Генеральный план развития Ташкента История
Банке А. И., Пурецкий Ю. П. и др., 1967
Генеральный план города Ташкента и проект планировки его пригородной зоны, разработанный коллективом института «Ташгипрогор» и утвержденный постановлением ЦК КП Узбекистана и Совета Министров Узбекской ССР 4 мая 1966 года, является основным градостроительным и планово-регулирующим документом, определяющим перспективы жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства на расчетный (перспективный) срок в 20—25 лет.
Генеральный план г. Ташкента и его пригородной зоны разработан институтом «Ташгипрогор» Главного архитектурно-планировочного управления Ташкентского горисполкома, с помощью специализированных институтов «Гипрозем», «Ташгипротранс», «Узгоспроект», при консультации и непосредственном участии специалистов Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР.
Авторы проекта генерального плана: начальник отдела генерального плана института «Ташгипрогор» и главный инженер проекта генерального плана А.И. Ванке; главный архитектор отдела генерального плана института «Ташгипрогор» и главный архитектор проекта генплана Ю.П. Пурецкий; главный экономист отдела и проекта генплана A.В. Стазаева; главный архитектор института «Ташгипрогор» и главный архитектор проекта центра города Л.Т. Адамов; главный архитектор проекта пригородной зоны В.М. Тонких; главный архитектор проекта первой очереди строительства Н.А. Мордвинов; начальник Главного архитектурно-планировочного управления Ташкентского горисполкома, главный архитектор города А.В. Якушев; директор института «Ташгипрогор» О.А. Рушковский; авторы отдельных разделов: главный инженер проекта коммунально-транспортной схемы города B.Н. Вараксин; главный специалист по сантехнике и главный инженер проекта по санитарно-техническому оборудованию В.В. Маслов; главный инженер проекта по саночистке С.Т. Протасов; главный инженер проекта газоснабжения А.Г. Апсалямов; главный специалист по электроснабжению А.К. Арзуманов; главный инженер проекта ирригации Н.В. Гусева; главный инженер проекта озеленения Е.И. Кобзева; главный инженер проекта теплофикации М.И. Черепахин; главный инженер проекта канализации Ф.А. Сойфер.
В разработке проекта генерального плана также принимали участие сотрудники ташкентского института «Ташгипрогор» Ю.С. Барштак, Л.М. Бойченко, Б.А. Борисоглебский, И.М. Борисоглебская, О. Валиев, А.В. Гаузен, Г.Л. Грабовецкий, К.А. Дмитриев, М.Г. Лифановская, А.А. Мальцев, В.В. Малышев, В.М. Медведев, И.А. Сударев, А.Н. Ткаченко, Л.И. Третьякова, Г.М. Шашлова, Э.М. Шлайн, Н.А. Юшко, X. Исаходжаев; сотрудники других институтов и организаций г. Ташкента: М. С. Булатов, И.И. Гордеева, Ю. М. Выговский, E.Е. Бирштейн, Л.А. Демин, А.Д. Марра, Б.Я. Червяков, В.С. Энкер, а также специалисты Госгражданстроя и Госплана СССР И.В. Бордуков, А.О. Кудрявцев и Г.Е. Мищенко.
Издательство ЦК КП Узбекистана. Ташкент, 1967 г.
Составители: А.И. Банке, Ю.П. Пурецкий, А.В. Стазаева, А.В. Якушев. При участии: Л.Т. Адамова, М.Г. Лифановской, З.Е. Гришиной.
Фото Э.Р. Эшенбаха и Б. В. Гулякова
Скачать книгу Генеральный план развития Ташкента. 1967
После землетрясения 26 апреля 1966 года пришлось внести некоторые изменения в основные установки генерального плана. Это диктовалось, во-первых, необходимостью скорейшего восстановления города, а во-вторых, требованиями повышения сейсмостойкости зданий и возведения в основной части города строений, способных противостоять подземным толчкам силой до девяти баллов.
Совет Министров СССР своим постановлением от 21 февраля 1967 года «Об основных принципах генерального плана развития г. Ташкента» и ЦК КП Узбекистана и Совет Министров Узбекской ССР постановлением от 10 апреля 1967 года утвердили основные положения по генеральному плану развития Ташкента.
