Памяти Веры Комиссаржевской Искусство История Старые фото Ташкентцы

Вета Лисова

В сентябрьском номере российского журнала «Страстной бульвар, 10» напечатана статья Ольги Калининой «Над нами торжествует неизбежность» / Памяти Веры Комиссаржевской.
Выпуск №1-231/2020, Театральная шкатулка.

Посвящена она 110-летию со дня смерти великой русской актрисы, закончившей свой жизненный путь в Ташкенте.
О творческой судьбе Веры Фёдоровны написано немало публикаций, но эта статья пронизана неким ташкентским духом, она погружает нас в те далёкие времена, когда великая русская актриса, проделав долгий путь посетила наш благословенный край, чтобы подарить восточному зрителю искусство русского драматического театра.

* * *

110 лет назад, 17 января 1910 года любители сценического искусства и поклонники таланта выдающейся русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской восторженно встречали на перроне ташкентского вокзала приближающийся поезд. Через несколько минут из вагона, окрашенного в белый цвет для отражения лучей жаркого солнца, вышла невысокого роста изящная женщина в сером английском костюме. В числе встречающих — высокий смуглый мужчина, друг детства — Андрей Александрович Фрей. Аплодисменты, цветы, радостные улыбки — ее здесь ждали с нетерпением. Огромные афиши, расклеенные по всему городу, возвещали о двенадцати спектаклях, которые пройдут в новом театре Общественного собрания. В тот светлый день невозможно было представить, что по роковому стечению обстоятельств эти гастроли, на которые возлагались большие надежды, станут последними в творчестве В.Ф. Комиссаржевской, оборвут ее жизнь и замкнут «черту магического круга» торжествующей неизбежности.

Девятый вал моих воспоминаний

… Сегодня мне опять приснился старый Ташкент. И в предутреннем тумане я еще долго бродила по улицам, паркам, скверам и переулкам родного города, от уюта и своеобразия которого сейчас не осталось и следа. Мысленно навещая особенно любимые и дорогие мне с детства места, оказалась на улице Гоголя, утопающей в зелени деревьев и виноградников, и от того кажущуюся несколько сумеречной даже в ясные солнечные дни. Остановилась перед кинотеатром «30 лет ВЛКСМ». Сколько сюда было совершено набегов и побегов с уроков, сколько здесь было пересмотрено фильмов!

Культовое место 1960-1970-х годов, где каждый вечер собиралась молодежь, приходили супружеские пары. Особенно многолюдно было в те дни, когда демонстрировались новые киноленты. Очередь за билетами выстраивалась огромная, и от нетерпения попасть в зал и занять свое место было и беспокойно, и весело.

Мне безумно нравилось массивное крыльцо этого крепкого здания с широченными отполированными временем перилами, которых я всегда касалась рукой, поднимаясь по ступеням с заветным билетом на сеанс. Этих перил касалась и рука Веры Федоровны, облаченная в тонкую элегантную перчатку…

Выстоявшее перед напором землетрясения 1966 года, «тридцатка», как называли в народе бывшее здание Общественного собрания, в угоду новейшей истории было снесено, как и многие другие строения конца ХIХ — начала ХХ века, вырублены и уничтожены великолепные парки и скверы, выкорчеваны уникальные многолетние чинары, деревья-патриархи.

Попробуй, удержи - «Девятый вал» -
Нахлынувших моих воспоминаний!
Здесь я любил, страдал, переживал,
Не раз был бит, не раз торжествовал...

Неужто, всё, чем жил я, пылью станет?
Першит в гортани... Что мне красота
Азийской осени на золото богатой?..
Лежит в кустах разбитая плита:

«Комиссаржевская, - прочли мои уста, -
Здесь выступала...» - и осколок даты.

Так пишет в своем стихотворении «Осколок» ташкентский поэт Николай Красильников.

Чайка русской сцены

Нам, не видевшим на сцене Веры Комиссаржевской, конечно, невозможно ее представить. Какой она была? В чем заключалась сила ее таланта? Как сумела она в свое недолгое царствование на сцене — всего 15 лет — завоевать такую широкую популярность, такой громадный зрительский успех? Но поскольку судить о ее игре мы не можем, нам остается только положиться на суждения, мнения и впечатления ее современников. Среди них не только ее поклонники в демократических кругах и «продвинутая» молодежь, но и довольно известные писатели, поэты, деятели культуры и искусства того времени.

