Воспоминания об учителе М. Я. Завадской  История Старые фото Ташкентцы

Прислала Людмила Цапенко. Информация подготовлено совместно с группой Память о ташкентцах.

Мария Яцентьевна Завадская (18.10.1900, Азербайджанская ССР, Нухинский р-н, г. Нуха — 06.07.1970, Ташкент)

Отрывки из книги Юрия Никитовича Цапенко «Через три стройки. Путь обычного врача.» 2018 год. Издательство Ridero.) Сам Юрий Никитович Цапенко (18.04.1938 г.р.), к сожалению ушёл из жизни 22.02.2021 г. вследствие коронавирусной инфекции.

Небо к земле прилегает неплотно.
В этом просвете живем мимолетно.
И, попирая земную тщету,
Учимся жизнь постигать на лету.
Чтоб надо всем, что ветрами гасимо,
Стерто, повержено, прочь уносимо,
Духу хватало летать и летать,
И окрыляться, и слезы глотать.

Лариса Миллер.

Человеческая биография – вещь очень условная… Особенно биографии людей творческих, многогранных, военных врачей, прошедших через три больших стройки века: Абакан-Тайшет, Тюмень–Сургут и БАМ. Разве могут скупые и немногочисленные строчки этой «внешней» биографии выразить богатство и уникальность биографии внутренней? Её могут выразить только те немногочисленные рассказы о службе в тяжёлых сибирских условиях, рассказы о случаях из медицинской практике, рассказы о замечательных людях, с которыми врачи сталкивались и шли по жизни, воспоминания о прочитанных книгах, услышанной музыке, о жизни в других городах…

Вспоминать о службе я люблю и есть какая то потребность в этих воспоминаниях, особенно в кругу сослуживцев, военных врачей, когда я стараюсь перемежать рассказы шутками, настраивая слушателей на положительный лад, несмотря на то, что иногда предметом рассказов становятся тяжёлые случаи из медицинской практики, которые, конечно, невозможно забыть.

Я после школы в 1955 году по настоянию моей мамы поступил на лечебный факультет Ташкентского медицинского института. Многие преподаватели прошли через фронтовые госпиталя Великой Отечественной Войны, опыт и мастерство были колоссальными. А однокурсники попались как на подбор целеустремлённые, работоспособные и стремящиеся стать хорошими врачами. Каковыми они и стали, как подтвердила их последующая взрослая самостоятельная жизнь и работа врачами.

Чтобы представить, какие были прекрасные преподаватели у нас в ТашМИ приведу выдержки из записок врача Семёна Леонидовича Гохберга (с его любезного согласия), выпускника более молодого(на четыре года моложе), но учившегося у тех же преподавателей и врачей в ТашМИ. «Начиная с третьего курса, я начал ходить на ночные дежурства в 1-ю хирургическую клинику вначале просто как студент, а с конца третьего и до середины шестого курса уже работал медбратом. Хочу вспомнить замечательного врача, блестящего хирурга Марию Яцентьевну Завадскую . Она была уже средних лет, около пятидесяти, и , как для всякого одинокого человека, не имеющего семьи (ни мужа, ни детей), клиника, в которой Мария Яценьевна проработала всю жизнь , была для нее всем — и домом, и семьей, и хотя она, в силу своего высокого авторитета и положения в клинике, могла уже не дежурить по ночам, она этими привилегиями не пользовалась . Дежурства с ней мне, как будущему врачу, дали очень много. Судьба Марии Яцентьевны оказалась очень трагичной: когда она уже постарела, не только дежурить, но даже днем работать не могла и приходила в клинику только на редкие занятия со студентами, как-то поздно вечером , после одиннадцати часов ночи, за ней прислали машину и вызвали в клинику на срочную консультацию. После этого, около двух часов ночи ее привезли домой, но сопровождавшая медсестра не удосужилась проводить ее до квартиры ( Мария Яцентьевна жила в общем большом дворе), и плохо видевшая в темноте Мария Яценьевна провалилась в незакрытый водопроводный колодец в центре своего двора. Нашли ее утром соседи. Множественных переломов костей, шока даже выносливый организм бедной Марии Яцентьевны перенести не смог — она погибла.»

(Юрий Никитович Цапенко учился в ТашМИ с 1955 по 1961 год. Он очень оценил эти воспоминания, подтвердив, что так и было, лучше не написать.Далее опять вспоминает Юрий Никитович Цапенко.)