Выполнение этих решений партии и правительства превратит столицу Узбекистана в один из крупнейших экономических и политических центров страны, в современный город с высоким уровнем благоустройства, с самыми благоприятными условиями для труда, быта и отдыха населения.
История развития города
Ташкент — один из древнейших городов нашей страны. Первые упоминания о нем датируются II веком до нашей эры. В течение своей истории город входил в состав многочисленных, сменявших друг друга государственных образований, всегда оставаясь крупным торговым и ремесленным центром.
Ко времени присоединения Ташкента к России (1865 г.) город имел уже 80 тысяч жителей, а его территория, в пределах, ограниченных кольцом глинобитных городских стен, составляла 1,6 тысячи гектаров.
В центре располагался базар. От него к городским воротам шли узкие, кривые радиальные улицы, шириной от пяти до десяти метров, с многочисленными ответвлениями в виде переулков и тупиков.
Жилые строения представляли собой одно- и двухэтажные глинобитные или каркасные дома, обращенные внутрь озелененных участков.
Благоустройство стояло на очень низком уровне.
За период с 1865 до 1917 года Ташкент, ставший административным центром Туркестанского края, интенсивно развивается. Быстро растет его промышленность, особенно после того, как железная дорога связала Ташкент с крупными экономическими центрами Российской империи.
Растет население и территория города. К 1917 году в нем насчитывалось 280 тысяч жителей, а застроенная территория достигла 3,3 тысячи гектаров. Полувековое развитие города в составе Российской империи привело к образованию двух обособленных его частей: «старой» и «новой», расположенной на юго-востоке. Такая структура отражала национальную политику царской России, рассматривавшей Туркестан как свою колонию. И если в «новом» городе можно было видеть известные элементы благоустройства и плановости, то «старый» по-прежнему развивался хаотически.
Только Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожившая социально- политические противоречия, и начавшаяся после окончания гражданской войны реконструкция народного хозяйства страны создали основу для бурного развития города.
Начало 30-х годов ознаменовалось строительством в Ташкенте ряда крупнейших промышленных предприятий — Текстильного комбината, завода «Ташсельмаш» и других. Быстро растет число высших учебных заведений.
В годы Великой Отечественной войны из районов, подвергшихся фашистскому нашествию, в Ташкент эвакуировались многие крупные промышленные предприятия, вузы и научно-исследовательские институты. Впоследствии большая их часть осталась здесь.
Все это вызвало быстрый рост населения и требовало единого плана развития города и его хозяйства.
Еще в 1938 году «Мособлпроект» составил генеральный план развития Ташкента, по которому велась социалистическая реконструкция города. Строятся первые крупные массивы многоэтажных зданий, появляются новые магистральные улицы, начинается преобразование городского хозяйства.
Особенно быстро идет строительство в послевоенные годы. Однако в нем резко преобладает индивидуальная застройка.
В 1954 году институт «Ташгипрогор» закончил составление нового генерального плана, по которому реконструкция города велась вплоть до 1960 года. Появляются новые крупные жилые массивы (Чиланзар и др.), новые магистральные улицы, развивается строительная индустрия.
К 1 января 1967 года численность населения достигла 1.250 тысяч человек, а территория — в застроенной части — 18 тысяч гектаров.
Ташкент превратился в крупнейший политический, культурный, промышленный и транспортный центр Средней Азии.
Современный город
В пределах своей городской черты Ташкент занимает сейчас 21 тысячу гектаров. Его жилой фонд до землетрясения 26 апреля 1966 года составлял 6,9 миллиона квадратных метров, более половины которых находилось в личной собственности граждан. 67 процентов жилого фонда составляли одноэтажные дома местного типа, а удельный вес жилья, обеспеченного всеми элементами современного благоустройства, не превышал 35 процентов.
Землетрясение нанесло городу огромный урон. Пострадало в общей сложности 95 тысяч квартир с жилой площадью в 2.860 тысяч квадратных метров, из них 1.020 тысяч стихия привела в аварийное состояние. Это еще более снизило обеспеченность населения жильем.
