов, он отошел от административной ра-
боты. Пережив Имам-Кули-хана, Надира Мухам-
меда (1642—1645 гг.) и захватив часть правления
Абд-ал-Азиса (1645—1680 гг.), он скончался в
1066 г. х. (1655/56 г.). Его предали погребению в
расположенном в 13 км от Самарканда селении
Дагбид, близ могилы духовного патрона Махзум-и
А’гзам’а (Ходжаги Касани), около которой по его
распоряжению были возведены ханака и терраса.
Едва ли случайно начало работ по созданию
медресе Шир-дор связано по времени с упоминав-
шимся выше крупным грабительским походом на
Персию в 1619 г. Один из восточных авторов пря-
мо указывал, что этот налёт произошёл в самый
год начала постройки этого медресе. Именно этот
год указан в мозаичной надписи под аркой глав-
ного входа со стороны двора, в запечатленной в
хронограмме из двух слов «Ялантгуш Бахадур».
При замене букв имени основателя медресе их циф-
ровыми значениями в сумме получается 1028 г. х.»
т. е. 1619 г. и. э. Эта же дата, как вaремя начала
основания Шир-дора, приводится в рукописи Сейид
Ракима.
Совершенно очевидно, что подлинному началу
работ по возведению Шир-дора с восточной сто-
роны Регистана должен был предшествовать раз-
бор находившихся здесь руин крупной ханаки.
Последняя была отстроена Улугбеком против его
медресе и пришла к преждевременной гибели, по-
видимому, из-за колоссальных размеров купола,
равного которому, как писали в XVI в., якобы не
было в мире. Разбирали ханаку, безусловно, дол-
го. Это было связано не только с размерами бы-
лого памятника XV столетия, но и с тем, что неко-
торые элементы его архитектурного декора, в
частности отдельные панно изразцовых мозаик, тре-
бовали к себе при снятии бережного отношения,
чтобы затем вторично быть использованными уже
в задуманном здании нового медресе.
По традиции, которой прежде длительное время
придерживался и я, годом окончания строительст-
ва Шир-дора считается 1045 г. х. (1635/36 г.).
Указанная дата базируется на переводе С. А. Ла-
пина содержания изразцовой надписи портала это-
го медресе и заключена в тарихе (хронограм-
ме). Его выраженную словами фразу С. А. Лапин
не совсем точно понял, неверно транскрибировал
и потому неправильно передал цифровое значение
входящих в неё букв. В указанном тарихе заклю-
чен 1040 г. х. (10.VIII.1630—29.VIII.1631), сле-
довательно, сооружение данного медресе длилось
не 17 лет, как это фиксируется в печати, а лишь 12.
В отношении же сооружения медресе Тилля-ка-
ри в публикациях еще больший разнобой и пута-
ница, начиная с отнесения его в первой половине
XIX в., как и вообще всех трех медресе самар-
кандского Регистана, к постройкам Тимура. С
присоединением Самарканда к России в 1868 г.
положение с пониманием памятника во времени
сразу же несколько выправилось. Уже А. П. Хо-
рошихин более ста лет назад, ссылаясь на показа-
ния опрошенных им местных жителей, в очерке о
Самарканде писал, что Тилля-кари и Шир-дор
построены более 200 лет назад (т. е. в XVII столе-
тии) самаркандским правителем Ялангтушем-бий
Бахадуром на деньги и сокровища, награбленные
им в Персии. Побывавший в Самарканде 1868 г.
и видевший тогда архитектурный комплекс Регис-
тана ориенталист В. В. Радлов в составленном им
позднее очерке о средне-зарафшанской долине пи-
сал, что медресе Шир-дор выстроено Ялангтушем
Бахадуром якобы в 1010 г. х. (1601/2 г.), а Тилля-
кари возведено на 18 лет позднее — в 1028 г. х.
