Авиаконструктор И. И. Сикорский. К 130-летию со дня его рождения История

Пишет Радик Газиев

Игорь Иванович Сикорский, родоначальник первых бомбардировщиков и знаменитых на весь мир вертолетов, известен еще и тем, что в настоящее время он стал раздираемым тремя государствами своим происхождением и творениями.

На Украине он родился и начал строить первые вертолеты, в России он возглавил завод по производству самых больших самолетов в мире, которые приняли участие в Первой мировой войне и создал этим предпосылку к возникновению воздушно-десантных войск России, в Америке он своей компанией, первой по производству различных вертолетов, cмог прославиться на весь мир. Но жизнь его, как бы, имеет еще и косвенную, возможно, связь с Узбекистаном и почему бы и нам не помечтать о присоединении к этим трем государствам.

И.И.Сикорский был православным христианином, до конца жизни соблюдал посты, имел свои труды по религии и создавая свою фирму в США, опирался в основном на своих соотечественников, которые вместе с ним вынесли все тяготы эмиграции. Однако, в его компанию входили и другие национальности, (достаточно было разговаривать по-русски), выехавшие после революции из России, например: грузин А.М.Картвели, из Грузии вместе с другом, А.Н.Прокофьевым-Северским и др. Они участвовали в создании основных, военных самолетов США, противостоящих российским ВВС во время «холодной войны». К выехавшим из России относился и Исламов Исхак Ибрагимович, старший штурман броненосца «Севастополь», с двумя сыновьями, присоединившихся позже к команде И.И.Сикорского.

И.И.Исламов с семьей оказался на Дальнем Востоке, видимо, по призыву, описание его биографии не нашлось в литературе, но можно предполагать что произошло это по аналогии с нашим уважаемым президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, прослужившим старшим матросом на Тихоокеанском флоте 4 года и ныне правившим государством в Азии уже более 30 лет, поднявший 9рых своих детей. На Дальнем востоке оба сына И.И.Исламова учились в Морском училище и после революции, в 1923г., на корабле «Орел» покинули г. Владивосток. После скитаний по свету семья И.И.Исламова очутилась в США, где старший сын Яков Исхакович совместно с И.И.Сикорским основали первую в США компанию «Сикорский Аэроинжиниринг Корпорейшн».

Фамилия Исламов наводит на мысль, что сам И.И.Исламов, возможно, из Средней Азии, ибо всем известно, что фамилия не является ни русской, ни украинской, тем более, не из ближайших государств, а именно: афганской или пакистанской, где и не пытались создать авиацию. А в Средней Азии она больше подходит к району Бухары или Ташкента, где в то время уже брали на службу отличившихся соотечественников. Это напоминает случай с ранее описываемым писателем Айзеком Азимовым, признанным потомком из Средней Азии.

И.И.Сикорский мечтал завоевать солидный приз в 25 тысяч долларов за перелет без посадки через Атлантический океан в Европу. Самолет С-35, с экипажем в 4 человека, создавался на средства участников, куда основную долю внес сын И.И.Исламова, Яков Исхакович Исламов, который участвовал в качестве механика экипажа. Самолет с тремя двигателями со слов И.И.Сикорского и писателя Н.Надеждина должен был бы получиться удачным. Николай Надеждин, автор свыше 100 биографий знаменитых людей, пишет об этом в книге: «Игорь Сикорский», «Русский витязь». Москва. Майор. Издатель Осипенко А.И.2011 г. Н.Надеждин продолжает:

«В полете И.И.Сикорский особенно переживал за Исламова , одного из «отцов –основателей» его компании, близкого друга. Словно предчувствовал беду. Во время разбега сбрасываемое шасси не отделилось, самолет достиг края взлетной полосы и скапотировал (перевернулся через нос). Машина загорелась. Пилотам удалось выбраться. Радист и механик сгорели заживо. Это была не катастрофа. Это был «полный финиш»… Погиб друг- Сикорский винил в его смерти себя: мол, предчувствовал же беду и не уговорил не торопиться. Погибла машина, которую Сикорский из соображений экономии не застраховал. Он вновь оказался на грани разорения… Около полутора месяцев Сикорский прятался от кредиторов» и т.д.

Я пытался через разные источники найти участие Я.И.Исламова в работе над самолетом С-35 (фото 3), но не смог. В частности в книге: «История вертолета ВС-300». «Летательный аппарат, который создал индустрию» изданной фирмой И.И.Сикорского в 50х годах его друзьями представлены ближайшие соратники авиаконструктора того времени в создании первого вертолета в мире, принятого в серию и участвующего на службе страны, однако, и там его не оказалось. К этому времени второй сын И.И.Исламова Илья Исхакович Исламов окончил Политехнический институт и вводил в строй уже последующие самолеты И.И.Сикорского. Далее Н.Надеждин пишет:

«Но 27мая 1927г. работа по созданию самолета уже утратила смысл. В этот день в Ле-Бурже приземлился самолет Чарльза Линдберга, пересекший Атлантику. Приз был взят». Летчик Чарльз Линдберг в одиночку перелетел Атлантический океан и завоевал приз в 25 тысяч долларов. Этот рекрд еще долго не был повторен авиаторами стран мира. Для справки: Чарльз Линдберг, немец по национальности, тепло был принят в Германии министром авиации Г.Герингом, А.Гитлером и их окружением, ознакомился с заводами страны, однако, вернулся в США и участвовал во Второй мировой войне против Германии.