Отстает от потребностей населения наличие учреждений культурно-бытового обслуживания. В городе мало зеленых насаждений общего пользования — около пяти квадратных метров на жителя.
Конфигурация сети магистральных улиц — двухфокусная, радиальная. Общее протяжение всех городских улиц — 1062 километра, а магистральных — 186. Ширина улиц — от 3 до 66 метров. Большая часть улиц замощена, однако лишь 47 процентов имеет усовершенствованное покрытие.
Массовый пассажирский транспорт состоит из трамвая (узкой и широкой колеи), троллейбуса и автобуса.
Недостаточно развита сеть инженерно-технического оборудования. Достаточно сказать, что потребление воды на коммунально-бытовые нужды составляет только 240 литров в сутки на каждого жителя, а существующая канализационная сеть способна принять не более 30 процентов стоков.
Город получает электроэнергию от Ташкент-Фархадской энергосистемы, мощность которой вполне обеспечивает его нужды.
Здания города снабжаются теплом в основном от местных котельных и частично — от Ташкентской ТЭЦ. Газ поступает от Бухарского месторождения.
Существующая ирригационная сеть нуждается в коренной реконструкции.
Основные принципы реконструкции города
Генеральный план развития Ташкента разработан на основе следующих принципов:
— развитие и специализация всех существующих и необходимых городу отраслей народного хозяйства в пределах установленной на перспективу численности населения;
— широкая реконструкция предприятий путем совершенствования технологических процессов, автоматизации производства и создания наилучших санитарно-гигиенических условий труда;
— дальнейшее развитие массового жилищного строительства с доведением обеспеченности населения жилой площадью: до 12 квадратных метров на каждого жителя к 1980 году и до 15 квадратных метров — к 2000 году;
— развитие сети учреждений культурно-бытового и коммунального обслуживания до полного удовлетворения нужд населения;
— развитие городского транспорта и улучшение транспортного обслуживания населения до уровня, который позволит сократить затраты времени на передвижение в один конец в среднем до 45 минут;
— расширение и реконструкция уличной сети и создание системы городских дорог и магистралей непрерывного движения, сделающих доступным высокое насыщение города индивидуальным транспортом;
— озеленение и обводнение в целях улучшения микроклимата городской территории и создание на этой основе мест массового отдыха населения;
— развитие планировочной структуры города и формирование целостной системы застройки;
— формирование и развитие общегородского центра, отвечающего возрастающему значению Ташкента как одного из крупнейших общественно-политических и культурных центров страны;
— развитие инженерного оборудования до пределов, обеспечивающих потребности народного хозяйства и высокий уровень обслуживания населения;
— превращение Ташкента и его пригородной зоны в единое органическое целое с оптимальным санитарно-гигиеническим режимом, благоустроенными местами массового отдыха, садами и виноградниками.
Численность населения
Основной принципиальной установкой генерального плана является ограничение роста численности населения Ташкента.
В этих целях предусматривается:
— запрещение строительства на территории города и пригородной зоны новых промышленных предприятий градообразующего значения, за исключением предприятий легкой и пищевой промышленности, обслуживающих население города, а также предприятий строительной индустрии;
— реконструкция существующих предприятий градообразующего значения без увеличения численности работающих;
— вывод за пределы города, по санитарным и градостроительным соображениям, ряда уже имеющихся промышленных предприятий.
Исходя из существующего темпа общего прироста населения, а также возможностей трудоустройства, численность населения Ташкента в его проектных границах на 1980 год принимается в 1.400 тысяч человек.
Территориальное развитие города
В связи с ростом населения, увеличением нормы жилой площади до 12 квадратных метров на человека, а также принятым соотношением этажности застройки и развитием системы озеленения и обводнения, план предусматривает значительное расширение городских границ.
К 1980 году общая территория Ташкента возрастет до 23 тысяч гектаров. Территориальное развитие будет идти преимущественно в северном, северо-восточном и юго-западном направлениях. Это диктуется технико-экономическими расчетами. Именно эти направления обеспечивают наиболее экономичное использование прирезаемых земель, а также более удобные условия расселения.
