9 комментариев
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.
Купол вижу. Жаль, нельзя увидеть в каком виде сама МЕЧЕТЬ?
Лидия Козлова[Цитировать]
Можно:
EC[Цитировать]
Спасибо! Вижу микрорайон Сити ещё не перешагнул через улицу Фурката. И Азлархон -ишан и Мечеть Караташ на своих местах.
Лидия Козлова[Цитировать]
В книге Абдуманнопа Зияева нашлось место этому району и Мечети Азлар, купол которой виден на снимке. («Ташкент. Древность и Средневековье»).
Лидия Козлова[Цитировать]
Уже было переведён материал моим коллегой:
https://mytashkent.uz/2017/01/22/mechet-baland-na-chakare/#comment-208941 .
semyon[Цитировать]
Спасибо Большое! Труд, конечно, огромный — перевести статью не популярную, а скорее адресованную коллегам в мире науки. Поспешно скопировала перевод и завтра перенесу его в свой дневник. Я опубликовала фрагмент главы из книги, написанной другим автором по материалам раскопок на Старой Урде (Чакаре). Книга «Ташкент. Часть I… » вышла в 2009г. Тоже интересно.
Лидия Козлова[Цитировать]
Вот полный перевод со страницы shosh.uz/azizlarhon-eshon-masjidi/
Мечеть Азизлархон эшон
Она расположен в Ялангкоре, Шайхантахурский район, Чинор Берккоча дом № 2. Мечеть Азизлархан (Азлархан) Эшан зарегистрирована как памятник истории в 1953 году И.Ф. Бородиной. Мечеть состоит из ханаки и крыльца, айвана, расположенного с юго-восточной стороны и состоящего из пяти колонн в два ряда. Купол ханаки, имеющий квадратную форму, давно был поврежден и сдвинут. Полки, размещенные на внутренних стенах помещения, по-видимому, были оштукатурены позже. На западной стене находится гробница, а с трех других сторон установлены двери (двери также были позже закрыты). Архитектура мечети была гораздо лучше изучена исследователями под руководством В.Т. Борискина.
Хотя исследователи отметили, что она была построена в середине XVIII века или в 60-70 годах, исходя из стиля ее постройки, у них не было никакой другой конкретной информации об истории мечети. Название этой мечети напрямую связано с ее интересным и таинственным прошлым. Поэтому нам придется более подробно остановиться на мечети.
В процессе изучения исторических документов мечетей Ташкента нам удалось обнаружить один из уцелевших фундаментов мечети Азизлархан Эшан. Комментарии Вакфноме некоторые другие документы проливают свет на некоторые вопросы.
Этот Вакф относится к 1223 году хиджры, 1808-1809 году нашей эры, в котором говорится, что человек по имени Миркурбоншайх азизон пожертвовал небольшую землю в махаллях Арпапойя и Ялангкари в пользу мечети. Фундаментная записка написана на тонкой желтой шёлковой бумаге размером 21×31, 2 см, всего 12 рядов. Документ об основании был подтвержден печатями судьи Исаходжи ибн Юнус-хана Эшана (1240/1824), муфтия Мухаммада Шахбадала ибн муллы Шаха Мухаммада Мухаммада Амина (1240/1824), муфтия Мухаммадджана ибн Юнус-хана Алави (?) и муфтия муллы ибн Домулла Шохнеъмат (1242/1826).
В вакфноме прежде всего обращает на себя внимание личность Миркурбоншайха Азизона, который упоминается как Вакиф, то есть вакфодатель. В то время как источники не упоминают человека, который построил мечеть, в одном известном нам отрывке из махалли, где сейчас находится мечеть, утверждается, что мечеть была построена человеком по имени “Миркурбоншайх” в середине восемнадцатого века. Согласно этому переводу, этот человек был родом из арабской страны (?) с несколькими товарищами приехал в города Средней Азии для пропаганды религии. В частности, Миркурбоншайх азизон приехал в Ташкент, где ему были предоставлены земли в районе махалли Ялангкари. Миркурбоншайх азизон построил здесь мечеть. В настоящее время сохранился платан во дворе мечети был посажен во время строительства мечети, и его возраст составляет около 300 лет. Говорят, что Миркурбоншайх Азизон женился здесь на дочери одного из эшелонов и в конце своей жизни вернулся в Аравию, а его дети жили в махалле Ялангкари.
