Царский Ташкент: загадка мавританского павильона История Старые фото
Ефрем Рябов
25 лет назад бесследно исчез магазин «Цветы Ташкента» на Сквере. Но история этой городской достопримечательности продолжает волновать старожилов.
Ташкент, 1960-ые годы
Напомним, первоначально необычная торговая точка была возведена не для флористов. Шедевр садово-парковой архитектуры поначалу был вино-водочным павильоном, и принадлежал он сыновьям известного купца И. И. Первушина, архитектор – А.Н. Бенуа.
Маленький деревянный дворец построили саперы и рабочие к XXY-ой юбилейной Туркестанской сельхозвыставки в сентябре 1909 г. Почетным директором числился вновь назначенный генерал-губернатор А. В. Самсонов (1859-1914).
Организаторы размахнулись, возвели 152 уникальных павильона, каждый из них имел свой индивидуальный стиль, от модерна до туркменских юрт с коврами. Они разместились в Константиновском сквере (так он тогда назывался) и в городском саду, (потом парк Горького).
Сквер и горсад имели ограды, вход на выставку был платным, для удобства их соединили оригинальным пешеходным мостом-виадуком через проезжую часть, где по рельсам громыхали вагоны конки. Ориентировочно это место нынешних курантов. Возвел виадук полковник Н.Ф.Еранцев (1871-1918).
Фактически эта выставка была международной, на ней были представлены не только туркестанские и российские фирмы, но и павильоны Бухарского эмирата и Хивинского ханства, а также несколько иностранных компаний и предприятий со смешанным капиталом, включая шведских нефтепромышленников братьев Нобель, немецких машиностроителей и российско-американских производителей резиновых галош мануфактуры «Треугольник».
За первые две недели выставку посетили 100000 человек, это был аншлаг для тихого южного города. В честь этого впервые в Ташкенте тогда было организовано автобусное сообщение от Сквера до Куйлюка.
Директором выставки-ярмарки был назначен В.Н.Дунин-Барковский (1871-1943), основатель Ташкентского коммерческого училища. Он сменил умершего за несколько месяцев до ее начала известного ботаника И.И.Краузе (1845-1909).
Выставка прошла с впечатляющим успехом. Но уже к октябрю все временные красоты постигла участь демонтажа. За редким исключением в разные годы оставались в целости беседки-ротонды для духовых оркестров и другие утилитарные сооружения. А вот ликвидировать мавританский мини-дворец ни у кого рука не поднялась.
Уже тогда жители города признали его достойным и оригинальным творением, украсившим сквер. Он простоял до 1996-го года, пережив две мировые и гражданскую войну. После землетрясения 1966-го года магазин «Цветы Ташкента» пострадал незначительно, появились лишь трещины на штукатурке советской пристройки.
Трещины на штукатурке подсобного помещения магазина «Цветы Ташкента» после землетрясения 26.04.1966 г.
Павильон уже тогда стал одной из эмблем, изюминок Ташкента, его любили рекламщики, практически в каждом семейном альбоме жителей узбекской столицы можно было найти снимки с цветочным магазином.
кКалендарь общества охраны природы Узбекистана с изображением павильона. Фото Е.Соина.
Муза истории Клио, впрочем, иронично усмехнулась: из памяти стерлись имена владельцев — сыновей И.И.Первушина. Хотя было у кого спросить. В годы войны в Ташкент вернулся в эвакуацию В.Н.Дунин-Барковский, были живы и другие хранители краеведческой информации. Но советские историки ошибочно приписали обладание павильоном конкуренту Первушиных известному виноделу Д.Л.Филатову, которому принадлежал солидный дом рядом со сквером.
Эта ошибка, например, вошла в книгу «По улицам Ташкента» (Ташкент, «Узбекистан», 1965) Ю.Ф.Бурякова, Ю.И.Гласса, Ю.А.Соколова, Г.Н.Чаброва, где авторы утверждали: «На территории сквера устраивались многочисленные туркестанские выставки. Сохранился один из павильонов выставки 1890 года — небольшое здание с куполом в «восточном» стиле — это павильон купца Филатова, ныне занятый цветочным магазином».
Как видим, перепутали и год выставки, и имя владельца. Вероятно, эта ошибка образовалась вследствие неточности, допущенной авторитетным академиком Туркменской ССР М.Е.Массоном в его мемуарах, который тоже посчитал этот павильон филатовским.
И.А.Первушин на фоне павильона в сквере во время выставки 1909 г.
Путаницу с именами хозяев павильона в мавританском стиле повторяли долгие годы экскурсоводы и старожилы города. Ошибку недавно обнаружил ташкентский краевед О.Н.Дуболозов, когда были опубликованы хранившиеся в «закромах» питерского архива РГАКФД (Российского государственного архива кинофотодокументов) фотографии из альбома ташкентского фотографа Исаака Лозинского с юбилейной туркестанской выставки 1909 г.
На снимке с этим павильоном был заснят И.А.Первушин и при увеличении прочитывалась надпись, гласившая, что павильон принадлежал его семье. А у Д.Л.Филатова был другой павильон, рядом, представлявший из себя как раз типичную времянку в виде торговой палатки, на фоне которого сфотографировался самаркандский винодел с семьей.
Таким образом, историческая справедливость была восстановлена. И теперь, когда павильона уже нет, в память о нем осталось корректное название: первушинский павильон, а не филатовский.
