Мост-вододелитель Шейбанихана История Фото

Галина Долгая

Всю жизнь можно совершать открытия! Для себя, для друзей, для любителей истории в общем.
Когда мы ехали в Самарканд на Афрасиабе, подъезжая к городу, я мельком увидела арку из старых кирпичей. Заинтересовало! И на другой день мы отправились на ее поиски.

Очень интересное сооружение! Величественное и явно средневековое. Я сфотографировала и арку, и кладку, и отдельный кирпич, который там валялся, и обломки деревянных балок, торчащие из стены арки с внутренней ее стороны. Поискав в интернете информацию об этой арке, нашла следующее:

Мост-вододелитель Шейбанихана

В 7-8 км к северо-востоку от Самарканда на левом берегу реки Зеравшан, несколько ниже железнодорожного моста, находится огромная кирпичная арка. Эта арка является одним из пролетов средневекового водного сооружения – моста-вододелителя, построенного на водоразделе Зеравшана, в том месте, где река разделяется на два русла – Акдарью и Карадарью. В литературе этот исторический памятник упоминается под несколькими названиями: «Арка Тимурлана», «Пули Шадман Малик» и «Мост Абдуллахана». Хотя историю этого сооружения обычно связывают с деятельностью Тимура или Абдуллахана, однако он был построен ханом Шейбани в самом начале XVI в. Поэтому правильнее называть его мостом-вододелителем Шейбанихана.

История строительства этого памятника подробно излагается в сочинении «Шойбанинамэ» Камалиддина Бинаи, историка и поэта, жившего во второй половине XV- начале XVI в. По описанию Бинаи, в 1502 г., когда Шейбанихан возвращался из Бухары в Самарканд, он остановился со своим войском на берегу реки Кухак (Зеравшан). Вероятно, древний мост через Зеравшан в урочище Чупан-ата в это время был разрушен, так как переправа через реку была слишком трудной. Увидев это, Шейбанихан поручил «мехтару аъли», одному из высших государственных сановников, построить новый мост через Зеравшан.

(из сайта samcity.uz)

Рядом, прям совсем рядом! проходит ветка ж/д, по которой ходят поезда — Афрасиаб, товарные. Сооружение XVI века! Ему более 500 лет! Судя по старым снимкам, оно было грандиозней, состояло из двух арок. Сейчас к нему дорогу не каждый найдет. Арка разрушается несмотря на прочность, заложенную в нее строителями XVI века. Прочность таких сооружений, как мечети и мавзолеи времен А.Темура, не оставляет сомнений — стоят же! А вот части реконструированных участков рушатся! Арка на фото «моложе» на пару веков. Простоит еще века, если ей позволят.

Нашему народу, нашей стране не важны такие памятники, на которых можно детей учить истории воочию? Чем этот памятник в смысле исторической ценности хуже Мавзолея Гур-эмир или мечети Биби-ханым? Всего-то разница в возрасте век с небольшим! Это инженерное сооружение XVI века! Много ли таких известно и сохранилось до наших дней?

Я публикую все фото, которые я сделала. Арку видно со всех сторон, а в сравнении со старыми фото видно и что мы уже потеряли. Поверьте, когда стоишь на этой арке, или под ней, или рядом с ней, испытываешь чувство нереальности времени, волнение. Или это только я такое испытываю?.. Не знаю. Но знаю, что такое наследие не должно исчезнуть, кануть в лету. Оно красивое, прочное, оно историческое!

О Шейбани-хане из Википедии:

Муха́ммед Шейбани́ (1461 – 1510) – основатель династии Шейбанидов и хан Бухарского ханства. Сын Шах-Будаг-султана, внук правителя и основателя государства кочевых узбеков Абулхайир-хана (1428—1468). Чингизид, потомок по линии хана Шибана, третьего сына Джучи.

Миниатюра с его изображением кисти К. Бехзода.

Фантазирую: рядом с аркой в том двухэтажном здании, которое ныне стоит рядом, музей, посвященный деяниям Шейбани-хана, истории строительства инженерных сооружений средневековья…

Мост-водораздел, XVI в. Фото из Википедии

7 комментариев

  • Фото аватара шамиль:

    если бы мечеть зачуханная была , её бы берегли , туристов водили табунами ! а так , всего лишь ИНЖЕНЕРНОЕ сооружение , и чихать , что ему 500 лет !!!надо хотя бы студентов технарей , строителей приводить , показывать , обязать расчеты делать на нагрузку . им в будущем, это пригодится !!!!!!!!!!!!!!!

      [Цитировать]

  • Фото аватара шамиль:

    этот мост , стоит на вьезде в Самарканд , справа от авто и жд дорог ! он низкий , по этому , надо внимательно смотреть !

      [Цитировать]

  • Фото аватара Тахир:

    Спасибо за заметку! Буду в Самарканде, обязательно съезжу к этому мосту!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Хоттабыч:

    На последних двух изображениях арок три. Следовательно, третья арка рухнула между 1870 и 1880 годами. Вот тогда и оставалось две арки (до 1898 г).

      [Цитировать]

  • Фото аватара Хоттабыч:

    Насторожила фраза: «Миниатюра с его изображением кисти К. Бехзода»
    Кто такой этот Бехзод?
    По факту — эта открытка от серии из 6 открыток, изданных в Голландии в 1934 году фирмой Liebig, производящей мясные концентраты. Вещь коллекционная, довольно редкая.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Джавдет:

      C Камалом Бехзадом вышел, конечно, конфуз. C датировкой серии «Самарканд» не вполне точно. В заметке представлена открытка из серии на французском языке, она вышла в 1933 г. В 1934 г. вышла серия на немецком языке. Серия «Самарканд» не относится к «довольно редкой» и торгуется от 2 до 10 евро, в зависимости от кондиции.

        [Цитировать]

  • Фото аватара AVN:

    Такой же мост в Сурхандарье считали что во времена Александра Македонского сделан.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.