Мы с Олегом Кирпанёвым закончили 88 школу в 1955 году с золотыми медалями и это давало нам право поступать в институт по результатам собеседования. Секретарём приёмной комиссии в тот год был ассистент из клиники, где работала Мария Яцентьевна Завадская – Балич Яков Михайлович, который являлся преподавателем кафедры общей хирургии лечфака. Встретив нас, он начал расспрашивать на какой факультет мы хотели бы подать документы. Видя нашу некомпетентность в этом вопросе и, соблюдая интересы своего факультета, очень рекомендовал подавать документы именно на лечфак. И когда мы с Олегом дали согласие, тут же отложил к себе наши документы. Так мы попали в хорошие руки… Сама Мария Яцентьевна в 1956-1957 годах была в командировке в Китае, там в госпиталях после корейской войны работало также много чехов, поляков. С ней мы встретились уже только на третьем курсе на практических занятия по общей хирургии. Тогда она нам с горестью поведала, что половина времени тратилось у наших врачей на описания хода болезни и лечения, в то время как у чехов были отпечатанные заготовки и им достаточно было просто подчёркивать нужные фразы.

Но на самом деле моя первая встреча с Марией Яцентьевной произошла совершенно случайно в конце 10 класса. Весной 1955 года мне исполнилось 17 лет, пришла повестка из военкомата явиться для постановки на учёт и получение приписного свидетельства. Военкомат мой находился на улице Энгельса, так что шёл я из дома пешком через всю улицу Сталина. На обратном пути, поэтому, мне поручили занести приписное свидетельство по адресу Сталина 31 Борису Завадскому. Как потом оказалось это был племянник Марии Яцентьевны, сын родной сестры Анны Яцентьевны. Самого Бориса дома не оказалось, он был ещё в школе. Но дома были его мама и тётя, которые из чистого интереса стали расспрашивать меня, как я учусь и каковы мои планы после школы. Я поделился, что мне больше всего нравятся химия и история, так что дальше хочу поступать в институт по этому профилю, скорее что-то связанное с химией. Мария Яцентьевна, как я потом вспоминал, высказалась, что и в медицинском институте тоже нужно знать хорошо химию.

На первом и втором курсе в институте существовало два потока: узбекский и европейский. После второго курса, когда ребята хорошо выучили русский язык, потоки смешали и разделили на десять групп по 24 человека . Я попал в 10 группу, которую дополнительно разделили на две подгруппы, чтобы не ходить большой толпой по палатам со своим преподавателем. Так я оказался вместе с Олегом Кирпанёвым, с которым подружился на хлопке, в подгруппе у Марии Яцентьевны, а другую подгруппу взял Исламбеков Раджаб Капланович. Когда создали институт краевой медицины Исламбеков перешёл работать туда, его подгруппу передали другому преподавателю, а мы так и остались с Марией Яцентьевной.

Мария Яцентьевна Завадская вела у нас на 3 курсе курс общей хирургии. Это был авторитетнейший и уважаемый человек, прошедший войну.

Мария Яцентьевна Завадская в молодости.

Мария Яцентьевна Завадская в молодости.

Могила Марии Яцентьевны Завадской на Боткинском кладбище в Ташкене (на 2 участке, называемом Коммунистическим кладбищем).

Все ребята и девушки в моей группе , как я уже писал, были очень умные, работящие и любознательные. Мария Яцентьевна полюбила нас и мы отвечали ей взаимностью. Часто дежурили с ней, ассистировали во время операций. А в свободное время навещали её дома по улице Сталина (затем Братской, затем академика Сулеймановой) дом 31.В январе 1961 года, уже будучи студентами 6 курса заглянули всей группой к ней домой с бутылкой шампанского и фруктами. Она попросила оставить всё, погулять два часа и прийти к ней опять. Мы пошли на Красную площадь, погуляли, сфотографировались. И пошли назад к Марии Яцентьевне домой.

1961. Группа студентов-медиков на Красной площади в Ташкенте.

За это время она приготовила своё фирменное блюдо: гуся с яблоками и черносливом, накрыла стол и тогда уже посидела со своими студентами. Поскольку я увлекался фотографией, мы сфотографировались в тот день и у Марии Яцентьевны.

1961.01. Мария Яцентьевна Завадская со своими любимыми студентами шестикурсниками дома в январе 1961 года. На фотографии стоят слева направо: Цапенко Юрий Никитович, Франгулиди Георгий Харлампович, Алексей Николаевич Красноярцев, Кирпанёв Олег Викторович. Сидят слева направо: Лидия Александровна Михалко, Мария Яцентьевна Завадская и Тамара Алиева.