Подобные рассказы характерны и для других кладбищ Ташкента. Например, в имеющихся письменных источниках говорится, что Харун Руми происходил из Рума, Абдужалил Баб из Йемена, Шам от своего отца из Шама, Ходжа Иса Муджаррад из Багдада, Ходжа Нуриддин из Кашгара. Согласно некоторым устным источникам, происхождение Миркурбаншайха азизона также связано с Сузук ота (потомком Ходжи Ахмада Яссави).
Вообще, имя Миркурбаншайха Азизона упоминается еще в двух источниках помимо упомянутого фонда. Один из них потомок Миркурбаншайха Азизана — в печати Зайниддинхан эшана от 1284 (1867), где родословная Зайниддинхана эшана показана следующим образом: «Зайниддинходжа ибн Хадиходжа ибн Мухаммадходжа ибн Миркурбаншайх азизон». Вторая информация содержится в труде «История Ташкента» младшего современника Миркурбаншайха азизона, историка Мухаммада Салихходжи, в котором имя этого человека дается в форме «Курбоншайх азизлар».
Автор книги «Тарикси джадидайи Ташканд» Муҳаммад Солиҳхўжа Мирқурбоншайх, который являлся уроженцем махалли Ялангкари, рассказал, один из знаменитых эшонов Юсуф эшон — современник Камолония, в этом районе имел собственную мечеть. По его словам, Юсуфхон эшон жил со времен кокандского хана Алимхона (1798-1810) до времен Мухаммеда Алихона (1822-1841). Следовательно, Миркурбоншай Азизон тоже жил со второй половины XVIII века до первой половине XIX века. В данном случае дата строительства мечети совпадает со временами, когда Миркурбоншайк Азизон начал свою деятельность, то есть концом XVIII века или началом XIX века.
Однако трудно сказать, насколько точно повествование о том, что Миркурбаншайх Азиз был выходцем из арабской страны (?). Потому что этой информации мы пока не встречали ни в одном письменном источнике. Содержание этого повествования или, по крайней мере, детали, близкие к нему, не наблюдаются даже в упомянутом Тарикате Зайниддина хана Эшана. Если бы Миркурбаншайх Азизон действительно был выходцем из земли Аравии, Зайниддин-хан, как эшан видный представитель ордена Трарикат в городе, хотя не рассказывал об этом, но хотя бы гордился своим происхождением и личностью своих предков.
Также ничего об этом ничего не пишут Сокурсник Зайниддинхана Эшана по медресе и его близкий знакомый Мухаммад Салихходжа. Напротив, Миркурбаншайх указывает, что святой был родом из махалли Ялангкари. На самом деле Мухаммад Салихходжа Миркурбаншайх, родившийся примерно в 1930-е годы, близко не знал святого. Много лет спустя, в 1980-х годах, он написал о нем, основываясь на том, что слышал от своих собеседников, возможно, от самого Зайниддина Хана Эшана. Поэтому не исключено, что повествование о Миркурбаншайхе Азизоне произошло во времена правления Зайниддинхана Эшана.
Основываясь на прямых исторических данных, в вакфной книге, печати Зайниддинхона эшона, а также в произведении “Тарихи джадидайи Ташканд” говорится, что Миркурбоншайх был одним из местных представителей суфизма, принадлежащих к яссавийскому тарикату. Причина в том, что слово “азизлар”, широко используемое в Средние века в качестве эквивалента слова “азизон” по отношению к яссавийским шейхам, также встречается в могилах, связанных с большинством яссавийских тарикатов, сформировавшихся в XVIII-XIX веках в Ташкенте. (Например, Султоншайх азизлар, Сўфишайх азизлар, Туларшайх азизлар, Ҳимматлик азизлар, Авазшайх азизлар и др.) Потомки Ҳодихон Азизлар, Зайниддинхон эшон, Муҳиддинхон эшон также принадлежали в основном к жаҳрия-яссавийскому (или кадирийскому) тарикату.
Мухаммад Салихходжа Миркурбаншайх описал период своей жизни со времен Алимхана до времен Мухаммеда Алихана. Это подтверждают свидетельства в вакфе. Хотя датой основания вакфа является 1223 г. хиджры (1808 г. н.э.), позже он была утверждён и подтверждён по какой-то причине намного позже. Год документа соответствует годам присоединения Ташкента к Кокандскому ханству (1808-1810). Об этом также может свидетельствовать тот факт, что вакф был утвержден чиновниками ташкентского казначейства в период правления Мухаммеда Алихана.
