Владимир Ашотович Сафаров Ташкентцы
Georgiy Saakov
Сегодня день светлой памяти ВЛАДИМИРА АШОТОВИЧА САФАРОВА. Прошел год со дня ухода…
….джазового музыканта, футбольного обозревателя, публициста, общественного деятеля и есть повод вновь взглянуть на портрет удивительного человека без чопорных формальностей, которые в его случае просто неуместны. Да и не выходят. Не только потому, что знаешь человека более 30 лет.
Просто, есть люди, которым всегда веришь, очевидцем наблюдая Человека-открытие и всегда уместного Человека-универсала. Человека-созидателя хорошего смысла и собственного мира, наполненного любовью и совестью.
В нем, в рукотворном мире Сафарова, все четко выверено по непростой, но ясной траектории, где есть своя отправная точка: в 1954 году состоялось первое выступление джаз-ансамбля «Братья Сафаровы», — тогда он, не на шутку «заболевший» Эдди Рознером и Оскаром Питерсоном, стал руководителем коллектива. Средний из трех братьев так «старшим» и останется на все последующие 60 лет: участвуя в многочисленных всесоюзных и международных джазовых фестивалях, ансамбль Сафаровых приобрел статус легендарного коллектива, а Владимир Ашотович с 2003 года станет заслуженно бессменным руководителем ташкентского джаз-клуба, названного именем другого прославленного человека — Сергея Гилева. В своей книге об истории джаза в Узбекистане С.Гилев расскажет и о том, что Владимир в конце 50-х в транспортном институте (самые умненькие ташкентские ребята всегда учились именно в этом институте – прим.авт.) создал оркестр большого состава – биг-бэнд, а братья Сафаровы были одними из организаторов и участниками первого ташкентского фестиваля джазовой музыки, состоявшегося в 1968 году.
Увлечение футбольной статистикой – это отдельная глава жизни напористого и обязательного человека. Их было всего два на всю страну: сын поэта Сергея Есенина Константин и Владимир Сафаров. В результате появятся свыше 4 тысяч публикаций и около 20 книг о футболе и джазе за его авторством, передачи на телевидении и радио и десятки специальных изданий об истории футбола в республике, среди которых – «Энциклопедия футбола Узбекистана», биографические сборники, посвященные выдающимся футболистам и тренерам Узбекистана, книги-памятники команде «Пахтакор» — той самой, погибшей в авиакатастрофе. Он станет обладателем приза Федерации футбола Узбекистана и высокого звания «Лучший журналист» (2000).
«Групповой портрет на фоне века» со всеми его родными, близкими, друзьями, в центре которого – крупным планом жизненный путь Владимира Ашотовича, масштабной личности с безупречной репутацией, которому выпало и было подвластно всё. На этом пути – и военное детство, и своя боль, и своя искренность, невиданная для его поколения, привыкшего прятать свои чувства, чтобы их не разъела агрессивная среда наступившего кривого времени, пропитанного фальшью и скверной пафосной декорацией. И с примерами бескорыстного служения. Их было много, этих примеров, включая его успешно и непринужденно воплощенные авторские концертные и футбольные проекты в рамках не только родного армянского культурного центра, но и всего интернационального сообщества Узбекистана. Здесь всё началось с незабываемого по размаху концерта с участием солистов и творческих коллективов ташкентского и самаркандского армянских центров, который состоялся в 1995 году в столичном киноконцертном зале «Панорамный», — его режиссером-постановщиком был Владимир Сафаров. Здесь невольно задумаешься о незаменимых людях, которых якобы не бывает, но очевидным становится другое: армянской общине Узбекистана с ним неожиданно успешно повезло в нужном месте и в нужный момент. «Важно не путешествие, а то, с кем ты его совершаешь», — это приложение к портрету от Жана-Люка Годара.
И вот его, Владимира Ашотовича, автопортрет из того времени, в котором считалось – надо, когда нравственные устои еще формировались в семьях, а людям доставляло удовольствие доставлять удовольствие другим людям. Здесь даже знаменитый расхожий принцип «Если бы молодость знала, а старость умела» срабатывает исключением – он один из тех счастливчиков, который и знал, и умел. И старость, которая, как известно, многоликая, к его лицу не подкралась, а пожаловала таким вот замечательным зрелым, уверенным и скромным молодым стариком. Звучит это не странно и вполне естественно – здесь все на своих местах: и энергия, и жажда жизни, и умение удивляться, и, самое главное, удивлять. Согласитесь, редкое дарование! И путь, на котором он не занял ничье место – ни физически, ни в душах окружающих. И никому не уподобился. Он – сам, со своей неуемной энергией, щедростью, открытостью, добрым сердцем истинного патриота, преданного делу своей жизни, в котором – все главное. Воистину: творческое лицо не выработаешь, его дает Господь Бог. Такой всегда необходимый человек, который никогда не опаздывал. Ни как пример, ни как мерило, но как друг, наделенный способностью чувствовать и переживать свое и наше.
Напоминая о том, что есть на свете совесть, честь, большой смысл и нет только измены. Ни себе, ни делу, ни принципам, ни друзьям, ни родным, ни любимым людям. Сегодня на их месте – рациональная пустота.
Часто в нынешнем году задумывался: а что бы сказал он, глядя на весь этот нынешний пробуксовывающий во времени со многими неизвестными механизм; на всю эту трагическую клоунаду вселенского флешмоба, одной из «фишек» которого стало вновь актуальным, к какой нации ты принадлежишь. Ведь когда его — транспортного строителя по специальности и 40-летнему производственному опыту, убежденного интернационалиста, безмерно преданного своему народу и ограничителем признававшего только свою совесть, часто спрашивали: «Зачем существуют футбол и джаз?» — он отвечал: «Чтобы помогать людям жить».
Задумываюсь и тотчас отгоняю эту мысль прочь. Просто стыда ради перед памятью о человеке из той породы людей, которые являются маяками и по жизни становятся легендами. Такой вот Легендой во плоти с бесспорным счетом 4:0 в его пользу. Со всеми четырьмя ипостасями высочайшего знака качества редчайшей судьбы и души человека, о котором сегодня на «крыльях памяти» (так называлась его книга о команде «Пахтакор» — прим.авт.) безмерно скорбят и грустят его любимая супруга Светлана Суреновна, его замечательные дети Карине, Анжелика и Сурен, внуки, брат, друзья, болельщики и тонкие ценители джаза. Очень многие люди грустят о красивом и очень дорогом Человеке. Есть в нем еще какая-то загадка, другого бы так не любили.
Что наша жизнь? – А это просто джаз В полутонах лихих импровизаций. Любовь и ненависть, Как не крути, - про нас, Под ритм дождя и лязганье трамвая. Мы осень слушаем с тревожною душой, И сердце бьется, временами замирая. Порою как придется, невзначай, Поступок совершим, и это что-то…
Спасибо тебе и светлая о тебе память, капитан команды молодости нашей Владимир Ашотович, дорогой наш Варпет…
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.