А современники наделяли ее громкими эпитетами: «чайка русской сцены», «солнце России». О ней говорили, что она сумела стать властительницей дум своего поколения, опередила Серебряный век, стала символом своей эпохи, перевернула представление об актерской жизни и оставила немало последователей. Как писала актриса Вера Юренева: «Она пришла со стороны, у нее другое кровообращение, другая глубина». «Актриса с каким-то интересным холодком», — говорили про Комиссаржевскую артисты Александринского театра.

«До сих пор я, как сейчас, вижу перед собой Комиссаржевскую в Нине и никогда не забуду ее в этой роли, — говорил Чехов. — Никто так верно, так правдиво и так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна… Чудесная актриса…»

«Ее игра — это сама жизнь!» — восхищались рецензенты. Соломон Михоэлс вспоминал: «Когда Вера Федоровна — Лариса — выходила на сцену и, не произнося еще ни единого слова, прохаживалась с Карандышевым, вы уже чувствовали, что на сцене как бы появился целый новый мир». Как свидетельствуют современники, даже полновластная хозяйка Александринки, премьерша Мария Савина говаривала знакомым: «Пойдите посмотрите эту актрису, это редкая актриса…»

«Душа ее была, как нежнейшая скрипка», — вспоминал Александр Блок. Маленькая быстрая фигурка, магия голоса, синие глаза (слово «синий» в терминологии Блока имеет символическое значение об­ ращенности в иные миры, к вечности).

Что в ней рыдало? Что боролось?
Чего она ждала от нас?
Не знаем. Умер вешний голос,
Погасли звезды синих глаз.

И здесь, говоря о Блоке, нельзя не сказать, что, в соответствии с символистской традицией, он в своих некрологах создал идеальный образ талантливой женщины, посвятившей свое дарование и жизнь людям, не сумевшим принять ее жертвы. После выхода этих текстов последовал взрыв поминальных публикаций в периодической печати, по большей части так или иначе обыгрывающих главные мысли и образы Блока. В конце концов, фигура Комиссаржевской утратила связь с реальностью и превратилась в мифологизированный образ русской театральной культуры.

«Что в ней рыдало? Что боролось?»

Но о чем же думала, чего хотела и ждала Вера Федоровна, отправляясь в последние гастроли? Как оценивала свое творчество за три месяца до смерти? Какие планы на будущее вынашивала? Ведь собираясь в дорогу, она была в полном смятении.

… Сентябрь 1908 года. Сцена Эрмитажного театра в Москве тонула в нарядных осенних букетах. Бесчисленные делегации, сотни поздравительных телеграмм и цветы, цветы, цветы… Шумно и торжественно отметили 15-ю годовщину творческой деятельности Веры Федоровны. Комиссаржевская по-прежнему молода и вдохновенна. Ею ничто не утрачено. Но приобретено ли что-то новое? Даже громкие овации не могли заглушить глубокой неудовлетворенности и страха за будущее. Ей ли не знать, что в этот юбилейный вечер славили ее прошлое?

«Я никогда не бываю довольна собой, никогда». «Я по природе своей обязательно должна сочувствовать своей героине, — писала Вера Федоровна, — иначе играть не умею. Мне каждую роль надо оросить кровью своего сердца». «Я играю без конца, играю вещи, очень мало говорящие уму и почти ничего душе, — последняя сжимается, сохнет, и если и был там какой-нибудь родничок, то он скоро иссякнет».

Ее окружают многочисленные поклонники, ей предлагают руку и сердце, но Комиссаржевская непоколебима: «Искусству… я принадлежу безвозвратно, бесповоротно, всеми помышлениями, и чувству этому не изменю никогда ни ради кого и ни ради чего — разве сама в себе получу полное разочарование».

… Боль в напряженном взгляде, горький, ни к кому не обращенный упрек читается в последних фотографиях. Она закутана в меховую шубу, низко надвинута на лоб шапочка. Живут одни глаза, а в них страх. Все чаще настигает ее утомление. Все сильнее разочарование. Одиночество и бесконечные поиски своего предназначения.

Песня любви и отчаяния

«В актрисы ее посвятило личное страдание», — напишет о Комиссаржевской один из ее будущих биографов. Да, пожалуй, вся ее недолгая жизнь была песней любви и отчаяния…

Она родилась в Петербурге 8 ноября (27 октября по старому стилю) 1864 года в семье русского артиста оперы и музыкального педагога Ф.П. Комисcаржевского. Часто бывая за кулисами, тоже мечтала блистать на сцене.