Интересна судьба этих студентов: Цапенко Ю.Н. -призвали в армию на 27 лет военным хирургом сначала на строительство железной дороги Абакан-Тайшет, затем на строительство ж/ дороги Тюмень- Сургут тоже в железнодорожных войсках. Потом перевели в Москву в управление войск Ж/Д, где он курировал строительство БАМа, летал в Чернобыль после аварии и после завершения службы работал зам главврача эвакопункта.

Франгулиди Георгий Харлампович — после окончания мединститута уехал на 2 года работать врачом на целину, затем вернулся в клинику и после организации В.В.Вахидовым института грудной хирургии стал главным врачом этого института вплоть до 1995 года . (До смерти В.В.Вахидова). Затем его попросили освободить место и Георгий Харлампович с семьёй уехал в Грецию.

Олег Викторович Кирпанёв -после окончания Московской аспирантуры под руководством Чазова был распределён в кардиологическое отделение Смоленской больницы где проработал до 70 лет. Затем выйдя на пенсию, как я уже писал, поступил на филологическое отделение Смоленского университета, защитил диплом и работает сейчас литературным критиком в Смоленской газете. (К сожалению Олег Викторович ушёл из жизни 13.03.2021г.)

Алексей Красноярцев поступил в Мединститут после армии (был примерно на 6 лет старше своих однокурсников). После окончания института он попал в СредМаш (атомное машиностроение) в Табошар, затем в Майлисай в медчась на рудник. Затем позже оказался подмосковном городе Воскресенском, но затем связь оборвалась.

Лидия Александровна Михалко проработала в Ташкентских роддомах и поликлиниках гинекологом вплоть до 70-летия и затем переехала жить в Выборг. (Кстати, в 2015 году Юрий Никитович ездил на встречу в Санкт-Петербург с Лидией Александровной Михалко и Ириной Борисовной Калмыковой, которая ещё консультировала по гематологии.)

Алиева Тамара Муслимовна до 1980г работала в Уз НИИГиПК (гематологии и переливания крови) ст. научным сотрудником, затем заместителем директора института.

Примерно 1964 год. Юрий Никитович Цапенко с Марией Яцентьевной Завадской.

Когда я приезжал в отпуск в Ташкент во время службы в армии, то обязательно наносил визит Марии Яцентьевне, с ней было интересно. Всегда она старалась что то посоветовать как профессионал в хирургии. Однажды попросила купить редкую книгу «Лекции по общей хирургии» профессора Красноярского мединститута В.И.Рожанского, выпущенную в 50-х годах. В букинистических магазинах её уже было не найти. Когда меня послали в командировку в Красноярск, я зашёл на одну из кафедр Красноярского мединститута, показал свой военный билет и объяснил просьбу моего учителя. Одна из студенток на следующий день принесла мне эту книгу.

Одна из бывших студенток Красноярского мединститута Альбина Григорьевна Наумова, работая уже врачом в Туве, вспоминала: «Особенно мне запомнились лекции профессора кафедры общей хирургии Вениамина Исааковича Рожанского.

Во время Великой Отечественной войны он считался ведущим хирургом эвакогоспиталя, где работал Войно-Ясенецкий. Он написал толстенный учебник для студентов, требуя, чтобы мы назубок выучили все, что касается асептики и антисептики. Наверное, половина учебника состояла из «Очерков гнойной хирургии» Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, и профессор требовал, чтобы мы все это знали.

Помню, кто-то задал вопрос:
– Как оперировал Войно-Ясенецкий?
– С Божьей помощью, – последовал ответ.

И это в те времена яростного атеизма, когда на наших глазах в Красноярске были разрушены храм и монастырь, а на их месте сооружено безликое здание райсовета.

В другой раз, рассказывая о полостных операциях, Рожанский поделился воспоминаниями, что Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий никогда не делал плановые операции в полнолуние, опасаясь обильных кровотечений, и непременно осенял себя крестом и читал молитву перед операциями.»

Конечно, я этот учебник тоже с удовольствием и пользой для себя прочитал, а когда приехал в отпуск в Ташкент, вручил его Марии Яцентьевне. Было приятно выполнять её редкие просьбы.

Семён Леонидович Гохберг буквально на днях в письме вспомнил золотые уроки Марии Яцентьевны: «Я очень много с ней дежурил, удивительный, замечательный Человек и Врач. Если я теперь кому-нибудь бинтую рану или накладываю повязку на сустав, многие говорят:» Как красиво». А я на это отвечаю :» Это потому, что в свое время меня Мария Яцентьевна била по руке инструментом, приговаривая — бинтуй, как учила !» Да, так было и с нами.

