13 комментариев
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.
У автора явные проблемы с перспективой! Каждый персонаж в отдельности просто великолепен, а вместе — каша
J_Silver[Цитировать]
Торжество Бис-(п-диэтиламино) трифенилангидрокарбинола оксалата, но как живопись — беспомощно. У мастера была проблема с натурой, две женские фигуры переднего плана — лицами абсолютно идентичны и создают эффект зеркального отображения, что смягчено игрой с массой тела. Лица остальных по своей безжизненности вполне могли сойти на полотно и с журнальных картинок. Перспектива отсутствует по изначальному отсутствию самой композиции. Отдельные фигуры нанизывались одна на другую, вписывались для заполнения свободного пространства. Возник эффект ассамбляжа, коллажа.
Джавдет[Цитировать]
Перспектива — хорошее слово. В перспективе над авторами «каши» и «оксалата» будут ржать через несколько десятилетий, когда эта прекрасная работа уйдет с аукциона за тысячи долларов. И тогда скажут: «Проблема с перспективой? Но это же интересное художественное решение. Все вместе каша? Но зато какая!». Так что перспектива — это вопрос времени.
Оксалат Белый салат[Цитировать]
Александр Тюрин признанный мастер, член Академии художеств, долгое время был председателем Секции живописи при АХ. Наши тут дилетантские рассуждения имеют право на существование, но выглядят смехотворно.
EC[Цитировать]
Сверху послышался гул, раздался глас верховного арбитра.
Ряд уточнений. «Наши» — это чьи? Откуда уверенность, что рассуждения непременно «дилетантские». И наконец, в чем «смехотворность» высказанных суждений? Вы действительно искренне верите в магию званий, и что «признанный мастер, член Академии художеств, долгое время был председателем Секции живописи при АХ» так сверхестественно гениален, что все, по чему вольно и без напряжения прошлась его кисть, есть шедевр, и он не может побаловать публику посредственными, китчевыми работами? Это действительно по части «смехотворности». Арбитраж оказался походом слона в посудную лавку.
Джавдет[Цитировать]
Вы правы, насчёт «дилетантские» я погорячился, признаю.
EC[Цитировать]
АХ с такими бездарностями, можно пожелать только удачи)
Верещагин[Цитировать]
Джавдет, трудно сказать кто это и какая его подготовка в знаниях изобразительной грамоты. Удивляет , к тому же его глазомер. Неужели уважаемый Джавдет не видит соразмерность фигур на переднем и заднем плане.
Александр[Цитировать]
Верещагин:- это еще веселее. Хорошо бы взглянуть на его умения в изобразительной грамоте.
Александр[Цитировать]
Верещагин, я понимаю, что это псевдоним. Зачем декларировать полную безграмотность в знаниях теории искусства прикрываясь именем столь известного русского художника — Верещагин. Это стыдно, не порочьте имени великого мастера.
Александр[Цитировать]
ИЗ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ХУДОЖНИКА
Важнейшее качество, определяющее значимость художественного произведения, – жизнеспособность.
Задача художника, опираясь на творческую интуицию, руководствуясь эмоциями, ощущениями, поймать ритм, пульс и дыхание времени, состояние эпохи, отобразить эти ощущения образами своих произведений.
Выбор темы произведения – основа творческого замысла. Кто «герой нашего времени» и каким он является? Какие еще персонажи, образы, детали художественного полотна необходимы для воплощения замысла произведения? Всматриваясь в окружающий мир, его ритмы и процессы, задаешься вопросами: «Что на сегодняшний день тебя беспокоит? Что будоражит твое творческое сознание? Какая тема, какой сюжет?» Все то, что невозможно определить ни рациональным мышлением, ни логикой, ни какими-то математическими расчетами, готовыми формулами.
При выборе темы художник, порой сам того не осознавая, попадает в сети своих желаний и страстей, получая эмоциональный заряд от увиденного сюжета, будь то необыкновенный пейзаж, взбудораживший его художественное воображение, или какая-то сценка из жизни, или предмет материального мира.
Существуют две субстанции: интуиция и эмоции.
В идеалистической философии слово «интуиция» означает постижение истины «непосредственным созерцанием», мистическим проникновением, без всякого научного анализа и теоретической трактовки. Творческая же интуиция – это случайный процесс сознательного или подсознательного мышления.
Эмоция – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
Вот они-то и руководят художником, закрывая невидимым занавесом тайну и загадку творческой души и художественного процесса в целом.
Художник выбирает форму подачи или передачи своей мысли и эмоций – реалистическую или абстрактную, форму, благодаря которой художнику удастся наиболее глубоко донести до зрителя свои впечатления, переживания, эмоции, передать глубину и многообразие увиденного.
