Скульптор Райхон Джалаловна Шабдурасулова Искусство Ташкентцы

Фируза Туракулова

В 2002 году был объявлен конкурс на скульптурный проект к открытию Музея «Памяти жертв репрессий», который расположили на берегу Бозсу напротив телевышки в Ташкенте. В годы репрессий именно сюда сгоняли неугодных людей, расстреливали и сбрасывали в воду. Люди из соседских домов слышали крики и звуки выстрелов, догадывались о том, что происходит.

Фото на доске Почёта в уч. им. Бенькова

Скульпторы и художники, желавшие принять участие в конкурсе, должны были за двухнедельный срок представить свои эскизы. Художники, среди которых были весьма именитые, взялись за работу. Эскизы были выставлены в резиденции Президента страны Ок Сарае. И.А.Каримов ознакомился с представленными работами.
Одна из участников (она была единственной женщиной, участвовавшей в конкурсе) — Райхон Шабдурасулова приготовила 18 эскизов, один из которых под номером 13, изображавший взлетающих в небо трех аистов, обратил на себя внимание Президента. Ислам Абдуганиевич еще раз обошел зал и, снова остановившись около эскиза с аистами, уверенно сказал: «Этот!». Художники окружили Каримова, начались обсуждения, но он твердо сказал: «Только прошу, чтобы все осталось как есть, никаких изменений!». При этом он не спросил имени художника, не пожелал его увидеть.

Дипломная работа

Райхон приступила к подготовке рабочей модели, сроки были ограничены, Музей планировали открыть ко дню Независимости. В конце июля модель утвердили, Райхон с помощниками начала готовить скульптуру – на комбинате модель увеличили до размеров метр на метр, залили гипсом, собрали модель и водрузили на колонну высотой 16 метров в центре зала. Следующим шагом было тонирование, после долгих проб решили остановиться на цвете необожженной глины, получился очень хороший, интересный цвет.
29 августа в 8 утра начались мероприятия перед открытием Музея. Со всей республики собрались люди, приехали имамы, муллы, зарезали двух коров, приготовили плов. Места за столом были пронумерованы, муж Райхон Хикмат Юлдашевич Умаров , тоже художник, известный дизайнер многих музеев в Ташкенте, в том числе и Музея репрессий, конечно тоже был приглашен, а Райхон осталась вне этого праздника — как известно, на плов женщин не приглашают.
После плова состоялось открытие Музея, на котором присутствовал Президент И.А.Каримов, он говорил о годах репрессий, пожилые люди вспоминали, рассказывали каждый о своем – об убитых родственниках, о своих страхах, о выстрелах и криках жертв, плакали.
Президент снова отметил скульптуру с аистами и сказал, что эти «Аисты должны стать символом нашего Узбекистана и нашей Независимости». Рядом с колонной Райхон установила скульптурную композицию – пожилые мужчина и женщина, рядом с ними молодая беременная женщина — невестка и маленький мальчик. Они символизировали семью, потерявшую из-за репрессии сына, мужа и отца. В чертах лица мальчика скульптор постаралась достичь сходства с тем, как предположительно мог выглядеть Президент в детстве. Каримов обратил внимание на скульптуру, на его глазах появились слезы, и он рассказал о своем детстве, о том, что зачастую им не хватало еды, хлеба.
Сама Райхон во время работы вспомнила своего деда, который был в те годы Министром сельского хозяйства, и которого вызвали в Москву и расстреляли как врага народа. Это потом отразилось на его детях – отец Райхон Джалал Шабдурасулов был на фронте, оказался в плену, бежал. Его называли врагом народа и сыном врага народа, что не могло не сказаться на его биографии.
Итак, И.А.Каримов оценил по достоинству скульптуру, но не поинтересовался, кем она была выполнена. В здании был очень много людей, все старались пообщаться с президентом, его буквально облепили со всех сторон.
Имя Райхон Шабдурасуловой не было, как теперь выясняется, внесено ни в какие документы. Райхон Джалаловна хотела прикрепить к статуе табличку с названием «Хотира» и своим именем. Но и здесь её остановили, ложно убедив, что мол Президент не любит, когда люди представляющие свой продукт или изобретение в любой области, оставляют свою подпись., так как это делается для всей Республики. С этого и начался откровенный подлог. Райхон все же поместила на рукаве женской фигуры.
В мае 2013 года всю скульптурную группу выкрасили в чёрный цвет (?!)» мотивируя это тем, что на кладбищах на многих могилах устанавливают плиты из чёрного мрамора, и что теперь скульптура будет напоминать мраморную. В июле того же года, в Музей посмотреть на ноу хау приехал И. А. Каримов. Он пришёл в ярость и приказал разобрать весь монумент.
По указу членов Союза художников под предлогом того, что в наши дни уже нет никаких репрессий, скульптуру поломали, а обломки вывезли на какой-то склад в ВУЗ-городке.
Вместо аистов установили черную машину – знаменитый воронок (в народе — мясорубка), который увозил людей на казнь. Он стоит там и поныне. Это парадоксальное решение, очевидно, было принято неспроста. Целью было забыть о скульптуре Райхон Шабдурасуловой и, в то же время, использовать слова Президента об аистах — символе Узбекистана как руководство к действию.
Постановили создать новую скульптуру и установить её в Музее. Это было заветной мечтой Равшана Миртоджиева, но ей не суждено было исполниться в связи с его неожиданной смертью в расцвете сил в 2015 году.

