День разведчика История

В 2011 году в Днепропетровске вышла книга Сергея Калиниченко «Какими мы были…».

В одной из глав этой книги есть такие строки:
Когда начинаешь вспоминать годы, проведенные в Чирчике, на память приходят прежде всего те эпизоды, которые связаны с 15 обрСпН. Основная масса офицеров, служивших в нашей бригаде, искренне ее любили, она была их судьбой, ей были посвящены все мысли и помыслы… Ей мы отдавали все, что могли, и это доставляло истинное удовольствие, так как вселяло уверенность в том, что делаем мы важное и нужное стране дело, которое не каждому можно поручить. Ну, а если нам это дело поручено, то делать его надо так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…

Мое личное отношение к бригаде может достаточно красноречиво характеризовать следующий пример. Весной 1975 года, когда во время проведения отпуска в Ленинграде моя преподавательница английского языка в Свердловском СВУ Тамара Владимировна Байбус спросила о том, что собой представляет Чирчик как город, я, не задумываясь, ответил, что «в Чирчике нет ничего примечательного и интересного, кроме той воинской части, в которой я прохожу службу». И это было сказано совершенно искренне, что отражало мое истинное отношение к тому делу, которым мне, да и всем моим сослуживцам, приходилось заниматься…

Помнится, как в конце 1975 года в бригаду приехал очередной проверяющий в звании полковника, который проходил службу в городе Фрунзе, где в то время дислоцировался армейский корпус Среднеазиатского военного округа. После того, как он проверил у нас в части все, что должен был проверять, полковник попросил командира части В.В. Колесника разрешить ему встретиться с офицерами одной из рот бригады, чтобы просто поговорить с ними.

Василий Васильевич приказал отвести проверяющего в штабную роту, где в то время служил Федя Волох. С его-то слов мы и узнали, что полковник был просто поражен тем порядком и дисциплиной, которые были в нашей части. Исходя из некоторых высказываний и оценок полковника, создавалось впечатление, что он никак не мог поверить, что такой порядок во всех сферах деятельности, как у нас в части, может существовать в реальной жизни.

Как потом оказалось, желание проверяющего побеседовать с офицерами бригады возникло потому, что ему захотелось увидеть тех простых командиров групп и рот, которые своей работой с личным составом и повседневной службой создают ту обстановку и порядок, которые так поразили его. Еще больше он удивился тому, что все офицеры штабной роты, с которыми он разговаривал, занимают свои должности недопустимо долго, например, по пехотным меркам. Кроме того, по мнению этого проверяющего, «при полном отсутствии перспектив в службе младшие офицеры части работают с завидной самоотдачей», которой проверяющий никогда не наблюдал раньше нигде в других войсках.

Видимо, рассчитывая на определенную реакцию на свой рассказ, проверяющий предложил офицерам штабной роты подумать о возможном их переводе для дальнейшей службы во Фрунзенский армейский корпус, где для каждого из них будет открыта «зеленая улица» для продвижения по служебной лестнице. Однако, к его очередному и совершенно искреннему удивлению, командиры из штабной роты совсем не проявили интереса к предложению полковника, встретили его со снисходительными улыбками и вежливо отказались, так как службу в пехоте считали не престижной и не интересной. До завершения беседы проверяющий все еще попытался узнать, чем же так сильно привлекает наших офицеров служба в спецназе, но так, по-видимому, ничего не поняв, он удивленный и уехал к себе домой, в город Фрунзе.»

Калиниченко — это псевдоним автора, фамилия его деда, героя Великой Отечественной войны. Из опубликованных воспоминаний его сослуживцев можно узнать, что Сергей Александрович Харламов был грамотным и очень толковым офицером, гармонично развитым и способным ко многим видам деятельности человеком, отличным специалистом по китайскому языку. Родившийся в секретном городе Верхняя Салда, Сергей с молоком матери впитал интерес к профессии защитника Отечества. Его родители имели непосредственное отношение к становлению советского ядерного оружия, космоса и космодрома Байконур. Потому закономерно, что пятнадцатилетним мальчишкой он сознательно поступил в Свердловское СВУ, после отличного окончания которого был направлен на разведывательный факультет в престижное Киевское высшее общевойсковое командное училище. Сергей Харламов служил в Чирчике с 1974 по 1980 год, последовательно прошел все первичные командные должности в спецназе. Впоследствии поступил в Военно-дипломатическую академию Советской Армии, долгое время работал в Китае. Стал кавалером высоких государственных наград: ордена «За военные заслуги», медалей «За отвагу» и «За трудовое отличие». После увольнения в запас по возрасту продолжал трудиться на благо Родины на дипломатическом поприще.

Безусловно, такой человек может много что вспомнить и рассказать (естественно, что можно рассказывать). Но вся его книга посвящена годам службы в Чирчике и тем людям, с которыми ему довелось здесь служить и встречаться.
5 ноября, в День военного разведчика России, тысячи мужчин в разных странах бывшего Союза, кого судьба связала с 15-й бригадой специального назначения за три десятилетия её существования (1963 — 1994), вспоминают молодость, Чирчик, своих друзей и боевых товарищей. В одной из книг, посвящённых истории и людям этого, когда-то секретного, а теперь знаменитого соединения, есть короткий, но выразительный текст. Его написал бывший офицер, тоже выпускник Киевского ВОКУ и тоже служивший в Средней Азии, но он уже из другого поколения, заставшего во время службы период развала армии и крушения прежних идеалов.