С Марией Яцентьевной подружилась вся семья Цапенко, особенно семья моего старшего брата, Михаила Никитовича Цапенко. К Марии Яцентьевне обращались за консультациями во всех экстренных случаях. Помню, что мне рассказывали, что у моей племянницы (Людмилы Михайловны Цапенко) в 1963 году летом в детском саду случился приступ аппендицита (ей было 6 лет), на скорой увезли в 14 детскую больницу на Луначарском шоссе. По прибытию в больницу приступ закончился, операцию отложили и повис вопрос: делать оперцию или нет? Конечно, обратились к Марии Яцентьевне, она приехала в больницу, осмотрела Людмилу и вынесла вердикт – делать операцию не нужно. Вот так и живёт с аппендиксом…

Когда не стало Марии Яцентьевны было очень больно и горько от утраты замечательного Человека и Врача. Светлая ей память.

Как указано в военной учётно-послужной картотеке с сайта Память народа: Завадская Мария Яцентиевна (Яцентьевна) дата рождения 18.10.1900 года (05.10.1900)
Место рождения: Азербайджанская ССР, Нухинский район, г.Нуха.
Дата поступления на службу 24.08.1941 г.
Воинское звание: майор медицинской службы запаса.
Наименование воинской части: ВГ 340, ППГ 70 Зак ВО.
Дата окончания службы: 29.09.1947г.
Награды: Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.»
Фотография майора медицинской службы Марии Яцентьевны Завадской.

Фото и комментарии из статьи «К 95летию В. В. Вахидова. Окончание».

Первый снимок. Это фотография коллектива 1-й хирургической клиники ТашМИ, возглавляемой Васитом Вахидовичем. Предположительно — годы 1966-1967. Верхние 2 ряда -молодые сотрудники, несколько человек которых учились со мной на одном курсе. Это выпускники 1965 года.
Сидят слева направо — ассистент Лев Петрович Израилевич, ассистент Мария Яцентьевна Завадская (кстати, будучи студентом, В.В.Вахидов проходил курс хирургии в группе Марии Яцентьевны), проф. Васит Вахидович Вахидов, доцент Израиль Абрамович Рябухин, ассистент Лев Григорьевич Хачиев, ассистент Якуб Мустафаевич Балич, врач рентгенолог (фамилии, к сожалению, не помню)
Стоят первый ряд — врачи-хирурги Юрий Калиш, Ахмед Янгиев,медсестр (фамилии не помню), ассистент Дарвин Садыкович Гулямов,даллее все молодые врачи , недавние выпускники ТашМИ.
Верхний ряд — первый слева Георгий Франгулиди, впоследствии Главный врач Института хирургии, крайний справа врач Борис Александрович Угаров.

Это все что удалось вспомнить, ведь прошло всего 50 лет с тех пор.как я, будучи студентом, с 1962 до 1965 года работал медбратом в 1 хирургичекой клинике у В.В. Вахидова и воспоминания об этом хирурге,педагоге,руководителе клиники и о Человеке самые светлые.

Сидят слева направо — ассистент Лев Петрович Израилевич, ассистент Мария Яцентьевна Завадская, проф. Васит Вахидович Вахидов, доцент Израиль Абрамович Рябухин, ассистент Лев Григорьевич Хачиев, ассистент Якуб Мустафаевич Балич, Роза Семеновна Бродянская.

Стоят первый ряд — врачи-хирурги Юрий Иванович Калиш, Ахмед Ходжаевич Янгиев, ассистент Дарвин Садыкович Гулямов, Елена Ивановна старшая операционная медсестра, Виталий Владимиров анестезиолог, Сабир Мирзаидович, Тамара Ивановна — старшая медсестра 1 хирургического отделения, Игамбердиев Хикмат Нигматович врач-ординатор, Хан Николай Иванович кардиохирург.

Верхний ряд — первый слева Георгий Харлампович Франгулиди, впоследствии Главный врач Института хирургии, Зимон Геннадий Александрович торакальный хирург, Исламбеков Эркин Султанович торакальный хирург, Рахим Юлдашевич Кадиров, крайний справа врач Борис Александрович Угаров.

Фото и комментарии к немупредоставлены Donna Donna.

1 комментарий

  • Фото аватара Татьяна Вавилова:

    Светлая память Марии Яцентьевне! Преподавала нам. Великолепный педагог и хирург, редкой души человек. Помню всегда. Спасибо за статью.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.