Впоследствии скульптор Рустам Ерембетов сделал копию аистов, но вместо трех, исполненных Райхон (у узбеков нечетное количество — ток — означает траур, в данном случае, связанном с репрессиями, четное — жуфт — мир и спокойствие), сделал четыре, взлетающих из одной точки. Он просто водрузил четвертого поверх трех листов Райхон. Это был плагиат чистейшей воды. Аисты сейчас установлены на площади Мустакиллик, за них Ерембетов получил Орден. Когда Райхон высказала свое отношение к его подлому поступку, он язвительно заявил, что обратится в ЮНЕСКО с заявлением о том, что именно он является автором знаменитых аистов. Райхон в ответ обещала отстаивать свое авторство.
Еще через пару лет художник Пётр Анненков снова повторил аистов, у него их два, они водружены на здании Дома форумов.
Многие знали, кто истинный автор аистов, но молчали, даже видя явную несправедливость. Райхон пережила тяжелейшую депрессию, даже, как она сама признается, была на грани суицида.
Райхон Шабдурасулова продолжала создавать прекрасные эскизы, художественный совет утверждал большинство из них, но активность Райхон теперь вызывала опасения. К примеру, несмотря на просьбу руководства Музея Гафура Гуляма, не были осуществлены замечательные проекты.
Когда построили новое здание Музея с высоким куполом, у Райхон появилась идея поместить под купол скульптуру Канатоходца – персонаж, часто встречающийся в произведениях Г.Гуляма. Это был философский, метафорический образ, соединяющий путь человека и канат в одно понятие. Они означали жизнь, ее сложности, а также смелость и отвага, которые их преодолевают. Все эти работы были утверждены, но не были претворены в жизнь. И не по финансовым соображениям. Руководители Союза художников по-разному отнеслись к идее Шабдурасуловой. Председатель Союза Кузиев их одобрил, а Р. Миртаджиев опротестовал, заявив, что этот оборванец-канатоходец будто бы смеет олицетворять бога. Странное суждение, которое тем не менее стало решающим для запрета.
Итогом изучения творчества поэта и долгих размышлений стал выполненный Райхон эскиз скульптурной композиции – Гафур Гулям сидит в парке под деревом на скамье, рукой подперев голову. Пола халата свисает до земли. Мимо проходит мальчишка, держащий под мышкой книгу. Они оглядывают друг друга. Поэт вспоминает свое детство, а мальчик – это одновременно Шум бола и сам поэт в детстве, — мечтает стать писателем. На других эскизах Шум бола, который вылезает из огромного тандыра, и Афанди, сидящий на осле задом наперед, навеянный произведением классика «Доимий Афанди». И этим планам не суждено было осуществиться.
Райхон вместе со своим мужем принимала участие в оформлении других музеев, например, большого, высотой 30 м, Музея в Бухаре. При создании макета музея на вершину его купола они предложили водрузить шпиль. Идея очень понравилась Кузиеву. Но Миртаджиев и автор памятника Амиру Тимуру И.Джаббаров украсили купол шаром. Они показал свой макет Президенту Каримову и получили согласие. В Музее сохранились только украшающие его стены рельефы Шабдурасуловой.

Скульптурная группа. Подготовка к открытию Музея жертв репрессий. Моменты установки

Райхон Шаьдурасулова:

Завершение увеличения в глине.. в натуральную величину. На фото… знаменитый скульптор.., мой педагог Леонид Григорьевич Рябцев.. пришел посмотреть.. на завершение работы.., он одобрил.. и сказал , что мы молодцы ! Рядом со мной мой коллега.. Камол Джаббаров.., помогал мне в увеличении.. рабочей модели.!

Под куполом

Создание образа Г. Гуляма

Райхон всю жизнь упорно работала, подготовила большое число монументальных работ, бюстов, заказных работ, создала множество эскизов для оформления зданий, детского лагеря, других объектов участвовала со своими работами во всех конкурсах, получала помимо узбекскиех, призы из России. Преподавала студентам училища им. Бенькова, Педагогического института, принимала Госэкзамены.
Бывало, что блестящие проекты были не справедливо отвергнуты, Райхон, талантливая, чрезвычайно работоспособная, часто сожалела , что не родилась мужчиной, так как отношение к женщине, особенно такой талантливой было, мягко сказать, настороженным. Были случаи откровенного плагиата, когда не давали возможности выполнять скульптурные работы, и через какое то время создавали свои по её эскизам.

Ещё был один аспект, из за которого Райхон Шабдурасулову влиятельные мужчины отстраняли от заказов, принижали оценку её творчества, — это была месть за категорический отказ от недвусмысленных ухаживаний.

После всего случившегося ей стало серьезно нездоровиться и через несколько лет она уехала с мужем и одним из сыновей из Узбекистана в Россию, сейчас живет и работает во Владивостоке, где пестует будущих художников и скульпторов, представляет узбекское искусство так далеко от Родины. Слава богу, чувствует себя прекрасно.