Обычно в вакфе дата его создания пишется цифрами и прописью, в этом вакфе она пишется только цифрами. Следовательно, человек, написавший здесь документ, мог ошибиться в дате 1223/1808 вместо даты 1243/1827, которая логически ближе к дате 1240/1824 или 1242/1826, указанной на печатях. В любом случае тот факт, что в печати, утвержденной после 1240/1824 гг., Миркурбаншайх Азизон не упоминается как «умерший», свидетельствует о том, что он был жив в то время. Итак, Миркурбаншайх Азизон действительно был еще жив в первой четверти XIX века.
Что касается потомков Миркурбаншайха Азизона, то во второй половине XIX века — начале XX века в некоторых учредительных документах упоминается, что сыновья Миркурбаншайха Азизона — Мухаммадходжа эшан и Якубшайх жили в махалле Ялангкари, на улице, где находится мечеть Азизлархан. Мухаммадходжи в то время уже не было в живых.
Название мечети напрямую связано с деятельностью более поздних поколений Миркурбоншайха Азизана — Ходихана азизлара или Зайниддинхона эшона. Причина в том, что оба они были популярны в народе под именем «Азизлархон». Поэтому даже сейчас среди населения нет четкого мнения о том, как её называть Ҳодихон азизлар или Зайниддинхон эшан.
В вышеупомянутой вакфной книге мечеть упоминается как мечеть махалли Яланкари. А Мухаммед Салихходжа в своих мемуарах, относящихся к 70-м годам XIX века, не упомянул название мечети. В 1884 году были зарегистрированы 3 мечети — имама Зайниддинхана, Бадалбоя Эшмухаммадбоя угли и эшона Азиза. Из них упомянуты те, кто построил первые две мечети. Хотя третья мечеть была построена святым, настоящее имя этого человека не приводится.
Мечеть Эшан Азизлар, зарегистрированная в 1884 году, идентична сохранившейся до наших дней мечети Азизлархан Эшан. Это связано с тем, вакфные владения (меньшие вакфные земли в махаллях Ялангкор и Арпапойя) этой мечети и мечети, упомянутой в вакфной книге Миркурбоншайха азизона, одинаковы. В 1884 году имамом мечети был мулла Имам-хан Эшан Махмудхан Эшан оглу, потомок Миркурбаншайха. Потомки муллы Имамхана Эшана до сих пор живут в Ташкенте.
В архивных записях четко упоминается, что Зайниддинхан Эшон также построил мечеть. До наших дней эта мечеть не сохранилась. Зайниддинхан эшон был одним из самых образованных людей своего времени, и его ученик, муаррих Мухаммед Салихходжа, который учился в медресе Беклербеги, упомянул его в числе выдающихся личностей своего поколения. По свидетельству Н. Ликошина, имам Зайниддинхан (1833 г.р.), живший в махалле Ялангкари, был известным и богатым человеком тариката кадирия-джахрия (платил 100 сумов в год налогов). У него было 600 учеников в Ташкенте и 100 в Ташкентской области. Примерно в 1870 году Зайниддинхан Эшан, получивший инструкции от Мехманхана Эшана из Намангана, также подготовил и разрешил три халфы. Зайниддин-хан Эшан читал зикр в своей мечети с утра пятницы до времени пятничной молитвы, и на нем присутствовало 100-200 человек.
В архивных документах также много сведений о том, что Зайниддинчон эшон был одним из руководителей чумного восстания, которое произошло в Ташкенте в 1892 году. По словам Н.Ликошина Зайниддинхан Эшан, которому было предъявлено обвинение в пособничестве повстанцам после инцидента, вскоре был оправдан, и его репутация еще больше возросла. В 1911 году было отмечено, что сын Зайниддинхана Эшана Мухиддинхан Эшан, проживавший в махалле Ялангкари, принадлежал к Кадирия-Джахрия Эшан и имел 50 мюридов.
Мечеть Азизлархан Эшан, как и многие другие мечети, была закрыта в 1920 году и ее здание находилось в распоряжении различных учреждений. За это время он несколько раз страдала от пожара. Последствия пожара до сих пор ощущаются на крыше крыльца мечети. В беседе с нами А.Исмоилов отметил, что усыпальница во дворе мечети была перенесена на Камалонское кладбище в 1920 году, когда мечеть была закрыта, а летом 2007 года символическая усыпальница была восстановлена. Однако неясно, кому принадлежит эта гробница.
