Александр Иванович Урсати История Старые фото Ташкентцы
Александр Бармин
«Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…»
Закаспийская железная дорога, построенная в 1880 -1891 гг., по своему стратегическому назначению, являлась основным маршрутом для быстрой переброски дополнительных российских войск к афганской границе в случае конфликта с Англией. Так же новая стальная магистраль должна была соединить Ташкент с восточным побережьем Каспийского моря, для обеспечения плотной связи Туркестанского и Кавказского регионов.
В 1891 г. строительство было приостановлено на ст. Самарканд, и Закаспийская ж/д оставалась, как бы, оторванной от единой сети российских железных дорог.
В 1895 г. Высочайшим Указом императора Николая II принято решение о её продолжение в виде Самарканд-Андижанской ж/д линии, с ветками на Ташкент и Маргелан.
На должность начальника строительства линии Самарканд-Андижан был назначен Александр Иванович Урсати (1848 -1918). Потомственный дворянин, выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения, выдающийся инженер-путеец дореволюционной России. Дворянский род Урсати берёт своё начало в Бессарабии. Урс в переводе с молдавского языка – медведь.
Новая ж/д линия проходила по древнему караванному пути через Нуратинский горный хребет, по узкой части Илан-Утинского ущелья через Джизакский проход или через так называемые Тамерлановы Ворота.
По завершению строительства дороги, по инициативе Александра Урсати, на одном из Уральских заводов была изготовлена памятная бронзовая доска с лаконичным текстом: «Николай II 1895 г. повелел: Быть железной дороге. 1898 г. исполнено.» (см.фото) Её установили на крутом северном склоне Нуратинской скалы (см.фото)
В 1899 г. за успешное завершение строительства ж/д А. И. Урсати досрочно произвели в действительные статские советники. Таким образом, согласно «Табели о рангах» он стал генералом.
В память о деятельности Александра Ивановича в Средней Азии, одну из станций назвали Урсатьевская (с 1963 г. ст. Хаваст). Александр Иванович Урсати оставил о себе память и в Ташкенте. При его непосредственном участии к 1899 г. на привокзальной площади, у северного моста через кан. Салар, была возведена одна их красивых церквей города — Благовещенский Храм, называемой в народе Железнодорожной церковью. Современники отмечали прямой и резкий характер А.И. Урсати, и в то же время безукоризненную личную честность строителя, энергию и преданность делу. Далее трудовая деятельность А. И. Урсати была продолжена в качестве Руководителя строительства ж/д линии Оренбург-Ташкент.
Очень интересно!
Такие исторические факты необходимо преподавать в наших школах на уроках «История родного края».
Konstantin Kostin[Цитировать]
Скоро начнут:
https://nuz.uz/obschestvo/1185446-istoriyu-uzbekistana-stanut-prepodavat-v-naczionalnom-duhe.html
Andrey[Цитировать]
Это будет нечто! В общем — полная жуть!
Светослав[Цитировать]
Спасибо за статью!
Ведь об этом человеке крайне мало информации и даже вспоминая название «Урсатьевская» многие были уверены, что это от фамилии Урсатьев, в том числе старожилы Хаваста, даже в Википедии до недавнего времени было так написано — типа русский генерал. Честно говоря думал, что эта фамилия от обрусевших итальянцев, но ведь и молдаване — родственны итальянцам. Наверняка потомки есть у него, хоть сам он и сгинул в пучине революционного хаоса.
Приоткрылась ещё одна страница родного края!!!
eugeen13[Цитировать]
Очень интересная информация!
Геннадий[Цитировать]
Хорошая статья хороший человек
Соловей александр[Цитировать]