Как показал исторический опыт, основная цель искусства – очищать душу, а не засорять ее; пробуждать чувства, а не усыплять их; открывать окружающим прекрасное, а не омрачать взгляд на действительность. Изображение танца (нематериального культурного наследия) позволяет достичь этой цели.
Все государственные праздничные мероприятия традиционно сопровождаются исполнением узбекских национальных танцев, это придает праздникам особый колорит и торжественность, производит неизгладимое впечатление.
Танцующие под звуки зажигательных ритмов дойры красивые девушки в ярких национальных костюмах, их отточенные движения, выразительная мимика и умение воплощать в танце и лирическую грусть, и мечты о любви, и пульсирующую энергию жизни просто завораживают, будоражат творческое воображение. Внимательно вглядываясь в танцующих узбекских красавиц, динамику, зажигательный ритм исполнения, находишь что-то новое, неповторимое, не виденное ранее и убеждаешься в уникальности этого явления мировой культуры, занимающего особое место в многослойной палитре танцев народов мира.
Необходимо отметить, что история возникновения танца, как и изобразительного искусства, соизмерима с историей появления человечества.
Танец – древнейшее из искусств, восходящее к временам, когда человек впервые задумался о том, что переживания, чувства и эмоции можно выражать с помощью жестов и движений, и начал танцевать. Первобытные люди передавали друг другу радость и печаль посредством движений своего тела. Танцем молились, ликовали, гневались, готовились к войне, оплакивали мертвых и встречали новорожденных…
В откровенном и естественном танце открывалась людская душа, прекрасная и чистая, и даже физические недостатки или скверный нрав не могли испортить эту красоту.
Это красочное, яркое творение воплощает эмоциональный и художественный образ народа, может рассказать и показать всю многовековую и многообразную его историю. Народный танец олицетворяет фантазию людей, глубину их чувств, насыщен особым содержанием, пространственными рисунками и пластическими движениями, характерными для той или иной национальности, имеет определенный сюжет и драматическую основу.
Что касается узбекского национального танца, то хорошо известно, что территория нынешнего Узбекистана являлась важнейшим этапом Великого Шелкового пути, что неизбежно привело к влиянию на него многочисленных древних культур, языков, философий и религий, включая греческую, персидскую, арабскую, монгольскую, индийскую, китайскую, тюркскую и русскую. Несмотря на это, узбекский танец сохранил свою индивидуальность, неповторимую палитру уникальных движений, каждое из которых имеет особое значение.
Древность истории узбекского танца подтверждают наскальные рисунки, найденные в гротах ущелья Зараутсай на западе Сурхандарьинской области, относящиеся к XII – VIII тысячелетиям до нашей эры, изображающие охоту древних людей на быков и горных козлов и сопровождающие охоту древние ритуальные обряды и групповые «пляски» (прародители узбекского танца). В пещере Соймалитош близ Ферганских гор на одном из найденных рисунков можно увидеть изображение танцующих людей. Известно, что танец «Катта ўйин» обязан своим историческим происхождением легенде о Сиявуше и существовал еще со времен Александра Македонского.
В некоторых танцах возможно обнаружить различные типажи человеческих характеров, юмор или даже сарказм.
Несомненно, что основа и стилистика движений и положений рук, кистей, ног, стопы, корпуса и лицевой мимики складывались, оттачивались и передавались из поколения в поколение в течение тысячелетий, начиная с древнейших времен и до наших дней. Поэтому в истинно узбекском танце нет простых движений – каждое движение несет определенную смысловую нагрузку. Понимая язык жестов и движений, можно читать узбекский танец, как некий рассказ или историю.
На территории нынешнего Узбекистана существуют несколько исторически сложившихся школ, каждая из которых имеет свою стилистику и характер: плавные лирические танцы ферганцев, своеобразные, насыщенные энергетикой и подчас виртуозностью акробатических движений хорезмские лязги, ритмичные и аристократичные танцы бухарцев в расшитых золотом одеяниях и совершенно особые танцы сурхандарьинцев и каракалпаков, определенный стиль в одежде и аксессуары позволяют догадаться о региональной принадлежности танца. Они передаются от поколения к поколению. Каждый народ имеет танец, характерный только для него, со специфической стилистикой исполнения, техникой, особым эмоциональным настроем. Традиционные признаки нарабатывались столетиями и отображают многовековую историю народа.
Главная особенность узбекского народного танца как уникального явления заключается в том, что, не имея конкретного автора, он неизменно является настоящей и узнаваемой визитной карточкой узбекского народа, воплощающей его красоту. Отличительными чертами узбекского танца являются, во-первых, акцент на сложные и выразительные движения рук, во-вторых, богатая мимика.
