Александр Иванович Урсати История Старые фото Ташкентцы

Александр Бармин

«Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…»

Закаспийская железная дорога, построенная в 1880 -1891 гг., по своему стратегическому назначению, являлась основным маршрутом для быстрой переброски дополнительных российских войск к афганской границе в случае конфликта с Англией. Так же новая стальная магистраль должна была соединить Ташкент с восточным побережьем Каспийского моря, для обеспечения плотной связи Туркестанского и Кавказского регионов.

В 1891 г. строительство было приостановлено на ст. Самарканд, и Закаспийская ж/д оставалась, как бы, оторванной от единой сети российских железных дорог.

В 1895 г. Высочайшим Указом императора Николая II принято решение о её продолжение в виде Самарканд-Андижанской ж/д линии, с ветками на Ташкент и Маргелан.
На должность начальника строительства линии Самарканд-Андижан был назначен Александр Иванович Урсати (1848 -1918). Потомственный дворянин, выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения, выдающийся инженер-путеец дореволюционной России. Дворянский род Урсати берёт своё начало в Бессарабии. Урс в переводе с молдавского языка – медведь.
Новая ж/д линия проходила по древнему караванному пути через Нуратинский горный хребет, по узкой части Илан-Утинского ущелья через Джизакский проход или через так называемые Тамерлановы Ворота.

По завершению строительства дороги, по инициативе Александра Урсати, на одном из Уральских заводов была изготовлена памятная бронзовая доска с лаконичным текстом: «Николай II 1895 г. повелел: Быть железной дороге. 1898 г. исполнено.» (см.фото) Её установили на крутом северном склоне Нуратинской скалы (см.фото)
В 1899 г. за успешное завершение строительства ж/д А. И. Урсати досрочно произвели в действительные статские советники. Таким образом, согласно «Табели о рангах» он стал генералом.

В память о деятельности Александра Ивановича в Средней Азии, одну из станций назвали Урсатьевская (с 1963 г. ст. Хаваст). Александр Иванович Урсати оставил о себе память и в Ташкенте. При его непосредственном участии к 1899 г. на привокзальной площади, у северного моста через кан. Салар, была возведена одна их красивых церквей города — Благовещенский Храм, называемой в народе Железнодорожной церковью. Современники отмечали прямой и резкий характер А.И. Урсати, и в то же время безукоризненную личную честность строителя, энергию и преданность делу. Далее трудовая деятельность А. И. Урсати была продолжена в качестве Руководителя строительства ж/д линии Оренбург-Ташкент.

6 комментариев

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.