Кроме того, напомним, в Ташкенте были первушинский винзавод, первушинский мост через Салар и район Первушка.
И.А.Первушин (сидит в центре), виноделы и гости на фоне павильона в 1909 г.
Сохранилось также имя начальника строительства выставочных павильонов 1909-го. Это подполковник Левкович Аполлон Николаевич, уроженец Черниговской губернии (родился в 1857 г., год смерти неизвестен). Под его руководством трудились туркестанские саперы и вольнонаемные рабочие из выставочной бригады
Подполковник А.Н.Левкович и его строительная бригада, возводившая павильон
У А.Н.Левковича в Ташкенте родились два сына, по традиции они в профессиональной сфере пошли по стопам отца, стали офицерами. Но последовала Первая мировая война, а затем гражданское противостояние, и их послереволюционные судьбы проследить проблематично. Трагически оборвалась жизнь военного инженера полковника Н.Ф.Еранцева, построившего уникальный виадук. Он был расстрелян в Петрограде в 1918 г. как заложник по спискам ленинского чекиста Глеба Бокия после начала красного террора.
Почетный директор выставки-1909 туркестанский генерал-губернатор А.В.Самсонов погиб на фронте в самом начале войны в августе 1914 г. в Восточной Пруссии.
Исполнительный директор выставки подполковник В.Н.Дунин-Барковский избежал репрессий в советское время, так как был мобилизован в красную армию в Ташкенте, а в 1930 г. выехал из Ташкента, во время Великой Отечественной войны попал в эвакуацию в Ташкент, где и умер в 1943 г.
Члены семьи Первушиных в советское время подвергались высылкам и были лишенцами как бывшие представители купеческого сословия-не имели избирательных прав и ограничивались в получении образования.
Положа руку на сердце, нужно заметить, что первушинский выставочный павильон, ставший позднее магазином «Цветы Ташкента», не был шедевром архитектуры. Но за долгие годы стал городской эмблемой, яркой деталью столицы, сохраняя шарм минувшей эпохи.
ИСТОЧНИК А НЕ ОТСЮДА!!!
Вести.уз опубликовали мою заметку о цветочном павильоне в сквере. К сожалению, не по моей вине в заметке появилась фраза: «архитектор — А.Л.Бенуа». Дело в том, что А.Л.Бенуа умер в 1902 г. в Красноводстке. Но он, действительно, имел отношение к постройкам рядом со сквером и к Туркестанским выставкам. Он спроектировал ворота и несколько павильонов к выставке 1890 г. Этих ворот в 1909 г. уже не было. А.Л.Бенуа был автором проекта домовой церкви учительской семинарии на улице Питерской-Матбуотчилар, снесенной в 2009 г.
В советские годы первушинский павильон в сквере считали филатовским. Эту ошибку я разбираю в заметке. Ошибка проистекала из мнения туркменского академика М.Массона. Сам Массон родился в Самарканде и учился в Самаркандской гимназии. Почему он считал первушинский павильон филатовским? — можно только догадываться. Ошибка Массона далее стал кочевать по книгам ташкентских историков и краеведов. Я выдвинул версию, что Д.Л.Филатов перекупил павильон у наследников И.Первушина. Но письменных свидетельств нет. Пока.
Теперь еще прибавляется дискуссия с эскизом А.Л.Бенуа. Я не знаю, откуда произошла эта ошибка. Опять-таки письменных свидетельств нет. Но строили ведь саперы и вольнонаемные рабочие под руководством подполковника А.Левковича по чьему-то эскизу? Опять-таки письменных свидетельств нет.
Очень интересное расследование. Спасибо.
На фото, где сидит Первушин с виноделами, слева ( держит в руках колониальный шлем) сидит Афанасий Дементьевич Пулло — главный винодел у Первушина. Эта фотография из семейного архива его правнука — Сергея Пулло, которую он показывал на Дзене. И там же, благодаря Наталье Потто установили на фото личность Первушина.)
Юрий Новиков[Цитировать]
Такое впечатление, что профессор Михаил Евгеньевич Массон не имеет отношения к Узбекистану — так преподнесена информация. А надо было просто — «Академией Наук Туркменской ССР ему было присвоено звание академика». И еще — автор как-то писал о коммерческом училище, упомянув «школу и училище Гориздро». Вопрос к автору (я не знаю его личного телефона, потому спрашиваю здесь) — как могли ходить драться ученицы женской прогимназии Л.Ф.Гориздро, с учениками других гимназий, училищ, да еще одетые в черную форму? Откуда автор взял сию информацию? Цитирую: «В начале учебного года замечались драки учеников училища с учащимися других средних школ (гимназии, реального училища, школы Гориздро)». Вторая цитата: «Учащиеся училища Гориздро носили черную форму». Откуда сия информация? К тому же школа у Лидии Феоктистовны Гориздро была н а ч а л ь н а я! Да и прогимназия женская старшим возрастом не отличалась…P.S. Мост находился м е ж д у старыми и новыми курантами.
Светослав[Цитировать]
Времянка всем дорогА?
KP[Цитировать]
Сколько лет она простояла, времянка эта? Вполне себе это был уже памятник архитектуры…
Светослав[Цитировать]
Один только вопрос? Кому мешала?
Аарон[Цитировать]
Видимо, легкомысленный павильон в мавританском стиле мешал постепенному превращению Сквера в зону прославления Амира Темура.
Лидия Козлова[Цитировать]