В 19 лет пришла первая, целиком охватившая молодую Комиссаржевскую любовь, доставившая ей счастье и радость, «светлое ликование молодости, беззаветное, самонадеянное».

Это был молодой и талантливый художник, светский лев, граф Владимир Муравьев, за которого она в 1883 году вышла замуж. Однако брак не задался. Муравьев сошелся с сестрой Веры Федоровны, Надеждой, прижил с ней ребенка, и они тайно обвенчались в 1885 году. Для Веры Федоровны это была травма, которая наложила отпечаток на всю ее жизнь. Она пыталась отравиться и попала в психиатрическую больницу с диагнозом «острое помешательство». «Тогда случилось со мной что-то ужасное. Я сошла с ума и была в сумасшедшем доме целый месяц», — вспоминала Вера Федоровна. После больницы родные увезли ее в Липецк, где младшая сестра Ольга взялась ее опекать.

Почти 6 лет она живет то с матерью, то с сестрой, без ясной цели. Но ее манила сцена. И Вера Федоровна начинает брать уроки актерского мастерства и участвовать в любительских спектаклях. Ее первые опыты были связаны с театрами в Новочеркасске и Вильно, где она в основном играла девочек-подростков и участвовала в водевилях. Исполнением роли Бетси в «Плодах просвещения» (1891) Комиссаржевская обратила на себя внимание деятелей профессионального театра. Так началась ее актерская карьера, сравнительно поздно — в 29 лет.

В 1896 году Комиссаржевская поступает в Александринский театр и начинает работать на самой престижной сцене России. Первый шумный успех приходит к ней после роли Ларисы в «Бесприданнице». Затем последовали роли Нины Заречной в чеховской «Чайке», Марикки в пьесе «Огни Ивановой ночи» Зудермана, Маргариты в «Фаусте» и другие. Репертуар Комиссаржевской обширен, в зале аншлаги, после каждой премьеры — хвалебные рецензии… Ее игре были свойственны нервная порывистость, тревожный лиризм. Наиболее достоверно и точно ей удавалось передать только глубоко личное, пережитое, прочувствованное.

Не меньше К.С. Станиславского она мечтала об обновлении русской сцены. Ей хотелось создать «театр души», который говорил бы «только о вечном». И на пике своей карьеры, в 1902 году, Комиссаржевская покидает Александринский театр, где служила шесть лет. Ей «становится тесно». Она хочет большего. Она хочет создать собственный театр современного репертуара и с помощью гастролей по провинции начинает сбор средств.

Открытие Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской состоялось 15 сентября 1904 года в здании петербургского «Пассажа». Зрительский успех был громадным. Здесь Комиссаржевская играет все свои коронные роли, а также роли молодых современниц — страдающих, мятущихся.

В поисках новаторских идей и смелых экспериментов Вера Федоровна идет на риск и подписывает контракт с молодым режиссером-новатором Всеволодом Мейерхольдом. Но, увы, сотрудничество великого режиссера и великой актрисы было омрачено неудачами. Слишком уж сильно разнились творческие взгляды режиссера-экспериментатора и лирической актрисы, мечтавшей о театре обнаженных страстей и острых душевных коллизий… Фактически провалились блоковский «Балаганчик» и «Пелеас и Мелисанда» Мориса Метерлинка. Пробовала себя Комиссаржевская и в трагедиях Шекспира. Но все попытки освоить новый для себя сценический язык оказывались неудачными. Провальными были и Офелия, и Дездемона… и даже Снегурочка. Одной из немногих постановок, которую ожидал триумф, была «Сестра Беатриса» Метерлинка. Для Комиссаржевской роль Беатрисы стала ролью-исповедью, обнажившей ее собственную раздвоенную судьбу.

«Мейерхольд создал в театре атмосферу, в которой я задыхаюсь все это время и больше не могу», — признавалась актриса.

«Путь, ведущий к театру кукол, — это путь, к которому вы шли все время, — объясняла актриса в открытом письме к Мейерхольду. — Я смотрю будущему прямо в глаза и говорю, что по этому пути мы вместе идти не можем, путь этот ваш, но не мой…»

Кроме того, театр вдруг стал убыточным… Журнал «Театр и искусство» писал: «Г н Мейерхольд довел театр г жи Комиссаржевской в буквальном смысле до степени «Балаганчика», где актеры превратились в говорящих кукол и где на наших глазах гибнет своеобычное, задушевное дарование г жи Комиссаржевской».