Мечеть Азизлархан Эшан – одна из старейших мечетей Ташкента, и единственный способ передать ее следующему поколению – как можно скорее начать ее ремонт.
semyon[Цитировать]
Вообще, имя Миркурбаншайха Азизона упоминается еще в двух источниках помимо упомянутого вакфа. Один из них потомок Миркурбаншайха Азизана — в печати Зайниддинхан эшана от 1284 (1867), где родословная Зайниддинхана эшана показана следующим образом: «Зайниддинходжа ибн Хадиходжа ибн Мухаммадходжа ибн Миркурбаншайх азизон». Вторая информация содержится в труде «История Ташкента» младшего современника Миркурбаншайха азизона, историка Мухаммада Салихходжи, в котором имя этого человека дается в форме «Курбоншайх азизлар».
Автор книги «Тарикси джадидайи Ташканд» Муҳаммад Солиҳхўжа Мирқурбоншайх, который являлся уроженцем махалли Ялангкари, рассказал, один из знаменитых эшонов Юсуф эшон — современник Камолония, в этом районе имел собственную мечеть. По его словам, Юсуфхон эшон жил со времен кокандского хана Алимхона (1798-1810) до времен Мухаммеда Алихона (1822-1841). Следовательно, Миркурбоншай Азизон тоже жил со второй половины XVIII века до первой половине XIX века. В данном случае дата строительства мечети совпадает со временами, когда Миркурбоншайк Азизон начал свою деятельность, то есть концом XVIII века или началом XIX века.
Однако трудно сказать, насколько точно повествование о том, что Миркурбаншайх Азиз был выходцем из арабской страны (?). Потому что этой информации мы пока не встречали ни в одном письменном источнике. Содержание этого повествования или, по крайней мере, детали, близкие к нему, не наблюдаются даже в упомянутом Тарикате Зайниддина хана Эшана. Если бы Миркурбаншайх Азизон действительно был выходцем из земли Аравии, Зайниддин-хан, как эшан видный представитель ордена Трарикат в городе, хотя не рассказывал об этом, но хотя бы гордился своим происхождением и личностью своих предков.
Также ничего об этом ничего не пишут Сокурсник Зайниддинхана Эшана по медресе и его близкий знакомый Мухаммад Салихходжа. Напротив, Миркурбаншайх указывает, что святой был родом из махалли Ялангкари. На самом деле Мухаммад Салихходжа Миркурбаншайх, родившийся примерно в 1930-е годы, близко не знал святого. Много лет спустя, в 1980-х годах, он написал о нем, основываясь на том, что слышал от своих собеседников, возможно, от самого Зайниддина Хана Эшана. Поэтому не исключено, что повествование о Миркурбаншайхе Азизоне произошло во времена правления Зайниддинхана Эшана.
Основываясь на прямых исторических данных, в вакфной книге, печати Зайниддинхона эшона, а также в произведении “Тарихи джадидайи Ташканд” говорится, что Миркурбоншайх был одним из местных представителей суфизма, принадлежащих к яссавийскому тарикату. Причина в том, что слово “азизлар”, широко используемое в Средние века в качестве эквивалента слова “азизон” по отношению к яссавийским шейхам, также встречается в могилах, связанных с большинством яссавийских тарикатов, сформировавшихся в XVIII-XIX веках в Ташкенте. (Например, Султоншайх азизлар, Сўфишайх азизлар, Туларшайх азизлар, Ҳимматлик азизлар, Авазшайх азизлар и др.) Потомки Ҳодихон Азизлар, Зайниддинхон эшон, Муҳиддинхон эшон также принадлежали в основном к жаҳрия-яссавийскому (или кадирийскому) тарикату.
Мухаммад Салихходжа Миркурбаншайх описал период своей жизни со времен Алимхана до времен Мухаммеда Алихана. Это подтверждают свидетельства в вакфе. Хотя датой основания вакфа является 1223 г. хиджры (1808 г. н.э.), позже он была утверждён и подтверждён по какой-то причине намного позже. Год документа соответствует годам присоединения Ташкента к Кокандскому ханству (1808-1810). Об этом также может свидетельствовать тот факт, что вакф был утвержден чиновниками ташкентского казначейства в период правления Мухаммеда Алихана.
semyon[Цитировать]
Обычно в вакфе дата его создания пишется цифрами и прописью, в этом вакфе она пишется только цифрами. Следовательно, человек, написавший здесь документ, мог ошибиться в дате 1223/1808 вместо даты 1243/1827, которая логически ближе к дате 1240/1824 или 1242/1826, указанной на печатях. В любом случае тот факт, что в печати, утвержденной после 1240/1824 гг., Миркурбаншайх Азизон не упоминается как «умерший», свидетельствует о том, что он был жив в то время. Итак, Миркурбаншайх Азизон действительно был еще жив в первой четверти XIX века.