Чтобы сократить прирезку новых территорий за счет прилегающих сельскохозяйственных земель, план предусматривает максимальное использование территориальных ресурсов самого города. В связи с этим часть уже существующих районов индивидуальной застройки, возведенной без соблюдения необходимых в условиях Ташкента сейсмических правил, будет в дальнейшем использована для размещения нового жилого строительства.
Жилищное строительство
Для обеспечения населения столицы Узбекистана благоустроенным, удобным и просторным жильем, необходимо до 1980 года построить около 15 миллионов квадратных метров жилья. Этот объем почти втрое превышает размеры существующего жилого фонда и позволит решить задачу — довести обеспечение населения жильем до 12 квадратных метров на человека.
Город будет застраиваться в основном четырехэтажными жилыми комфортабельными домами.
Семи- и девятиэтажные дома составят примерно 10 процентов, а двухэтажные блокированные многоквартирные дома с приквартирными участками — 5—7 процентов всей застройки.
Такое соотношение объясняется возросшими антисейсмическими требованиями и резким увеличением в связи с этим строительной стоимости многоэтажных зданий.
Культурно-бытовое строительство
Генеральный план предусматривает организацию всестороннего обслуживания населения на высоком уровне.
Система учреждений обслуживания построена по ступенчатой схеме: 1. Группа домов (первичный блок); 2. Микрорайон (учреждения повседневного пользования); 3. Жилой район (учреждения периодического пользования) ; 4. Центр планировочного района (учреждения периодического и эпизодического пользования); 5. Общегородской центр (центральные учреждения); 6. Учреждения кратковременного отдыха в пределах пригородной зеленой зоны; 7. Учреждения длительного отдыха в пригородной зоне и за ее пределами.
Учтена необходимость равномерного приближения к жилью учреждений бытового обслуживания, а также развитие сети чайхан, летних кинотеатров и других учреждений, отвечающих местным климатическим и национальным особенностям.
Приняты следующие расчетные нормы по основным учреждениям культурно-бытового обслуживания (на тысячу жителей): см. таб.
Архитектурно-планировочная организация
Архитектурно-планировочная организация генерального плана развития Ташкента направлена на создание принципиально новой структуры, отражающей общность интересов всего населения, величие и красоту эпохи развернутого строительства коммунизма в СССР.
Основную композиционную идею генерального плана можно выразить словами: Ташкент — город-сад, город красивых зданий, стоящих в окружении парков и садов, прорезанный сетью каналов.
Вся территория Ташкента расчленяется зелеными полосами, идущими вдоль основных городских каналов. Одна из таких полос, проходящая вдоль Бозсу и Бурджара, пересекает весь город и, объединяя центр с главными городскими парками и местами загородного отдыха, явится композиционной зеленой осью Ташкента.
Планом намечается довести площадь зеленых насаждений общественного пользования до 30 квадратных метров на каждого жителя.
Вторая композиционная ось пройдет по направлению, связывающему сложившиеся ранее центры «старой» и «новой» частей города. Вдоль нее разместится общегородской центр.
Весь город делится на девять планировочных районов с численностью населения от 100 тысяч до 200 тысяч человек в каждом. С общегородским центром, промышленными районами и зонами загородного отдыха их свяжет система главных транспортных артерий. Общественные центры планировочных районов примыкают к этим артериям.
В основу организации селитебной территории положена ступенчатая структура. Вокруг общественного центра каждого планировочного района располагаются жилые районы с населением в 20—25 тысяч человек. Транспортные магистрали делят жилые районы на микрорайоны.
Учреждения культурно-бытового обслуживания размещаются в общественных центрах жилых групп, микрорайонов, жилых районов, а также в общегородском центре и в местах загородного отдыха.
Таким образом, закономерная система последовательного объединения первичных жилых групп в микрорайоны, микрорайонов — в жилые районы и т. д., высокая норма жилой площади, удобная связь с местами работы и отдыха, всестороннее благоустройство территории, широко разветвленная сеть учреждений обслуживания — все это, создавая равноценные по комфорту условия проживания в любом районе, отразит новую социальную структуру города.