(1618 г.). Последнюю дату повторил в 1893 г. (для
мечети Тилля-кари) археолог Д. И. Эварницкий в
путеводителе по Средней Азии. Год спустя
М. И. Вирский указал год построения Шир-дора
1616, а Тилля-кари с явной опечаткой—1918.
Видный знаток памятников Самарканда В. Л.
Вяткин, пытаясь внести некоторое уточнение и
единообразие в представление о дате основания
Тилля-кари, утверждал в конце прошлого столе-
тия, что это медресе отстроено более чем 12 лет
спустя после Шир-дора, а именно в 1056 г. х.
(т. е. 1646/47 г.), о чем — как он писал тогда —
имеется якобы надпись на кыбле его мечети [1].
Тем не менее дата 1618 как год, когда было от-
строено медресе Тилля-кари. прочно и надолго
вошла в популярную литературу типа путеводите-
ля. Как исключение, в 1910 г. появилось указание
на 1051 г. х. (1641/42 г.), а в 1913 г. — на 1647 г.
Это отчасти объясняется некоторым разнобоем,
который встречается в публикациях В. Л. Вятки-
на. Так, в 1927 г., вопреки прежнему утвержде-
нию, что Тилля-кари построено более чем 12 лет
спустя после Шир-дора, он пишет, что медресе
моложе Шир-дора только на 12 лет [2]. В вышед-
шем же в Москве в 1929 г. отдельном издании о
некоторых архитектурных памятниках Самаркан-
да он писал: «Не успев еще закончить постройку
Шир-дора», Ялангтуш-бий Бахадур приступил к
сооружению нового медресе Тилля-кари «…на 12
лет позже начала постройки Шир-дора, т. е. в
1040 г. х.» (1630/31 г. н. э.). При этом, опять же
вопреки прежним высказываниям, по без соответ-
ствующей оговорки, сообщалось, что «на самом
здании нет ни даты постройки, ни имени строите-
ля»; все это «известно по вакуфному документу и
другим источникам» (без указания каких имен-
но— М. М.) [3]. Попутно В. Л. Вяткин сообщил,
что первоначального документа на Шир-дор и
Тилля-кари до нас не дошло, но есть копия вакуф-
ного документа 1097 г. х., возобновленного в на-
чале XIX в. по распоряжению эмира Хайдара.
В 1967 году И. И. Умняков постройку Шир-до-
ра датировал 1619—1636 гг., а начало строитель-
ства Тилля-кари относил к 1646/47 г. [4]. В связи
с тем, что мной в 1940 г. обнаружена надпись на
каменной плите панели 1070 г. х. (18. IX. 1659—
5.1Х.1660), вырезанная с наружной стороны под ар-
кой главного портала Тилля-кари, Ю. Н. Алеске-
ров в 1970 г. сооружение этого медресе ограничил
датами 1647—1660 гг. [5].
Таковы выборочно взятые примеры существую-
щих в опубликованной литературе противоречий в
датах, связанных с созданием Тилля-кари. Что
касается местных исторических письменных ис-
точников, из которых можно почерпнуть данные о
его строительстве, то надо иметь в виду, что, во-
первых, таковых очень немного; во-вторых, боль-
шинство не современны самой поре сооружения
медресе-мечети и, в-третьих, сведения в них дале-
ко не всегда точно передают факты и особенно
мало достоверны даваемые им объяснения. Так,
упоминавшийся Сейид Раким утверждал, якобы
Ялангтуш-бий Бахадур под старость бросил служ-
бу и предался сооружению культовых зданий.
Между тем, когда в 1619 г. начали осуществлять-
ся мероприятия, связанные со строительством
Шир-дора, Ялангтушу было только 30 с неболь-
шим лет, а умер он через 46 лет после этого.