Что касается потомков Миркурбаншайха Азизона, то во второй половине XIX века — начале XX века в некоторых учредительных документах упоминается, что сыновья Миркурбаншайха Азизона — Мухаммадходжа эшан и Якубшайх жили в махалле Ялангкари, на улице, где находится мечеть Азизлархан. Мухаммадходжи в то время уже не было в живых.
Название мечети напрямую связано с деятельностью более поздних поколений Миркурбоншайха Азизана — Ходихана азизлара или Зайниддинхона эшона. Причина в том, что оба они были популярны в народе под именем «Азизлархон». Поэтому даже сейчас среди населения нет четкого мнения о том, как её называть Ҳодихон азизлар или Зайниддинхон эшан.
В вышеупомянутой вакфной книге мечеть упоминается как мечеть махалли Яланкари. А Мухаммед Салихходжа в своих мемуарах, относящихся к 70-м годам XIX века, не упомянул название мечети. В 1884 году были зарегистрированы 3 мечети — имама Зайниддинхана, Бадалбоя Эшмухаммадбоя угли и эшона Азиза. Из них упомянуты те, кто построил первые две мечети. Хотя третья мечеть была построена святым, настоящее имя этого человека не приводится.
Мечеть Эшан Азизлар, зарегистрированная в 1884 году, идентична сохранившейся до наших дней мечети Азизлархан Эшан. Это связано с тем, вакфные владения (меньшие вакфные земли в махаллях Ялангкор и Арпапойя) этой мечети и мечети, упомянутой в вакфной книге Миркурбоншайха азизона, одинаковы. В 1884 году имамом мечети был мулла Имам-хан Эшан Махмудхан Эшан оглу, потомок Миркурбаншайха. Потомки муллы Имамхана Эшана до сих пор живут в Ташкенте.
В архивных записях четко упоминается, что Зайниддинхан Эшон также построил мечеть. До наших дней эта мечеть не сохранилась. Зайниддинхан эшон был одним из самых образованных людей своего времени, и его ученик, муаррих Мухаммед Салихходжа, который учился в медресе Беклербеги, упомянул его в числе выдающихся личностей своего поколения. По свидетельству Н. Ликошина, имам Зайниддинхан (1833 г.р.), живший в махалле Ялангкари, был известным и богатым человеком тариката кадирия-джахрия (платил 100 сумов в год налогов). У него было 600 учеников в Ташкенте и 100 в Ташкентской области. Примерно в 1870 году Зайниддинхан Эшан, получивший инструкции от Мехманхана Эшана из Намангана, также подготовил и разрешил три халфы. Зайниддин-хан Эшан читал зикр в своей мечети с утра пятницы до времени пятничной молитвы, и на нем присутствовало 100-200 человек.
В архивных документах также много сведений о том, что Зайниддинчон эшон был одним из руководителей чумного восстания, которое произошло в Ташкенте в 1892 году. По словам Н.Ликошина Зайниддинхан Эшан, которому было предъявлено обвинение в пособничестве повстанцам после инцидента, вскоре был оправдан, и его репутация еще больше возросла. В 1911 году было отмечено, что сын Зайниддинхана Эшана Мухиддинхан Эшан, проживавший в махалле Ялангкари, принадлежал к Кадирия-Джахрия Эшан и имел 50 мюридов.
Мечеть Азизлархан Эшан, как и многие другие мечети, была закрыта в 1920 году и ее здание находилось в распоряжении различных учреждений. За это время он несколько раз страдала от пожара. Последствия пожара до сих пор ощущаются на крыше крыльца мечети. В беседе с нами А.Исмоилов отметил, что усыпальница во дворе мечети была перенесена на Камалонское кладбище в 1920 году, когда мечеть была закрыта, а летом 2007 года символическая усыпальница была восстановлена. Однако неясно, кому принадлежит эта гробница.
Мечеть Азизлархан Эшан – одна из старейших мечетей Ташкента, и единственный способ передать ее следующему поколению – как можно скорее начать ее ремонт.
semyon[Цитировать]