Для сохранения своеобразного облика южного города план предусматривает широкое применение прогрессивных национальных градостроительных приемов и традиций, использование в композиции застройки средств озеленения и обводнения.
Общегородской центр
В таком крупном городе, как Ташкент, общегородской центр займет соответственно обширную территорию и в планировочном отношении представит собой сложное сочетание площадей, бульваров, автостоянок, транспортных узлов и магистральных улиц.
Застройка центра решена в плане в виде системы ансамблей, расположенных как по водно-зеленому тракту Бозсу, так и вдоль широтной композиционной оси города, начинающейся от сквера Революции (центра бывшей «новой» части города) и кончающейся на площади имени Ахунбабаева (центр бывшего «старого» города).
На пересечении широтной и зеленой композиционных осей размещается административно-правительственный центр. К востоку от него будет находиться торговая и культурно-просветительная зона центра, к западу — зона спортивных и зрелищных учреждений.
Административно-правительственный центр представлен в виде трех крупных зданий, расположенных вокруг площади имени В.И. Ленина.
В непосредственной близости от центра проходят крупнейшие транспортные магистрали: городская дорога (улица М. Горького) и магистральная улица непрерывного движения (улица Титова).
Меридионально центр пересекается двухкилометровым тоннелем парковой городской дороги, проходящей вдоль каналов Бозсу и Бурджар.
Территория ядра центра охватывается системой распределительных магистралей общегородского значения, максимально освобождающих собственно центр от движения транспорта.
В пределах водно-зеленого тракта Бозсу, среди густой зелени, размещаются отдельные ансамбли, завершающиеся на севере комплексом зданий Выставки достижений народного хозяйства, а на юге — парком имени Ленинского комсомола.
Транспорт
За годы Советской власти транспорт столицы республики получил широкое развитие. Сильно вырос ташкентский железнодорожный узел, являющийся одним из крупнейших в Средней Азии. Густая сеть автомобильных дорог связывает его со всеми районами республики. Сейчас завершается строительство обходного автомобильного кольца. Сооружено два аэропорта, один из них имеет международное значение.
В 1926 году в Ташкенте открылись первые автобусные линии. Десять лет спустя началась перешивка трамвайных линий на широкую колею. В 1947 году пущен троллейбус. Город насчитывает большой автомобильный парк.
Коренной реконструкции подверглась уличная сеть. Проложены десятки километров новых магистральных улиц, объединивших районы города в одно целое. Многие улицы имеют асфальтобетонное и бетонное покрытие.
Однако в целом состояние транспорта еще отстает от нужд непрерывно растущего города. Время, затрачиваемое на поездку на массовом транспорте в один конец, составляет в среднем 38 минут и достигает в отдельных направлениях полутора часов. Подвижной состав, как правило, переполнен, что вызывает справедливые нарекания пассажиров.
Планом намечена коренная перестройка городского транспорта, вкратце сводящаяся к следующему:
— развитие и реконструкция ташкентского железнодорожного узла путем выноса основной грузовой работы за его пределы и создания в городе крупных механизированных грузовых дворов, а также электрификации узла в целом и организация на этой основе пригородного движения электропоездов;
— развитие и благоустройство ташкентского автомобильного узла с глубокими вводами на городскую территорию пригородных линий, сооружение, в будущем, в пределах пригородной зоны окружной автомобильный дороги;
— сооружение в перспективе нового основного аэропорта, расположенного в 15—25 километрах от города, с использованием существующего аэропорта в качестве центрального аэровокзала и вертолетной станции;
— сооружение в городе метрополитена мелкого заложения, состоящего из трех диаметральных линий общим протяжением в 55—60 километров, что позволит решить проблему пассажирских перевозок и сократить затраты времени на поездку в один конец до 25—30 минут;
— развитие других видов массового транспорта, преимущественно электрического, с перемещением трамвайных линий из центра города на его периферию для лучшего обслуживания неохваченных метрополитеном направлений;
— прокладка двух диаметров городских дорог протяжением около 60 километров, пересекающих другие улицы в разных уровнях и соединенных с пригородными автомобильными дорогами, а также двух магистралей непрерывного движения;
— доведение протяженности всей уличной сети со 115—120 километров в настоящее время до 520—550 в перспективе;
— увеличение количества легковых автомашин до 150—200 на каждую тысячу жителей;
— организация общих центральных транспортных узлов, обеспечивающих удобные связи со всеми видами городского и внешнего транспорта;
— создание скоростных (из расчета 60—90 минут за один конец) транспортных линий от города до мест массового отдыха населения.
