Арнольд Павлович Ган (1928 — 2000) Искусство Ташкентцы
Александра Бирюкова
Художник-монументалист, живописец, рисовальщик. Заслуженный деятель Искусств Узбекистана.
Арнольд Павлович Ган родился в 1928 г. недалеко от Себежа ныне Псковской области. Под Себежем у семьи Ган когда-то было имение – три деревни: Петуховщина, Дубровка, Наволоки. В 1929 году семья переехала в Каширу (Московская область).
В конце 1930-х гг. переехали в Ташкент по причине того, что ближайшего родственника семьи (Станислава Гана -главного инженера Каширской ГРЭС) репрессировали. Когда пришлось покидать Подмосковье, будущему художнику-монументалисту Арнольду Павловичу Гану было лет шесть.
Арнольд и его брат Виктор были окружены искусством с детства. Их отец живописец Павел Викторович Ган (1894–1967) часто брал детей на пленэр. Арнольд Павлович с детских лет был знаком с выдающимися художниками своего времени: В. И. Уфимцевым, В. Л. Рождественским, А. Н. Волковым, Н. В. Кашиной, А. Ф. Подковыровым, М. И Курзиным.
Великая Отечественная война застала Арнольда 13-тилетним подростком. Сначала он пошел работать учеником бутафора при эвакуированном в Ташкент Московском театре оперетты. Затем на керамический завод. Параллельно с работой, в 1943 г. А. П. Ган поступает в Республиканское художественное училище им. П.Бенькова сразу на 2-й курс отделения живописи, где его преподавателями были А.Волков и В.Уфимцев.
В 1948 г., закончив с отличием училище, он едет в Москву и поступает в Московский институт прикладного и декоративного искусства на отделение керамики. Институт был расформирован, а студентов распределили по другим учебным заведениям. Арнольд Павлович продолжил свое обучение в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени А.Л. Штиглица, где его преподавателями были Е. Белашова, А.Дейнека, В.Мухина, В.Фаворский. Диплом сдан с отличием и выставлялся в здании Манежа.
С 1955 по 1962 гг. преподает в Республиканском художественном училище им. П. П. Бенькова.
Арнольд Павлович Ган был первым Главным художником города Ташкента, входил в монументальную комиссию СССР.
А. П. Ган много работал на создании монументальных объектов. Делал эскизы для панно, росписей, мозаик и рельефов, сотрудничая с архитекторами Ю. Халдеевым, В. Березиным, С. Сутягиным, Ф. Турсуновым, своим младшим братом В. П. Ганом.
В частности, его руке принадлежит:
1970г. — роспись в читальном зале библиотеки ТашГУ,
1977г. — фреска в фойе и мозаичный рельеф в здании музыкально-драматического театра им. Агахи в г. Ургенче (на тему “Зарождение театра на земле Хорезмийской”),
1975–1977 гг. — роспись в фойе драматического театра в г. Джизаке (“Древо Самарканда”),
1985г. — роспись станции метро «Проспект Космонавтов» в Ташкенте (Награждён дипломом Министерства культуры Узбекистана за художественное оформление станции метро «Проспект Космонавтов»),
1977–1992 гг. — роспись в фойе Дворца искусств им. Алишера Навои,
1992г. — роспись и резьба по ганчу «Птица Семург» в фойе концертного зала «Туркестон» и др.
Живописные работы — «Голубая чайхана» х/м 1993г., «Ляган» х/м 1995г., Золотистая чайхана» 1997г, х/м, «Путь жизни» 1991-99гг, х/м вошли в коллекцию Национального Банка Узбекистана.
В галерее «Натали Болдыреф», г. Париж, Франция 2 работы: «Шахматисты» и «Беседа», х/м, 1992г.
В галерее «Замана» г. Лондон, Англия «Автопортрет на фоне Автопортрета отца» рисунок сангиной (1989г.) и в частных коллекциях США и Германии.
Участвовал в выставке в галерее «Замана» в Лондоне (1990г.), в нескольких выставках Союза Художников Узбекистана в 70-е и 80гг.
Младший брат Арнольда Гана художник Виктор Ган опубликовал заметки под названием «Принципы, которыми в своём творчестве пользовался мой брат Арнольд». Там есть такие строки: «Глядеть на натуру нужно краем глаза, боковым зрением. Таким образом, ты будешь видеть основу и не закопаешься в мелочах. Боковое зрение связано с подсознанием. Подсознание есть суть Искусства».
Из воспоминаний дочери художника – «В юности Арнольд Ган ходил в хор при консерватории. Всю жизнь хотел быть дирижёром. Не получилось. Но когда вышел на пенсию, его позвали в любительской народных хор. Он покупал огромное количество старых нот. Половину времени посвящал вокалу».
И об отце Арнольда Павловича
Tashkent Retrospective:
Ган Павел Викторович (1894–1967).
Открытие памятника Юлдашу Ахунбабаеву, 1959 г.
Период создания: 1960
Материал, техника: картон, масло
Размер: 70 x 49.5см
Государственный музей искусств Узбекистана.
Картину «Открытие памятника Юлдашу Ахунбабаеву» никогда раньше не видела.
Кстати, Мемориальную чайхану «Самарканд» на Богдана Хмельницкого (Бабура) тоже оформляли художники А. и В. Ган (архитектор С. Сутягин). К сожалению фото внутреннего оформления чайханы нигде нету.
виолав[Цитировать]