Зоя Максимовна Газиева Искусство Старые фото Ташкентцы

Насима Джураева

Сегодня 40 дней, как не стало одного замечательного и талантливого человека. Это Газиева (Мутьева) Зоя Максимовна (03.08.1941 — 08.08.2021). Балерина, солистка ГАБТ и участница легендарного ансамбля «Бахор».

Многие сейчас удивятся, если я скажу, что они и еще огромное количество людей разных поколений, начиная с далеких 50-х гг. и до настоящего времени, видели ее бесконечное количество раз и восхищались ею … точнее образом этой замечательной балерины — на фасаде Государственной Ташкентской Высшей школы национального танца и хореографии…

Вы все хорошо знаете, фасад слева и справа украшают два больших горельефа — с изображением двух балерин. Их автором является Нина Константиновна Крымская, первая женщина- скульптор в Средней Азии. Цитирую Раису Николаевну Крапаней: «из творческого наследия Крымской сохранились горельефы двух балерин на фасаде Ташкентской Высшей школы хореографии и танца… Известные миру два монументальных горельефа с изображениями балерин на фасаде Ташкентской Государственной Высшей школы национального танца и хореографии выполнены в 1957 году. Отлитые горельефы изготовлены на каркасе, которые закреплены к фасаду здания болтами. При создании горельефов позировала наша землячка Римма Курмаева, солистка ГАБТ оперы и балета им. Алишера Навои, выпускница 2-го выпуска (1948-1954 г.) Узбекского хореографического училища».

Ясно написано об изображении двух балерин, и это очевидно при рассмотрении горельефов. Позировали две балерины — имя одной известно и озвучено, а второго имени нигде нет… И даже у Раисы Николаевны Крапаней, нашего народного искусствоведа, очень дотошного исследователя… Но пришло время и для этой тайны, точнее ее раскрытия. Несколько лет назад я познакомилась с прекрасной женщиной, впоследствии она стала моей близкой подругой. Я была очень удивлена, когда она мне сказала, что для правого горельефа на фасаде прославленного хореографического училища позировала ее мама, т.е. Зоя Газиева, в далеком 1957 году.
Я живу возле этого училища, миллионы раз проходила мимо него, моя средняя дочь училась там на народном отделении… сколько раз я видела эти горельефы, и я никогда не задумывалась, а кто же они были — эти балерины, или это собирательные образы…
Мы с подругой недавно планировали поехать к ней — я, чтоб познакомиться и услышать от нее удивительные рассказы о ее жизни и, в том числе, ее танцевальной судьбе… К сожалению, мы не успели -операция на сердце, потом почти сразу этот ковид.
Сегодня я хочу немного рассказать об этом человеке — со слов ее родных, как дань памяти о ней, хотя она, конечно, заслуживает большего внимания и памяти.

Маленькая Зоя родилась в разгар Великой Отечественной войны. Её родителями были Мутьев Максим Фомич, родом из Алтая, который участвовал в строительстве Чуйского тракта. Прошел советско-японскую войну, далее в 1941 году был призван в ряды Советской армии в лётное подразделение, осуществляющее разведку без боя. Прошел всю войну, дважды был ранен. Один раз сбит, но, несмотря на это, остался жив. Был личным водителем Калинина. Удостоен множества наград Отечественной войны- орденом Славы 1,2 и 3 степени. После войны был госпитализирован и отправлен в Узбекистан, где продолжил свое службу в Ташкентском КГБ.
Мама, Мутьева (Жигалова) Мария Захаровна, так же уроженка Алтайского края, была эвакуирована в Узбекистан во время войны. Жила в Ташкенте и занималась пошивом армейской одежды, которую переправляли в военные части Советской армии.