Теперь помечтаем, с опорой на прошлое. Если бы полет самолета С-35 прошел бы удачно, все таки, экипаж в 4 человека был надежнее, чем одиночка, с единственным мотором того времени, если бы, был взят приз, если бы, Я.И.Исламов решил посетить земли своих предков и помочь организовать самолетостроение в республике, или, хотя бы, просто передать привет от И.И.Сикорского, мы могли быть ближе и т.д. Но это мечты, сейчас даже наши непосредственные меценаты, входящие в клуб богатейших людей мира не решаются на этот шаг, видимо и нам нечего здесь делать. Это только мечты. Извините.

П.С. Хотелось бы, показать, как работал И.И.Сикорский со своими соотечественниками. На примере из книги: «Андрей Николаевич Туполев. Грани дерзновенного творчества». К 100летию со дня рождения. Москва. «Наука» 1988г.И.Н.Квитко». Посещение делегацией А.Н.Туполева завода И.И.Сикорского в США, в 1935г. « …В углу за столом сидел Сикорский. Над ним был целый иконостас и горела лампада…После очередной паузы в комнату вошел одетый «с иголочки», пахнуший дорогими духами, очень красивый , высокий человек лет сорока пяти. Представился: «Шеф-пилот Игоря Ивановича князь Сергеевский». Сикорский произнес пять слов: «Князь Сергеевский вам все покажет». И мы вышли. Князь, оказавшийся довольно разговорчивым человеком повел нас в сборочный цех».

8 комментариев

  • Andrey:

    «На Украине он родился и начал строить первые вертолеты, в России он возглавил завод по производству самых больших самолетов в мире»
    В Российской империи он родился… там же и начал строить вертолеты/самолеты…

      [Цитировать]

    • Avenger001:

      «Они участвовали в создании основных, военных самолетов США, противостоящих российским ВВС во время «холодной войны». + бгггг

        [Цитировать]

  • EC:

    Марк Фукс прислал две дополняющие и уточняющие ссылки:

    1. Про Исламова: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ислямов,_Исхак_Ибрагимович
    2. Про место рождения Айзека Азимова — село Петровичи Смоленской губернии (есть в Википедии).

      [Цитировать]

  • Святослав:

    «броненосца «Севастополь»» — не было такого броненосца. Был ЛИНКОР «Севастополь», в 1921—1943 году — «Парижская коммуна» — линейный корабль русского императорского и советского флота. Головной корабль одноимённого типа. 8 июля 1945 года награждён орденом Красного Знамени.

      [Цитировать]

    • J_Silver:

      Вообще-то такой броненосец был — однотипный с Петропавловском, на котором погиб адмирал Макаров в Порт-Артуре, там же был затоплен и Севастополь…
      Было ли Морское училище на Дальнем Востоке — что-то не уверен за описываемый период

        [Цитировать]

      • olga:

        «Севасто́поль» — последний корабль в серии из трёх несколько отличающихся друг от друга эскадренных броненосцев типа «Полтава». Всю свою недолгую службу провёл на Дальнем Востоке, став одной из многочисленных жертв русско-японской войны.
        Своё название броненосец получил в память об обороне Севастополя во время Крымской войны. Впоследствии это имя носил новый линейный корабль Балтийского флота.

          [Цитировать]

      • Святослав:

        Имел в виду, что броненосца с этим именем в описываемое время уже не было. Те броненосцы, что еще оставались на Черном море и Балтике, были переклассифицированы в линкоры.
        Далее — википедия: «Морское Училище во Владивостоке открылось в ноябре 1918 года на базе направленной осенью 1917 года для прохождения плавательной практики из Петрограда во Владивосток 3-й роты Отдельных Гардемаринских Классов, состоявших из гардемарин, учившихся в расформированном Временным Правительством Морском училище».

          [Цитировать]

        • olga:

          Да ….история этого училища( 1918 года ) драматична ..и не укладывается в три строчки но ..кому интересно ….https://historyrussia.org/sobytiya/poslednie-gardemariny-1918-1925-petrograd-vladivostok-sevastopol-bizerta.html..История современного высшего тихоокеанского училища им Макарова начинается с 19з7 года ..с первокурсников ленинградского высшего училища им Фрунзе ..отправленных во Владивосток специальным скорым поездом .Кому интересно -подробно история высшего тихоокеанского училища им Макарова в Википедии ..

            [Цитировать]

Важно

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.