Совершенно нет надобности касаться недоразу-
мения, которое привело В. В. Радлова к утвержде-
нию, будто Тилля-кари было «устроено на 18 лет
позже Шир-дора». Более прочным отправным мо-
ментом для суждения о времени начала соз-
дания Тилля-кари может служить дата оконча-
ния Шир-дора — в 1040 г. х. (1631 г.). В экземпля-
ре, относящемся к 30-м годам прошлого столетня,
труда самаркандского автора Абу-Тахира-Ходжи
«Самария», которым пользовался для перевода
В. Л. Вяткин, совершенно определенно сказано,
что Тилля-кари возведено через десять лет после
окончания Шир-дора (16314-10е 1641). В рукопис-
ном таджикском тексте того же сочинения, кото-
рый подготовил к печати Н. И. Веселовский, ука-
зано с еще большим уточнением, что основание
медресе-джома Тилля-кари завершено через де-
сять лет со дня окончания медресе Шир-дор в
1051 г. х. (12.IV.1641—31.III.1642) [6]. Таким об-
разом, датой начала работ по созданию Тилля-
кари, вероятнее всего, является 1641 года, а цифру
«10 лет» (с каким-то количеством дней) надо счи-
тать округленной и приблизительной.
Как отмечено выше, мной была прочитана на
панели входа в Тилля-кари дата 1070 г. х. (18.IX.
1659—5.IX.1660), из которой явствует, что еще
четыре года спустя после смерти Ялангтуша-бий
Бахадура продолжались отделочные работы на
главном фасаде этого медресе под наблюдением
уже назначенного им при жизни мутевали. Тако-
вым, за отсутствием мужского потомства, он сде-
лал свою дочь Мах Бану. Она с присущей ей де-
ловитостью и решительностью успешно вела все
дела по хозяйству медресе, как это явствует и из
хода выигранного ею в 1095 г. х. (1684 г.) дела
при судебной тяжбе из-за вакуфных земель регис-
танских медресе ее отца. За свою настойчивую ак-
тивность она даже заслужила в народе прозвище
«Бури биби», т. е. «госпожа волчица». Показатель-
но также, что некоторое время спустя в зульхид-
дже 1097 г. х. (октябрь-ноябрь 1686 г.) был сос-
тавлен вакуфный документ Тилля-кари и Шир-
дора, который в пору кризиса XVIII в. по-
стигла печальная судьба. По распоряжению
мангытского эмира Хайдара, правившего Бу-
харским ханством с 1800 по 1825 г. и прояв-
лявшего много внимания к самаркандскому
Регистану, была составлена как бы копия его,
неизвестно насколько точно отражавшая былой
подлинник, дошедшая до нас в обветшавшем виде
и упоминающая в качестве даты окончания
сооружения Шир-дора 1040 г. х.
Несмотря на деятельность Мах Бану, Тилля-ка-
ри так и не была никогда окончательно заверше-
на и даже не был выведен наружный купол над
главным помещением мечети. Возведение же
худжр второго этажа по северному, восточному и
обращенному во двор южному фасадам, по-види-
мому, вообще не предусматривалось первоначаль-
ным проектом.
Из всего сказанного явствует, насколько неос-
новательны все приводимые разными авторами
даты начала и завершения сооружения Тилля-кари,
которые к тому же никак не отражают в целом
строительных темпов эпохи, поскольку само зда-
ние так и осталось незавершенным.
Литература
В. Л. Вяткин. Справочная книжка Самаркандской области 1898 г., в. VI. Самарканд, 1899, с. 245, примечание 60.
В. Л. Вяткин. Памятники древностей Самарканда. Самарканд, 1927, с. 7.
В. Л. Вяткин. Архитектурные древности Самарканда. ВХУТЕИН. М., 1929, с. 33—36.
И. И. Умняков, Ю. Н. Алескеров. Справочник-путеводитель. Изд. 4-е. Ташкент, 1967, с. 84—85.
Ю. Н. Алескеров. Самарканд. Путеводитель. Ташкент — Москва, 1970, с. 150.
Добыча и оцифровка: Хоттабыч
Абу Тахирходжа. Самария. Таджикский текст, подготовленный к печати Н. И. Веселовским. СПб., 1904.
[*] Аламаны — разбойничьи нападения.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.