Зоя Максимовна была первым ребенком. Отец ее очень любил. Несмотря на войну, он старался урывками приезжать в Ташкент, чтоб навещать свою семью. Но все основное время Зоя жила с мамой. В 1943 году мама Зои тяжело заболела брюшным тифом, долгое время лежала в больнице. Зою забрали в детский дом. Наступило холодное, голодное детство.
Зоя любила танцевать и петь песни. И именно песни спасали Зою от голода. Когда отец ушел обратно на фронт, а мама еще не была достаточно крепка после перенесённой болезни, Зоя ходила по вагонам поездов и пела военные песни, за что благодарные солдаты давали девочке еду.

В младших классах Зою отвели в хореографическое училище и дали возможность выбрать отделение, к которому у неё есть талант, но талантов у нее было много- от вокала и хореографии до игры на инструментах. Но маленькая Зоя в душе уже точно знала, кем хочет стать — после того, как ей посчастливилось увидеть выступления Тамары Ханум. С этого момента танец навсегда завладел душой девочки.

Как одна из лучших учениц хореографии, Зоя была направлена на стажировку в Ленинградское училище. Некоторые по окончанию не хотели возвращаться на Родину и оставались в Ленинграде, но только не Зоя. Она была большим патриотом своей страны и после обучения вернулась обратно и продолжила обучение.
В хореографическом училище она познакомилась со своим будущим мужем, Абдували Газиевым, и вышла за него замуж. Через год Зоя родила свою первую дочь. Но, несмотря на это, она закончила хореографическое училище и поступила на службу в Театр имени Алишера Навои, где стала солисткой балета- также , как и ее муж, где они неоднократно вместе солировали в главных партиях.

От увиденных 32 фуэте и характерной «Жизель» в исполнении Зои, Муккарам Тургумбаева пригласила её стать солисткой ансамбля «Бахор». Итак, с 1962 года началась ее новая жизнь. Множество гастролей, любовь и восхищение зрителей, а главное — это она, Муккарам опа, появилась в жизни Зои, которая называла её «балям» и говорила, что она очень напоминает её саму в молодости и на важных концертах только ей позволяла танцевать свой любимый «Танавор».
Конечно же, не обходилось и без казусов и заговоров в коллективе. Как-то раз на выступлении в Кремле Зое подрезали лямку от лифчика костюма и прямо во время выступления лямка порвалась и лиф был снят, оставив девушку в неглиже перед высокопоставленными лицами в лице Хрущёва и других деятелей партии. Но Зоя не растерялась и дотанцевала свою партию до конца, и только после этого покинула сцену.
После этого инцидента Зоя очень боялась выйти из гримёрки, но партийные люди оказались более лояльными и после приезда на Родину пришло распоряжение, подписанное Хрущевым, о присвоении Ленинской премии за выдающие творческие достижения.

Так же Зою заметил и Народный артист Советского союза Игорь Моисеев и приглашал ее в свой ансамбль «Березку», но Зоя была очень предана Муккарам опе и своей Родине и не хотела уходить из «Бахора».

В 70 годах Зоя решила все-таки оставить «Бахор» и поступила в Ташкентский медицинский институт, который по семейным обстоятельствам не смогла закончить. Позже пошла работать в Медсанчасть ГлавТашкентСтроя на должность сестры хозяйки. В 45 лет, в связи с беременностью, после 20 летнего стажа в больнице ушла оттуда в должности Заместителя Главного врача по хозяйственной части (начальник отдела снабжения). После этого Зоя полностью посветила жизнь своей семье.

И еще одно воспоминание.
Мое детство, как себя помню, прошло в киноконцертном зале Бахор — красота, бархатные стены, хан-атлас, сто косичек, красавицы Мукорам опа, Малика Ахмедова, Бернара Кариева, Мамура Эргашева, Клара Юсупова, тонкие восточные красавицы, с пластикой, как у лебедей. И моя мамочка, Зоя Газиева. Все мое детство — это красивые песни группы «Ялла», которые были частыми гостями в нашем доме, изумительный голос Фаруха Закирова, и, конечно, мой папочка, бывший танцовщик, а в то время уже администратор группы «Ялла». Песня, посвящённая моему папе, звучала все детство -легендарная «Наливай, чайханщик, чаю». Наш дом был очень гостеприимным — папа готовил плов, а мамочка угощала гостей разными вкусностями, которые все так любили.