Разведка выбрала тебя

Судьба разведчика — это бесшумный ночной полёт летучей мыши, невидимый для стороннего наблюдателя. Это полёт мысли и действий, это искусство охотника, следопыта. Это не работа от звонка до звонка с перерывом на обед. Это вообще не работа в расхожем смысле слова, это погружение с головой в безграничность долга, это отказ от своего «я». Это чужое имя и, если честно, чужая жизнь. Всё подчинено Её Величеству Разведке. Всё, без остатка. Да, есть ещё семья, дети, общественная деятельность, но зачастую это декорация, антураж, прикрытие. И всегда неизвестность. И всегда невидимость результатов. Потому что никогда не знаешь свою роль в многоходовой стратегии замысла. Просто честно делаешь свой ход. Профессионально и хладнокровно. И тогда — сдержанная мужская благодарность, крепкое пожатие руки и награды в закрытых указах. И забвение. Заслуженное, незаслуженное — таковы правила игры.

Выбрав в бурной молодости эту стезю, вдруг осознаёшь, что выбирал не ты, а тебя. Пусть так. Разведка выбрала тебя. Гордись и будь достоин. Принадлежность к тайне всегда влекла умные головы и сильные характеры. Кто в детстве и юности не мечтал быть разведчиком? Рискуя жизнью, в тылу врага выполнять опасные задания. Переснимать секретные документы, уходить от погони, искусно драться, навскидку стрелять… И не терять самообладания, даже когда тебя ведут на расстрел. И один в поле воин. И этот один — ты.

Сейчас об этом вспоминаешь с улыбкой. Но не жалеешь ни о чём. И тебе не стыдно ни за наивную юность, ни за практичную зрелость. Всем этим гордишься и об этом не трезвонишь, даже уйдя в запас, даже когда снят гриф секретности. Таков стиль жизни. Выдерживаешь его до конца, ведь ты — разведчик. Вспомним сегодня тех, кто был с нами рядом: живых и павших. Помолчим. Полистаем пожелтевшие страницы молодости, пересмотрим фото. Оглянемся назад. Неужели всё было зря? Быть того не может.

Вячеслав КУПРИЕНКО, командир группы 177 отряда СпН, 1987 — 1989 гг.

7 комментариев

  • Фото аватара Светослав:

    «ордена «За военные заслуги»» — НЕТ и НЕ было такого ордена! А вот МЕДАЛЬ — «За боевые заслуги» — реально существует.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Владимир К:

      В конце главы, посвященной полугодовой командировке на целину, за которую автор книги получил медаль «За трудовое отличие», он пишет:
      «…В 1995 году я сам отказался от того, чтобы на меня написали представление на орден. Несмотря на то, что, руководствуясь все теми же пресловутыми «формальными признаками», мое начальство посчитало меня достойным награждения столь высокой государственной наградой, каким является орден, я все-таки нашел в себе мужество, чтобы отказаться, так как в тех условиях не считал это для себя возможным и оправданным.
      — Зря отказываешься, тем более, что ты, по мнению руководства, заслужил этот орден, — заявил мой начальник Александр Николаевич и спросил: — а впоследствии не пожалеешь?
      — Может быть, и пожалею. Но в последующем сделаю все от меня зависящее, чтобы свой орден получить заслуженно, без всяких натяжек и различного рода скидок на особые условия и так далее.
      Впоследствии именно так, как я говорил, и получилось. В январе 2000 года указом исполняющего обязанности Президента России В.В. Путина я был награжден орденом «За военные заслуги». И эта награда оказалась для меня вполне заслуженной, что совершенно ясно следует и из названия этого ордена, и из той формулировки, которая была в указе: «За выполнение задач Командования, связанных с риском для жизни».
      Кроме того, этот орден дорог для меня еще и тем, что было очень немного наград, которыми наградил российских граждан исполняющий обязанности Президента России В.В. Путин, так как он находился в этой должности около трех месяцев.»

        [Цитировать]

  • Фото аватара Евгений:

    Как это в бригаду Туркестанского военного округа приехал проверяющий из Среднеазиатского военного округа?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Владимир К:

      Отвечу опять же цитатой из книги:
      «…Одной из примечательных особенностей 15 отдельной бригады специального назначения было также и то, что, входя в состав Среднеазиатского военного округа, на самом деле она дислоцировалась на территории Туркестанского военного округа (ТуркВО). Это стало возможным потому, что, будучи сформированной 1 января 1963 года в составе ТуркВО, 15 обрСпН при разделе в 1969 году Туркестанского военного округа на САВО и ТуркВО подчинили Среднеазиатскому военному округу как округу первого разряда, в состав которого по штату должно входить соединение специального назначения.»
      В 1976 году бригада была разделена на две части: 15-я осталась в Чирчике (ТуркВО), 22-я переехала в Капчагай (САВО).

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.