Премьера марша «Сарбоз» в Ташкенте Искусство История

В Доме-музее Мухтара Ашрафи хранятся ноты уникального произведения – «Бухарского марша “Сарбоз”» (для фортепиано в четыре руки) – в обработке талантливого музыканта Николая Миронова. Премьера марша состоялась совсем недавно, в день «открытых дверей» в упомянутом культурном учреждении нашей столицы. В этом мероприятии участвовали студенты Государственной консерватории Узбекистана; посетителей принимала директор музея Н. К. Гунова.

Известно, что местные традиции маршеобразной музыки формировались столетия назад, особенно же отчетливо – во времена Темуридов.

Марши в трех узбекских ханствах исполнялись на парадах, праздничных шествиях, военных учениях, смотрах, строевых прогулках, во время выдачи сарбазам жалованья, при встрече иностранных делегаций, при других официальных церемониях. При этом ханские духовые оркестры насчитывали не менее 16 музыкантов.

В конце XIX века в распоряжении местных коллективов было достаточно много маршей, включая специально написанные приезжими авторами.

В развитии подобной музыки ХХ века большую роль сыграли народные артисты Узбекистана Николай Миронов, Виктор Успенский, Рейнгольд Глиэр, Алексей Козловский, заслуженный деятель искусств Узбекистана Совет Варелас, заслуженный артист Узбекистана Пулат Халиков, многие-многие другие талантливые мастера.

…На титульной обложке сборника нот с «Бухарским маршем «Сарбас»» («Сарбас» – видоизмененное от «сарбоз», что значит «солдат») видны узбекские народные инструменты, которые использовались на открытом пространстве (плэнере). Это – сурнай (европейский аналог гобоя), карнай (аналог тромбона, «иерихонских» труб), нагора (ударный инструмент), дутар (камерный инструмент, но здесь он уподоблен японскому инструменту сямисэну). Без этих инструментов, вполне вероятно считал Николай Миронов, композиторский текст прозвучал бы однообразно и не выразительно. На сборнике указан и меценат, пожертвовавший средства на музыкальную обработку – Абдукадыр Мухитдинов.

Марш «Сарбоз» – это, на наш взгляд, пример первого светского марша. Творческая заслуга Николая Миронова – в фиксации музыки в европейской системе нотной записи.

«Сарбоз» значительно меняет наши представления о становлении национальных маршей в Узбекистане, доказывает, что этот музыкальный жанр развивался у нас тесной взаимосвязи с общемировыми процессами.

В целом, история национальных маршей требует дальнейшего изучения. В них видится кладезь и для обогащения современной музыки.

Адиба ШАРИПОВА, заслуженная артистка Узбекистана, профессор Государственной консерватории Узбекистана.

1 комментарий

  • Фото аватара AK:

    а какой это год?
    В интернете нашел только обзорную статью с упоминаниями деятельности Миронова

    «.. Более последовательное изучение азиатского народного творчества начинается в первые послеоктябрьские годы и, прежде всего, благодаря созданию в 1920 г. при Наркомпросе Туркестанской автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР) Музыкально-этнографической комиссии по сбору, записи и изучению музыкального творчества народов Средней Азии и Казахстана. Членами этой комиссии были композиторы и музыканты В. Успенский, Э. Мелнгайлис и Н. Миронов, приехавшие из России и внесшие большой вклад в дело собирания и изучения музыкальной истории данного региона. ..»

    «.. Началом нового этапа музыкально-фольклорной работы в Средней Азии стало создание в 1928 г. в Самарканде Института музыки и хореографии, который возглавил Н. Миронов. Вклад этого музыканта в дело собирания, популяризации, пропаганды таджикской музыки просто огромен. Он записал на фонограф более 500 образцов таджикского музыкального традиционного творчества, большей частью собранных в Бухаре, которые послужили основой последующих его изданий. Опубликованные в то время сборники не давали точного представления о характере, специфике таджикских народных песен, поскольку они содержали образцы, зафиксированные собирателями на слух с голоса певцов без звукозаписывающих устройств или даже по памяти. Таким образом, некоторые образцы в сборниках народных песен были подчас авторскими. ..»

    из https://ok.ru/mykhorezmi/topic/62696198065020

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.