Военная приемка на ТАПОиЧ Старые фото Ташкентцы

Пишет Радик Газиев

На фото заметки «Леонид Брежнев и Виктор Сивец, авиагородок (до 1978 года)» узнал Главного заказчика завода, начальника военного представительства Сафарова (извиняюсь, пишу по памяти, инициалы забыл), идущего рядом с Л.И.Брежневым.

Он руководил своим отделом на заводе более 20 лет. Решил предложить заметку «Военная приемка на ТАПОиЧ».

В начале войны большое внимание стали уделять контролю военной техники на 84-м заводе. Самолеты ЛИ-2 или ПС-84, в основном, шли на фронт, они снабжались турельными установками на верху фюзеляжа, а также навесными конструкциями под крылом для бомб. Традиция военного усиления самолета сохранилась и после войны для военных самолетах Ан-8 и АН-12, когда была внедрена турельная установка со стрелком в конце фюзеляжа, двумя подвесками для бомб на крыле и наружными навесками для спецоборудования на фюзеляже. В это время военную приемку возглавила на заводе специальная группа во главе с жестким по характеру и требовательным к исполнению Сафаровым.

Приходилось часто видеться с Сафаровым и стараться выполнять его требования. Завод был оцеплен прожекторами по периметру, проводами для собак, пробегающих вдоль забора и тщательной охраной по 4м проходным. Наш ОКБ был закрыт, только по пропускам или в присутствии дежурных конструкторов. На всех внутризаводских совещаниях обязательно присутствовали военные представители, их голос был последним, каждый по своим системам и агрегатам самолетов. Иногда присутствовал сам Сафаров и тогда раздавался его зычный, требовательный голос. Он руководил военной приемкой и создал высоко организованную, контролирующую группу на заводе. Контроль деталей и агрегатов проходил трижды, дважды заводские, и еще военные, и плюс эксплуатационный контроль двумя организациями в полете. Сам Сафаров участвовал почти при приеме всех местных и зарубежных гостей на заводе. Нареканий со стороны эксплуатации не было. По слухам, ежедневно вылавливали по одному или двух забредших на завод.

Сафаров, А. Н. Косыгин, К. С. Поспелов

Однако времена меняются. Было обнаружено что использовать большие транспортные самолеты в качестве истребительной техники рискованно. При войне в Афганистане большие самолеты гибли от простых стрингеров, находившихся в руках талибов или других дехкан, не требовалось знание техники. На заводе приходилось конструкторам очищать крылья прибывающих самолетов от въевшихся в крыло осколков двигателя, разорванного от внутреннего попадания стрингера, летящего на тепло. Все виды вооружения на серийных самолетах были убраны. и полеты их были ограничены. После ухода Сафарова на пенсию пошла чехарда руководителей, штат военных сократился, завод был признан не секретным. Секретные контроли коснулись только проектируемые несколько модификаций самолетов Ан-12 и Ил-76.

К. С. Поспелов, Ю. А. Гагарин, Сафаров в цехах завода

Но и радоваться не стоит. На базарах и толкучках стали появляться наши самолетные детали. Можно было купить резиновые плоты, которые укладываются в емкость на верху фюзеляжа самолета Ил-76, разные детали систем и жгуты, крепления различных типов, краски и клеи для всех сапожников Ташкента. Моя обувь ждала прибытия клея на завод у сапожника. В пунктах приёма металлолома появились части шасси самолета, выполненных из дорогих материалов, крыши домов стали блестеть алюминиевыми листами, в цехах стали изготавливаться левые диски для автомашин и другие детали. Более мудрые работники добывали золото из новых приборов, у одного из них было обнаружено плитки золота, завод стал источником левых доходов.

В последнее время военное представительство уже ограничивалось небольшой группой, расположенной в одной комнате, каждый по своим системам в эксплуатации, причем охрана территории находилась в другом ведении и не контактировалась с военными. Женщины в закрытых табельных будках завода проверяли пропуска, а самолетные детали можно было спокойно приобрести на толкучке. Всем хотелось жить.

2 комментария

  • Avatar photo Andrey:

    «Приходилось часто видеться с Сафаровым и стараться выполнять его требования. Завод был оцеплен прожекторами по периметру, проводами для собак, пробегающих вдоль забора и тщательной охраной по 4м проходным.»

    А какое отношение имеет военная приемка к охране завода?

    И что это за «провода для собак»?

      [Цитировать]

  • Avatar photo Олег:

    «Провода для собак» — это проволока, натянутая вдоль заборов, к которой были прикованы собаки. Собак можно было прикормить для того, чтобы пользоваться их добротой в корыстных целях.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Максимальный размер загружаемого файла: 10 МБ. Вы можете загрузить: изображение, документ, текст. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда