Боткинское кладбище взывает к живым История Ташкентцы
Судьба православных кладбищ Узбекистана остро волнует русскую диаспору. О работе группы «Память о ташкентцах» рассказывает Tatyana Vavilova.
Обычное место сбора группы «Память о ташкентцах».
За год работы энтузиасты группы сделали много, хотя карантин, конечно, мешал. Однако невозможно группой в 5-8 человек объять необъятное – привести в порядок все заброшенные могилы и оцифровать территорию Боткинского кладбища узбекской столицы.
Необходимо привлекать к работе сторонние силы, в первую очередь тех, кто по закону обязан поддерживать порядок на кладбище – дирекция и штатные сотрудники.
Читаем закон. Согласно ему, администрации кладбищ не обязаны убирать сами могилы и ремонтировать памятники, только дороги и аллеи. Но!
В обязанности дирекции входит «своевременное информирование родственников погребённого о пришедшем в ветхость намогильном памятнике письменным уведомлением, с требованием их исправления». Пункт 31, раздел 4 «Приложения» к закону, который остаётся на бумаге, т.к. никакой связи с родственниками погребённых не устанавливается вообще.
И соответственно остаётся исключительно на бумаге следующее: «Памятник можно снести, в случае отказа родственников от исправления пришедших в ветхость намогильных памятников, признания их в установленном порядке бесхозяйными. Снос намогильных памятников осуществляется администрацией кладбища с оформлением акта сноса с обязательным описанием элементов намогильных памятников». Вот вам законное основание, по которому исчезают мемориальные могилы, забываются имена заслуженных горожан, а старинное, историческое православное кладбище превращается в новодел.
Читаем дальше. Пункт 32 того же раздела. В обязанность дирекции кладбища входит «содержание в образцовом порядке могил и намогильных памятников руководителей и видных деятелей государства, исторических памятников, согласно утвержденному хокимами районов (городов) списку, что осуществляется за счет средств местного бюджета».
Кроме того, «у главного входа на кладбище (с внутренней стороны) должен быть установлен схематический план кладбища с обозначением расположения административных и других зданий, дорог, аллей, исторических и мемориальных могил, общественных туалетов и других объектов».
Не воспользоваться ли нам этим пунктом?
В альбомах, созданных группой, накопилось достаточно имён ташкентских знаменитостей, упокоенных на Боткинском кладбище, с геолокацией захоронений, а также памятников, которые могут быть признаны примерами малой городской архитектуры 19-20 веков. Предлагаю обсудить список, чтобы затем представить в дирекцию кладбища, а также их начальству в хокимияты, городской и районный отделы благоустройства. Заодно в общественный совет при городском хокимияте с просьбой утвердить эти могилы как исторические и мемориальные.
Естественно, они будут говорить о нехватке бюджетных средств, но не все могилы выдающихся ташкентцев нуждаются в государственном уходе, остались родные. Есть примеры, когда этот труд и расходы взяли на себя учреждения, где работали люди (клиника Федоровича), или общественность (недавно найденная могила Усто Мумина). Можно отправить письма на их адрес с просьбой не только от группы, но и официальных лиц. Варианты могут быть разными.
Несомненно, путь долгий, я далека от радужных прогнозов, но начинать надо, если хотим сохранить старинное кладбище хотя бы в нынешнем виде. Полагаю, что это будет первым шагом к признанию Боткинского кладбища мемориальным. И закон позволяет это.
Конечно, не исключается продолжение «Добрых посещений» активистами-подвижниками, определение геолокации могил и дополнения в альбомы. Спасибо за эту работу энтузиастам во главе с Марией Юсуповой и Ириной Кепановой.
И последнее. Не у всех свободное время совпадает с днями «Добрых посещений», не у всех есть силы ходить по огромному кладбищу и убирать бурьян с могил. Но с наступлением весны, перед Пасхой и Радоницей, европейское население столицы потянется на кладбище приводить в порядок захоронения близких. Возьмите на себя труд прибрать одну лишнюю могилу, чужую, ту, которая окажется рядом или встретится по пути. Их много, к сожалению, искать не придётся.
Спасибо, всем, кто откликнется!!!!
Благородное дело, ведь памятники не только личное дело родственников, это памятники истории.
Пожилым людям важен ритуал поклонения предкам, уважения к могилам, но в реальности, считаю важнее упомянутая в начале статьи «оцифровка», сохранение информации указанной на памятниках (или даже просто табличках, без учета «художественной ценности» памятника). Надо смотреть правде в глаза — памятники исчезают, и с этим ничего нельзя поделать (тем более в законе это прописано). Надо фотографировать в разрешении достаточном для прочтения надписей, а создавать 3-D модели (или использовать панорамные технологии) дело затратное и второе по значимости.
Да, фотографировать надо незаметно, служители не любят фотокорреспондентов (если нет официальной программы сохранения мемориального наследия). Это важно не только для русских, но и для других кладбищ (включая узбекские) и я пытался организовать подобное, но не очень преуспел.
Несколько лет назад был потерян памятник нашего уважаемого предка, а он часть узбекской истории — богатые татары спасались в Туркестане от репрессий, здесь их не выдавали властям. Здесь уважали всех не различая — богатый или бедный, здесь к людям всегда относились по доброму, по мусульмански..
AK[Цитировать]
Добрый день Вам, Добрые Люди! Великая благодарность за заботу о наших предках!
Благодаря пандемии появилась возможность заняться поисками своих корней. Всегда знала. что мама моя родилась в Ташкенте, но как там оказались дедушка с бабушкой, узнала только в этом году.
Весь род по материнской линии служил в Русской императорской армии, поиски привели в Ташкент.
Возможно ли найти списки похороненных на Боткинском кладбище в начале 20 века? Предположительно там могут быть захоронены
Шиманский Сильвестр, мой прапрадед, военный топограф,
Залесская Неонила Дмитриевна, православная, из дворян Оренбургской губернии, моя прапрабабушка.
Залесский Иосиф Александрович, католик, полковник, командир батальона, мой прапрадедушка, скончался 28.01.1909г.
Из архивных документов мне известно, что семья моей бабушки на 1911 г. проживала в Ташкенте, в Доме Шиманского. Возможно ли узнать где он находился территориально, соотнести с сегодняшним Ташкентом, возможно сохранился до наших дней?
Буду признательна за любую подсказку в поиске.
Анна[Цитировать]
Анна, извините, что с опозданием отвечаю, не видела Ваш комментарий. В кладбищенской конторе кладбища есть книги, где записаны похороненные. Книги по годам, но не за все годы сохранились. Не думаю, что есть дореволюционные. Кроме того, даже если находится запись, по ней невозможно найти могилу, не указано место захоронения. Единственное, что реально найти, так это запись в метрической книге ташкентских храмов. Для этого нужно обратиться в ЦГА Руз, архив на ул. Чиланзарская 2. Если запись есть, то указано кладбище.
На Боткинском кладбище есть семейное захоронение Залесских, Петра Карловича, астронома, помощника ташкентской обсерватории, его жены и сына, Евгения Петровича, профессора. Но они, скорее всего, однофамильцы. Однако, мне в архиве встречались документы врача Залесской, дочери полковника. Вот она может быть Вашей родственницей.
Татьяна Вавилова[Цитировать]