Инженерное оборудование города
После Великой Октябрьской социалистической революции инженерное оборудование города пришлось создавать фактически заново. В 1926 году дала ток Бозсуйская ГЭС — одна из первых электростанций, предусмотренных планом ГОЭЛРО. В 1932 году пущен Бозсуйский водопровод. Год спустя вступила в строй первая очередь канализации. В 1958 году началась централизованная теплофикация от Ташкентской ТЭЦ и в 1960 году в город начал поступать бухарский газ.
Всего этого однако недостаточно для удовлетворения нужд города.
Для создания полноценной системы инженерного оборудования в городе и пригородной зоне намечается:
— организовать районную систему водоснабжения, охватывающую Ташкент, Чирчик и Янгиюль, с выносом водозабора к Чарвакскому водохранилищу. Это позволит резко увеличить мощность водопровода, расширить его городскую сеть, частично удовлетворить нужду в воде для поливки зеленых насаждений, увеличить количество фонтанов и довести душевую норму бытового потребления воды до 600 литров в сутки;
— создать районную систему канализации, охватывающую города Чирчик, Ташкент и Янгиюль с постепенной заменой местных очистных сооружений общими;
— принять меры к резкому улучшению санитарной очистки города, в частности — построить мусороутилизационный завод и другие сооружения;
— увеличить бытовое потребление электроэнергии путем внедрения в быт электроплит, частичного перехода на электроотопление и кондиционирование, увеличить мощности электроподстанций и постепенно перевести высоковольтную сеть на кабельную прокладку;
— постепенно ликвидировать потребление газа в быту;
— развить централизованное теплоснабжение путем сооружения крупных районных котельных;
— создать автономные и центральные системы кондиционирования воздуха в жилых, общественных и промышленных зданиях, а также на транспорте;
— построить несколько новых районных АТС и развить телефонную сеть до уровня, позволяющего произвести установку телефона в каждой квартире;
— проложить инженерные коммуникации в совмещенных коллекторах.
Инженерная подготовка территории
Ташкент находится в зоне поливного земледелия. В жизни его населения всегда большую роль играло наличие ирригационной сети и водоемов. Издревле город был прорезан сетью оросительных каналов, служивших источником водоснабжения.
За годы Советской власти в городе создано несколько новых крупных водоемов, ставших излюбленными местами отдыха населения: Комсомольское озеро, озеро в парке Победы и др.
Реконструкция Ташкента немыслима без переустройства его водного хозяйства, дальнейшего развития сети водоемов и каналов. Для этого планом намечается:
— постепенный переход на прогрессивную систему полива дождеванием;
— максимальное обводнение территории и благоустройство существующих крупных каналов;
— переустройство системы водозабора городских каналов, имеющее целью отделить городское водное хозяйство от сельскохозяйственного водопользования;
— строительство Ташкентского городского канала для улучшения снабжения поливной водой Кировского и Куйбышевского районов;
— реконструкция Бозсуйского водно-энергетического тракта, превращение его в благоустроенный канал и создание вдоль него основной городской зоны отдыха;
— переустройство внутригородских водных систем в соответствии с новой планировкой города;
— строительство водоемов в городской черте общей площадью 250 гектаров, что составит почти два квадратных метра на каждого жителя;
— строительство водоемов площадью около 2 тысяч гектаров в пригородной зоне;
— переход на закрытую систему водостоков и устройство закрытых сборных коллекторов Чаули, Чор-су, Чукур-Купрюк, Джанкоп и др.;
— превращение оврагов, расположенных по берегам каналов Чор-су, Бурджар и Нижний Боз-су, в благоустроенные места отдыха населения;
— доведение водозабора на нужды орошения и обводнения до 45—50 кубометров в секунду;
— осушение части городской территории (в северном районе) для ее застройки.