Практически каждый регион имеет свои особенности в узбекском народном танце.
По итогам совместного проекта Узбекистана и Международного информационного центра по нематериальному культурному наследию Азиатско-Тихоокеанского региона под эгидой ЮНЕСКО (2011 – 2014), узбекский танец внесен в Национальный список нематериального культурного наследия Узбекистана и в список охраняемого государством культурного наследия.
Специфика узбекского танца не может у меня, как художника, не вызывать чувства глубокого восхищения и восторга. Желание запечатлеть движение, каждое мгновение в живописном произведении перерастает в духовную потребность, желание создать произведение, которое вызывало бы у зрителя аналогичное с моим настроение, эмоции восторга и любования, передать не только элемента танца, но и звуки национальной музыки, зажигательные ритмы дойры. Перед художником встает цель – изобразить танец как вид искусства в живописном произведении искусства, то есть изобразить «искусство в искусстве».
Приступая к осуществлению замысла, задумываешься… Тема – «Танец». Трудно назвать произведение живописи в изобразительном искусстве Узбекистана последних столетий, в котором было бы отображено все великолепие, зрелищность и масштабность такого явления, как национальный танец. Почему столь яркое явление национальной культуры, без которого не проходит ни одно праздничное мероприятие, будь то свадьба или прочие торжества, не нашло отражения ни в одном масштабном произведении станковой живописи?
Все же несколько произведений на эту тему нашлось, правда, небольшого размера. Это живописная работа узбекской художницы Надежды Кашиной «Урок танца», написанная в 1958 году. Сюжет ее прост. Традиционный узбекский дворик. Две женщины в национальных платьях обучают танцу маленькую девочку. Одна женщина хлопает в ладоши, другая играет на дойре, помогая маленькой девочке освоить движения национального танца.
По охвату темы работа камерная. Нет ощущения зрелищности огромной по масштабам темы.
Более масштабно эта тема прозвучала в монументальном изобразительном искусстве Узбекистана. Фреска «Рождение танца» была выполнена в 1982 г. Народным художником, профессором, академиком Академии художеств Узбекистана Баходиром Джалаловым на стенах концертного зала «Бахор», находящегося на центральной площади Ташкента. Это одно из первых произведений мастера, воплотившее всю прелесть и изящество национального узбекского танца, выделяющееся высоким мастерством исполнения и обладающее уникальной художественной ценностью.
Свидетельство актуальности темы – фрески на стенах египетских храмов, древние папирусы, керамические сосуды. Древние мастера изображали танцующих людей, вдохновляясь магической энергией, скрывающейся в движении, воплощая одно искусство в другом.
Множество рисунков с танцующими женщинами и мужчинами сохранилось и на античных амфорах и фресках. Свободные греки и жизнелюбивые римляне изображали человека сильным, уверенным, величественным.
Великие мастера кисти Средневековья, эпохи Возрождения, классицизма, неоклассицизма, импрессионизма, живописцы XX века, произведениями которых мы восхищаемся по сей день, когда-то, как и мы, были заворожены живым, наполненным движением танцем, который и воплотили в своих произведениях.
Изображения народного танца можно найти на рисунках и гравюрах Альбрехта Дюрера («Танцующие крестьяне»), на картинах Питера Брейгеля Старшего («Крестьянский танец»), Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) («Сельский бал»), Питера Пауля Рубенса («Кермесса»), бального и придворного танца – на картине неизвестного итальянского мастера «Сад любви», на полотнах Джованни Баттисты Тьеполо, на холстах Антуанна Ватто, Франсуа Буше («Китайский танец»), народного танца – на картинах и офортах Франсиско Гойи, художника Николы Пуссена («Танец под музыку времени»).
Пикассо, Лейтон, Мунк, Моро, Альбани – лишь малая часть художников, перенесших танец на холст.
Эта довольно сложная тема требует очень тонкого и изящного воплощения и глубокого осмысления. Она может оказаться даже скандальной – в зависимости от формы ее раскрытия и подачи. Достаточно вспомнить всемирно известного Анри Матисса, которого называли безумцем, а его полотно «Танец» вызвало настоящий скандал. Реакцию общества вызвали форма подачи, выбранный художником стиль изображения. Несмотря на реакцию критики, вдохновленный народными плясками Матисс спустя год представил новое полотно «Танец с настурциями», исполненное в сдержанной цветовой палитре, написанное всего тремя красками.