Бесконечные гастроли — Япония, Египет… Ансамбль Бахор просто обожали люди всего мира. это была легенда.  Проходит время, а в моей памяти все больше красок и людей, которых невозможно забыть -таланты, трудяги, люди, создавшие целую эпоху искусства танца.
Я благодарна судьбе за то, что у меня были такие прекрасные родители, с кого я могла брать пример. Силуэт моей мамы до сих пор радует людей, которые проезжают и проходят мимо хореографического училища .. мама в танце .. незабываемый Бахор.

Да, «Бахор» всегда оставался в ее сердце и душе. Теплые рассказы, танцы в кругу семьи никогда не покидали наш дом. А дети и внуки Зои запомнили её как замечательную жену, великолепную маму, превосходную хозяйку и любящую бабушку. И это самая главная награда в жизни Заслуженной артистки балета и ансамбля «Бахор» Зои Газиевой.

Внучке Ангелине по наследству от бабушки остались высокий подъем стопы и любовь к танцам. Она уже победитель и лауреат международных фестивалей и конкурсов.
Два последних дня моя подруга, дочь Зои и ее сестра, отправляли мне уже редкие фотографии их мамы. Был большой архив, но в свое время Зоя Максимовна отдала почти все фотографии в какой-то музей.

Сегодня я после просмотра этих фотографий пошла специально к училищу, чтобы еще раз с пристрастием посмотреть на горельефы, особенно на правый. И я действительно отчетливо увидела Зою, и не только тонкий прекрасный силуэт, высокий подъем стопы, который восхитил скульптора, но я узнала и портрет ее лица. Невозможно оторваться… она как-будто ожила для меня…
В конце она сказала детям, чтоб они не ставили ей никаких памятников, так как самый лучший уже есть, и когда они будут сильно скучать по ней, они всегда могут прийти к стенам родного училища и увидеть ее.

3 комментария

  • Майская:

    «Когда отец ушел обратно на фронт, а мама еще не была достаточно крепка после перенесённой болезни, Зоя ходила по вагонам поездов и пела военные песни, за что благодарные солдаты давали девочке еду.» Если учесть, что Зоя родилась в августе 41-го, она в то время еще ходить и говорить толком не могла. Любопытно также, почему в списке лауреатов Ленинской премии ни во время правления Хрущева, ни позже нет ее фамилии. За годы существования Ленинской премии были удостоены этого звания лишь три балерины: Уланова, Плисецкая и Бессмертнова.

      [Цитировать]

  • Светослав:

    «советско-японскую войну, далее в 1941 году был призван в ряды Советской армии в лётное подразделение, осуществляющее разведку без боя.» — стесняюсь спросить, а когда именно была такая война перед 1941-м годом»? «Смутно» помню из курса истории — был конфликт на Халхин-Голе, и, несколько ранее — провокация на озере Хасан, в районе сопки Заозерной, устроенная японцами, дед рассказывал. В 1941-м году «Советской» армии еще не было, зато была Красная Армия. Насчет летного подразделения — скорее всего, это могла быть разведывательная эскадрилья, пилотам которой все-таки приходилось вступать в бой, если не удавалось уйти от истребителей противника. Насчет типов самолетов промолчу — автор может просто не знать их… «Был личным водителем Калинина» — боевой пилот, и попал в гараж особого назначения? Потом снова на фронт? Как могло такое быть?

      [Цитировать]

  • Феликс:

    В дополнение к тому, что уже указали раньше. Полный кавалер ордена Славы? Да таких было меньше, чем Героев Советского Союза. Все известны. Мутьева Максима Фомича среди них нет. У Мутьева Максима Фомича не было ни одного ордена Славы.

      [Цитировать]

Важно

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.