Хочется два слова сказать о супруге Райхон Хикмате Умарове. Это талантливый и невероятно скромный и интеллигентный человек, дизайнер множества музеев по всему Узбекистану. Был случай, кода для оформления ташкентского аэропорта пригласили двух дизайнеров, они предложили каждый свой проект. Когда их показали Президенту, он отклонил оба, видя растерянность, спросил — «У вас что, нормальных дизайнеров нет?». Сразу вспомнили об Умарове, позвонили, чтобы он приехал. Но Райхон ответила, что он не сможет, так как всего три дня назад его прооперировали. И вдруг к ним домой приехали два крепких парня с носилками и забрали его в Аэропорт, убедив, что ему не придётся ничего делать, нужен лишь его совет. Он пробыл там целый день и лишь поздно вечером его вернули домой с двумя корзинами экзотических фруктов.

Во Владивостоке Райхон Джалаловне предложили работать в университете, но из-за отдаленности она отказалась и начала работать с детишками в школе. Ученики ее обожают, ташкентские ученики и друзья тоже не теряют с ней связи. Райхон полна планов, в свободное время пишет картины и даже ваяет в своей небольшой квартире.

Недавно вышла новая 50-тысячная денежная купюра. На ней поместили изображение аистов Райхон, они взлетают в свободном полете по спирали один за другим. Не так как у Ерембетова – четыре из одной точки, что довольно неестественно, и не как у Анненкова – похожих на двух дерущихся птиц. Друзья Райхон, среди которых директор музея Савицкого, известные художники, многочисленные ученики, дизайнер купюры, поздравили ее с неожиданной для нее победой.

Сейчас, в свободное от школьных занятий время, Райхон Джалаловна участвует в конкурсах, как например посвящённом Дерсу Узала — проводнику по Уссурийскому краю экспедиции известного географа и этнографа Арсеньева. Пожелаем ей победы!
Очень хочется, чтобы как можно больше людей, нас – ташкентцев и узбекистанцев знали историю появления ставших символом Узбекистана аистов и истинного их автора. — Райхон Джалаловну Шабдурасулову.

Сегодня день рождения выдающейся женщины, скульптора, художника и педагога.

Райхон Джалаловна благодарна всем, кто её поддержал в трудную минуту — это родные, коллеги, друзья, ученики! Это члены Академии художеств, академики, профессора, бывший директор Музея Савицкого Мариника Маратовна Бабаназарова, Айсултан Саипова, Тургун Каримов и другие.

8 комментариев

  • Фото аватара Василий:

    «В годы репрессий именно сюда сгоняли неугодных людей, расстреливали и сбрасывали в воду. Люди из соседских домов слышали крики и звуки выстрелов, догадывались о том, что происходит» Что за чушь? О каких годах идёт речь? 30,40,50? И потом, скажите какой идиот будет расстрелянных сбрасывать в Боз-су? Чтобы трупы всплыли на Урде? Наверное когда пишешь думать надо головой, а не другими местами.
    До середины 50 годов это место было практически за городом и в округе жилья было мало. Было несколько кирпичных заводов. А напротив этого комплекса, там где телевышка, была загородная мусорная свалка.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Светослав:

      «Сгоняли» евреев к Бабьему Яру, чтобы их расстреляли западэнцы из дивизии «Галичина» — украинцы, только западные. А ЗДЕСЬ, если и расстреливали кого, то явно не на берегу канала. Лишь бы ЛЯГНУТЬ, да посильнее, клятых коммуняк, коим место прямо на гиляке. Только автору, видать, неведомо, какой ЕДИНСТВЕННОЙ привилегией пользовались носители партбилетов на фронте…

        [Цитировать]

    • Фото аватара EC:

      Расстреливали на берегу Бозсу во время прохождения поезда под грохот колёс, закапывали тут же. Потом позже пытались брать глину для кирпичного завода, наткнулись на захоронения. Не вижу повода для смеха.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Azim:

    Что-то я запутался: в ссылке на фб-профиль имя указано, как Райхон Шаьдурасулова.

    При этом по всей статье (кроме, собственно, ссылки на ФБ) пишется, как Райхон ШаБдурасулова.

      [Цитировать]

  • Фото аватара long59:

    ну очень внимательно прочитал, не поленился.
    Особенно впечатлило, как люди помнят выстрелы и крики.
    Это что-то новое, до сих пор НКВД растреливало по подвалам, а тут прямо на берегу реки,
    а родственники, наверное, вылавливали и потом хоронили.
    А через много-много лет потомки репрессированных переругались и поворовали друг у друга сюжеты.
    Вспоминается незабвенный Довлатов и его вопрос о 6-ти миллионах доносов интеллигентов друг на друга.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Джага:

    Статья не о фронтовиках коммунистах и не о расстрелах, а про трагичную, но прекрасная судьбу художницы и ее прекрасное творчество .
    И в то же время статья о позоре художников и их, якобы, Союзе, которые ничего не сделали для защиты авторства и художницы.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.