Уверенность и неизгладимое впечатление на меня произвело величайшее произведение художника Филиппа Малявина «Вихрь», написанное в 1906 г. (находится в Третьяковской галерее в Москве). Группа молодых русских красавиц кружится в едином вихре национального танца. Их платья, следуя за телом, создают вихревые потоки. Фигуры и пестрые развевающиеся одежды усиливают ощущение безудержной русской пляски, непрекращающегося движения, отражающего одновременно темперамент, глубину и удаль русской души. Удивительное буйство красок, богатая колористическая палитра оттенков красного, желтого, синего, зеленого цветов, их композиционное распределение захватывает дух. Произведение впечатляет своим внушительным размером (четыре с лишним метра в длину и два с небольшим в высоту).
Для меня это произведение стало сигналом, подтверждающим правильность выбора темы. Я поделюсь опытом своей работы над картинами «Навруз» и «Танец».
Существуют два вида узбекских танцев – классические традиционные и народные (фольклорные).
Классический традиционный национальный узбекский танец – это искусство, которое культивируется в специальных танцевальных школах, вобрав все современные тенденции этого вида искусства. Он является самой яркой и специфической формой отображения действительности, так как в нем проявляются нормы поведения и взаимоотношения, этика, мораль народа, изменения в социальной, экономической и политической сферах.
Моя первая попытка хоть как-то приблизиться к осуществлению замысла создания произведения «Танец» была сделана в 2021 г. Работа готовилась к выставке, посвященной празднику Навруз. Выбран средний размер холста (125 х 85 см). Авторское название работы – «Навруз». На холсте на фоне весеннего цветения деревьев изображены три танцовщицы в национальных костюмах. Эта работа помогла прочувствовать тему замысла будущей большой картины.
Произведение живописи начинается со сценария. По замыслу сценарий был прост – изобразить группу танцовщиц, объединенных единым ритмом. При создании композиции получилось девять фигур восточных красавиц. Совпадение это или просто случайность? Число «девять» – особое, подталкивающее к размышлениям и творчеству. Это число часто встречается в искусстве. В Древней Греции было именно девять муз. Существует девять ангельских чинов. Символом Святого Духа является звезда с девятью лучами. Одна из самых известных картин Ивана Айвазовского называется «Девятый вал». Великий парад планет – это когда выстраиваются в один ряд девять планет Солнечной системы.
Для более зрелищного восприятия произведения выбран размер холста 2 х 1,5 м.
Для праздничного звучания работы определяю особый колористический строй или цветовую палитру. Освобождаюсь от всех мрачных цветов, оставляя только яркие по звучанию краски: фиолетовую темную и ультрамарин, которые заменят черную, темно-коричневую. Отказываюсь от охры, которую принято использовать классиками живописи, заменяя ее на кадмии желтые. Исключаю английскую красную краску, которую предпочитали мастера живописи, заменяю ее кадмиями красными и оранжевыми. Для выбора цветов красок на палитре хорошей подсказкой послужил колористический строй национальных орнаментов на известных памятниках архитектуры Узбекистана (архитектурный комплекс Шахи Зинда, мавзолей Тамерлана «Гур-Эмир», площадь Регистан – сердце древнего Самарканда).
Выбираю образы реально существующих узбекских танцовщиц. Задача заключалась в том, чтобы на холсте не только объединить в композиционном строе персонажей разных танцевальных школ, одетых в национальные костюмы в соответствии с их региональными традициями, а и сам композиционный строй обусловить единым ритмом движений и добиться гармонии в сочетании поз танцовщиц, движения рук, выражений лиц, мимики, использовать весь арсенал изобразительных средств, чтобы передать настроение праздника, радость и веселье, придать произведению масштабность, сделать акцент на зрелищности изображенного действия.
Изюминкой стали две танцующие девочки в центре композиции. Одна лет двенадцати, другая еще младше. Обе на переднем плане.
Маленькая девочка робко смотрит на профессиональных танцовщиц. Она впервые испытывает чувство необыкновенной радости и некоторого испуга от происходящего. Она попала в новый мир. И каждая танцовщица хочет ей помочь в этом динамично-огромном, еще незнакомом ей мире. Персонаж привносит в произведение второе дыхание, дополнительную смысловую нагрузку. В результате появилась основная концепция, обогатившая тему произведения, придавшая ей философскую глубину, и произведение получило второе название – «Мир входящему».
Александр[Цитировать]
Уважаемый EC, вы , как модератор портала, не допускайте столь забавных клоунов к столь серьезным размышлениям вокруг изобразительного искусства. Похоже оно — искусство, с ними не дружит. Осознание которого им тяжело дается.
Александр[Цитировать]
Мы свое мнение высказали достаточно взвешенно и аккуратно — его потерли без всяких объяснений, а со своими копипастными простынями вы можете смело идти в жопу, раз уж так не уважаете посетителей!
J_Silver[Цитировать]