“…И спит жемчужина в море” Ташкентцы

Федоренко З. Л.

Музыкальная школа имени Садыкова в 60-е годы была на улице Урицкого. На том месте сейчас просто ограда 43-й школы.

Это был небольшой дом, приспособленный под музыкальную школу: 5-6 классных комнат для индивидуальных уроков и небольшой, но уютный концертный зал, в котором по воскресеньям проходили занятия хора, оркестров баяна-аккордеона и узбекских струнных инструментов.
С утра пораньше зал занимала музыкальная школа для своих занятий, а потом там занимались кружки 43-й школы.

Хор был обязателен для всех учеников музыкальной школы 7-12 лет, начинались занятия рано утром. Одно время мы занимались рядом со школой в клубе при единственном многоквартирном доме на улице Урицкого. Там тоже было плотное расписание разных кружков, поэтому занятия хора начинались ещё раньше — в 8.00 утра. Ученики были со всего района, большинству из них надо было добираться на транспорте. Автобусы в воскресенье с утра ходили плохо и, чтобы не опоздать на хор, успеть позавтракать и доехать, детям приходилось вставать ни свет, ни заря…

Невыспавшиеся дети, разобравшись по голосам, выстраивались в четыре ряда на сцене и занятия начинались. Дирижировал хором наш учитель Карл Львович.

Он выглядел весьма импозантно, был большим модником , одевался стильно : пиджак в клеточку с широченными плечами, суженный к бедрам, узкие-узкие брючки, остроносые туфли на высоких каблуках, яркий широкий галстук с каким-то экзотичным рисунком.
Репертуар был обширным: мы пели пионерские песни, песни о Ленине, детские-шуточные, «Калинку-малинку», «Соловей» Алябьева, романсы.
Карл Львович вёл занятия увлечённо, эмоционально, энергично дирижируя, то поднимался на цыпочки, потянувшись за высокой нотой, то насупившись — склонялся к более низкой, по нескольку раз заставлял нас петь одно и то же, добиваясь безупречного исполнения.
И мы старались, но не всегда получалось…

Особенно старательно мы пели припев красивой романтичной песни :

В лучах лазурного дня,
Сверкая в синем просторе,
К себе зовёшь ты меня
И спит жемчужина в море...

— Стоп! Стоп! Стоп! — начинал возбуждаться Карл Львович — Как может спать жемчужина?! Это вы тут у меня спите! Сколько раз можно объяснять одно и то же?!

Из-за этой жемчужины вечно получались неприятности…

Карл Львович очередной раз поправлял нас, заставлял нескольких учеников повторить за ним по буквам.
— Начали. И-и-и… Раз!!!

Мы начинали петь сначала, но и со второго раза не получалось, эта жемчужина опять всё портила…
Карл Львович с ней боролся, как мог: он собирал наши тетрадки с текстами и вписывал красным карандашом крупно буквы «О» и «Л», подчёркивал, что-то объяснял… И позёвывающие дети, и уже проснувшиеся, дёргавшие стоящих впереди девочек, за косички, не очень вникали в эти объяснения.

Он показывал нам какие-то открытки, (на которых, впрочем, никакой жемчужины не было), где-то раздобыл карту на иностранном языке, тыкал нас в неё носами, но это было малоэффективно : таких букв мы не знали, географию в школе ещё не проходили.
Наконец, отчаявшись, он пел вместе с нами, перекрывая своим голосом детский хор, делая упор на «Л-Л-Л».

Во втором классе общеобразовательной школы мы писали диктант по русскому, там была фраза «Под кустом спит зайчик», я, помня наставления Карла Львовича, написала: «Под кустом сплит зайчик.»
Учительница перечеркнула мне букву «Л» красными чернилами и снизила из-за этого оценку. Мне было очень обидно! Я подошла к ней на переменке и сказала:
— А Карл Львович говорит, что слово «спит» надо писать с буквой «Л»
— Скажи своему Карлу Львовичу, что он малограмотный! Здесь никогда не было буквы «Л» и нет! Запомни!

Я запомнила! Я запомнила, что в обычной школе и вообще везде надо писать — спит, а в музыкалке, где всё было немножечко не так — сплит.
Лишь через несколько лет, слушая рассказ мамы одной из своих подружек, вернувшейся из турпоездки в Югославию (что тогда было большой редкостью), рассматривая открытки, сувениры и, в том числе, карту маршрута, я увидела… город Сплит. Город Сплит на берегу Адриатического моря!

Я рассмеялась! Я смеялась и не могла остановиться!
Бедный-бедный-бедный наш Карл Львович! Сколько сил, сколько энергии и нервов он истратил, добиваясь нашего понимания.
Где только он смог раздобыть в те годы крупномасштабную карту иностранного издания?!

Отсмеявшись и отдышавшись от смеха, я запела:

... К себе зовёшь ты меня
О, Сплит - жемчужина моря!

3 комментария

  • Ольга Иващенко:

    Какие интересные воспоминания! Повеселилась вместе с автором. И немного взгруснула о нашем ушедшем детстве, юности, о Ташкенте…

      [Цитировать]

    • AK:

      наше «сонное детство» было из-за недостатка проблем, опасностей и полной предопределенности «вечного коммунизма» незаметно перешедшего в «вещизм».. а Сталин предупреждал об «обострении борьбы» (и имел он ввиду не борьбу за джинсы и магнитофоны :)
      Конечно, спасибо тем кто занимался с детьми, вкладывал душу как прекрасно и смешно показал автор этого рассказа.
      Хотелось бы уточнить что это был за дом на Урицкой, я о нем не слышал, хотя учился в 43-школе.

        [Цитировать]

  • FZL:

    Дом, в котором была музыкальная школа имени Садыкова, располагался вдоль ул.Урицкого. Окна классов выходили на улицу, а окна концертного зала — во двор 43-й школы. Между музыкальной школой и следующим домом (в сторону ул.Энгельса) были ворота 43-й школы. Сама она находилась как бы за музыкальной.
    Через года 3-4 музыкальная школа расширилась.
    В квартале напротив, наискосок на углу была узбекская школа, а в следующем за ней ( в сторону ул.Энгельса) общем дворе, 5-6 комнат освободили из-под жилфонда и
    передали их музыкальной школе под дополнительные классы.

      [Цитировать]

Важно

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.