“Фотография прошла красной нитью через всю мою жизнь” История Ташкентцы

Владимир Соколов

Отец увлекся фотографией задолго до моего рождения, маму мою он снимал со дня знакомства. У меня сохранился богатый архив семейных фотографий. Пленочной фотографии тогда еще не было. Во всяком случае впервые я увидел пленочный аппарат в конце войны. Отец снимал кассетным аппаратом «Фотокор» на пластинки размером 9х12 см. Прекрасная камера, ею пользовались многие фотографы ателье уже после появления пленочных аппаратов.

В 1930 году на реке Вахш в Таджикской ССР началось строительство знаменитой тогда Вахшской ГЭС. Поселок строителей назывался Вахшстрой, там мой отец познакомился с мамой, там я и родился. Вот уже там отец активно фотографировал. Мне было три месяца, когда мы переехали в Ташкент. Жили в небольшой двухкомнатной квартире с малюсенькой кухней в обычном коммунальном дворе на восемь семей. Отец продолжил свое увлечение фотографией и обрабатывал снимки по ночам. в этой самой кухне без проточной воды.

Но вскоре вышло постановление, по которому фотография была запрещена, а все фотоаппараты у населения были изъяты. После окончания войны аппараты вернули. Фотография начала быстро развиваться. В больших магазинах были фотоотделы. Пленка и бумага были в достаточном ассортименте, химия тоже не напрягала: проявители, закрепители, ослабители, виражи и пр. Отец достал с чердака пролежавшую там всю войну немецкую бумагу «мимоза» 1939 года выпуска, прекрасно сохранившуюся. Но увеличителей не было — формат 9х12 см удовлетворял массового потребителя, а большие портреты фотографы делали самодельными приспособлениями.

Отец, как мастер на все руки, тоже сделал увеличитель, позволявший делать снимки 30х40см высокого качества. В роли осветителя был щит, на котором располагались 100 двадцативольтовых автомобильных лампочек, освещение негатива получалось идеальным. (Где он брал 20 вольт, не знаю, думаю, часть лампочек включал последовательно). Первые увеличители были горизонтальными, т.е. лист фотобумаги крепился кнопками к стене в заранее размеченном месте и на него проецировалось изображение. Я все это видел, частенько сидел рядом, помогал, наблюдал и просто впитал в себя всю технику изготовления фотоснимков. Не помню, чтобы отец года-либо что-то специально мне объяснял или учил меня.

Как я уже писал, фотография бурно развивалась и любители много экспериментировали. В журналах типа «Наука и техника», уделявшим много внимания и фотографии, фотолюбители делились советами по усовершенствованию фотографического процесса. Фотографы все больше стали снимать не только портреты, но и пейзажи (тогда назывались видами), натюрморты и забытые нынче этюды. Снимать той техникой жанр и репортаж было сложно, но снимали. Но о художественной фотографии тогда не говорили — фотография не была еще признана искусством.

1 комментарий

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.