Пётр, Николай и Александр Жарские Искусство Ташкентцы

Зимфира Мусина

Традицию украшать мозаичными и рельефными панно торцы и фасады зданий заложили художники – братья Пётр, Николай и Александр Жарские. В Ташкент братья Жарские приехали в 70-е годы, на восстановление города после сильного землетрясения 1966 года. Устроились работать на завод железобетонных изделий художниками.

В Узбекистане, с использованием древнейших стилистических традиций, ими созданы значительные произведения.

Работали братья в ДСК № 2 более 20 лет. На их счету не менее 400 декорированных многоэтажных жилых домов. Начал эту работу старший из братьев Пётр — монументалист по образованию и специалист по призванию. Он увидел на серых стенах, то есть «в серых бетонных холстах» большое поле деятельности. Расцвет эпохи крупнопанельной мозаики пришелся на 1960–1980 годы. Сам процесс изготовления был довольно долгим и трудоемким. На подготовленный художником шаблон рисунка вручную выкладывались кусочки мозаики. Лицевая (глазурованная) часть плитки заклеивалась бумагой, и панель укладывалась “лицом” вниз на дно формы. Из отдельных панелей составлялись керамические ковры согласно картам фрагментов рисунков. Уложенные панели армировали, заливали бетоном и отправляли на просушку в тепловую камеру. Технология сбора мозаичных плит выглядит следующим образом: ‒ в натуральную величину на бумаге наносится рисунок, указывается название цвета, куда затем набираются куски разноцветных мозаик; ‒ набранный «ковёр» наматывают на барабан, перевозят в цех, укладывают в кассету и бетонируют; ‒ после обычных технологических циклов, панель разопалубляют и струящей водой удаляют остатки бумаги.

Архитектор Георгий Минасович Саркисов в 1990 году вспоминал: «Практически, братья Жарские в деле декорирования домов 70-х годов были первопроходцами, пионерами, по Союзу ещё не было распространено такое явление, как оформление жилого дома. Мы нигде ничего подобного, кроме Ташкента, не видели. Мне приходилось бывать на крупнопанельных заводах в Киеве, Москве. И я нигде не видел таких самоотверженных мастеров высшего класса, художников, которые отдавали бы все свои знания и силы, а самое главное, свой талант и умение, так, как это делают братья ЖАРСКИЕ. Я должен сказать, что там, где семья Жарских приложила руку к оформлению жилых зданий, нет повторений. Вы не найдёте ни одного жилого дома в Ташкенте, который бы по своему внешнему оформлению был похож на другие. И я помню, как один из руководителей Госстроя, приехав в Ташкент, сказал: «Не много ли для Ташкента таких красивых домов?» Я ответил, что красоты не бывает много. «Красивое» — всегда и везде и в больших объёмах остаётся красивым». Султанова, Д. Н. Традиционность художников Жарских в декорировании многоэтажных домов.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Важно

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.