Пригородная зона
Предусмотренная планом организация пригородной зоны направлена в основном на улучшение микроклимата и санитарного состояния воздушного бассейна города, на организацию массового отдыха городского населения, размещение в ней части элементов городского хозяйства и производство в ее пределах некоторых продуктов сельского хозяйства, требующих быстрейшей доставки потребителю.
Чтобы оздоровить воздушный бассейн и защитить город от жарких ветров, Ташкент будет опоясан зеленой полосой общей площадью в 25 тысяч гектаров, состоящей из лесопарков, а также садов и виноградников, обеспечивающих потребность населения во фруктах.
Территория проектируемых лесопарков и водоемов, предназначенных для кратковременного отдыха населения, составит 8 тысяч гектаров. Там сможет одновременно разместиться до 300 тысяч горожан. Места долговременного отдыха ташкентцев организуются в предгорьях Бостандыкского и Верхнечирчикского районов, на территориях, прилегающих к водохранилищу Чор-Дара на реке Сыр-Дарье, и др. Город будет связан с этими районами электрической железной дорогой.
В пригородной зоне размещаются также детские лечебно-оздоровительные учреждения, научно-исследовательские институты сельскохозяйственного направления, крупные медицинские центры, ряд городских коммунальных сооружений. Значительная часть пригородной зоны отводится под сельское хозяйство для производства продукции, необходимой населению города и пригородной зоны.
Там же, в пригородной зоне, будут построены поселки городского типа, предназначенные для работников сельского хозяйства и расположенных там учреждений. Общая численность населения пригородной зоны составит 150 тысяч человек, а ее территория — 65 тысяч гектаров.
Очередность развития
Осуществление плана развития Ташкента будет производиться поэтапно. В первую очередь (1966—1970 гг.) жилищное и культурно-бытовое строительство развивается на свободных от застройки территориях окраин, а также в центральной части, пострадавшей от землетрясения. За указанный период намечается построить 6 миллионов квадратных метров жилой площади, в том числе за счет государственных капитальных вложений — 5 миллионов. Таким образом фактическая обеспеченность населения Ташкента жильем будет доведена к 1971 году до 7,5 квадратных метра в среднем на каждого жителя.
За это же время предполагается довести мощность строительной базы города до 1.160 тысяч квадратных метров жилой площади в год.
В течение этого пятилетия начинается сооружение метрополитена и создаются первые базы кратковременного отдыха в пригородной зоне.
Во вторую очередь, охватывающую десятилетие — с 1971 до 1980 года,— будут реконструированы центральные районы города, завершено освоение северного района, а также значительно реконструированы районы индивидуально-усадебной застройки.
За годы второй очереди в Ташкенте фактическая обеспеченность населения жильем возрастет до 12 квадратных метров на человека, значительно улучшится обслуживание населения учреждениями культурно-бытового назначения и предприятиями коммунального хозяйства.
В это же время продолжается строительство линий метрополитена и городских дорог.
Дальнейшее развитие города (1980—2000 гг.) предусматривает замену всей индивидуальной застройки, частичную реконструкцию государственной застройки, доведение обеспеченности населения жилой площадью до 15 квадратных метров на человека и полное завершение благоустройства.
В этот период развитие Ташкента рассматривается в совокупности с Чирчиком и Янгиюлем, входящими в состав Ташкентской агломерации.
Таково, в общих чертах, содержание важнейших проблем и проектных решений генерального плана развития Ташкента.
Огромная помощь союзного правительства, всех республик и областей СССР, оказываемая столице Узбекистана после постигшего ее стихийного бедствия, решимость населения Ташкента возможно скорее не только восстановить свой город, но сделать его подлинно современным, красивым, достойным нашей эпохи, — гарантия выполнения генерального плана в намеченные сроки.
Не Банке А. И, а Ванке А. И
Елена[Цитировать]