«…Самой Комиссаржевской в этом театре нечего делать: было бы жаль губить ее талант», — свидетельствовал Андрей Белый.

«Я заплатил бы 40000 за то, чтобы это не показывали публике», — вздыхал Станиславский.

Так, ни Мейерхольд, ни приглашенный вслед за ним поэт Валерий Брюсов, не оправдали надежд хозяйки театра. Да и уживаться на одной площадке таким талантам оказалось сложно.

Кроме того, Веру Федоровну связывали с В. Брюсовым не только творческие, но и личные отношения. Именно для нее поэт перевел пьесу «Пелеас и Мелисанда» М. Метерлинка, образы которой использованы в его стихотворении «Памяти В.Ф. Комиссаржевской». Именно ей подарил он первый том своих поэтических произведений «Пути и перепутья» с надписью: «Беатрисе робкая дань. Валерий Брюсов. 1907».

Вскоре было суждено оборваться и этой тонкой нити надежды, связывающей ее с Брюсовым. Она прощалась с ним тяжело: «Если бы никогда не видела тебя — именно тебя, только тебе написала бы: сейчас во всем мире один мне нужен ты».

22 января 1909 года, если не прямо адресованное Комиссаржевской, то, во всяком случае, отражающее внутреннюю подоплеку их отношений, Брюсов напишет:

...Кто б нас ни создал, жаждущих друг друга,
Бог или Рок, не всё ли нам равно!
Но мы - в черте магического круга,
Заклятие над нами свершено!
Мы клонимся от счастья и испуга,
Мы падаем - два якоря - на дно!
Нет, не случайность, не любовь, не нежность, -
Над нами торжествует - Неизбежность.

«…Встреча с Комиссаржевской, — волны безумия, плеснувшие было в берег души, почти мгновенно откатились вспять», — писал он.
Их переписка в полном объеме до сих пор не опубликована.

Отречение

… Сезон 1908-1909 года закончили в феврале сотым представлением «Кукольного дома» Генрика Ибсена. Был успех. Заряжаясь энергетикой зрительного зала, Вера Федоровна с благодарностью принимала аплодисменты, восхищенные взгляды, цветы. Но душевная боль не отступала. Она прекрасно понимала, что для успеха ей все время приходится возвращаться на пять, а то и на пятнадцать лет назад. И снова начинается мучительный поиск себя.

Сразу после закрытия сезона труппа Комиссаржевской отправляется на четырехмесячные гастроли по Сибири и Дальнему Востоку. Не хотелось думать, что все это затеяно лишь для материальной поддержки угасающего театра. Но поездка проходит с ощущением много раз виденного безрадостного сна и оказывается маловыгодной.

За три месяца до смерти В.Ф. Комиссаржевская принимает реше­ ние покинуть сцену. «Театр в той форме, в какой он существует сейчас, — пишет она в своем отречении в ноябре 1909 года, — перестал мне казаться нужным, и путь, которым я шла в искании новых форм, перестал казаться мне верным». Но этот горький и мужественный документ не был отказом от деятельности. У Комиссаржевской всегда оставалось место для надежды. И этой надеждой была идея создания театральной школы. Весь свой опыт, все силы и устремления она решила посвятить воспитанию нового человека-актера. Идея создания театральной школы захватила ее и волновала тем сильнее, чем более отчетливо она чувствовала тупик своей сценической деятельности.

Новый творческий план — создание театральной школы с привлечением в нее талантливой молодежи — требовал больших средств. И решено было отправиться в гастрольное турне по городам Украины, Кавказа, затем через Каспий перебраться в незнакомую Среднюю Азию. Преданные Вере Федоровне актеры А. Мгебров, В. Подгорный, А. Зонов, И. Любавина, В. Тизельгаузен составили основу труппы.

Новый, 1910 год артисты встречали в Баку. На пароходе перебрались в Среднюю Азию. Три спектакля отыграли в Ашхабаде, в клубе, сцена которого освещалась керосиновыми лампами. Дальнейший маршрут — северо-восток. Самарканд. Утром — экскурсии к памятникам древности, посещение старого живописного базара, покупки диковинных вещиц. Вечером — спектакли.

17 января артисты пребывают в столицу Туркестанского края — Ташкент. В честь приезда актрисы друг детства по Петербургу, Андрей Александрович Фрей устраивает теплый прием в своем доме на улице Самаркандской. Усыпанная лепестками свежих фиалок белоснежная скатерть стола, букет роскошных цветов у прибора почетной гостьи… Вера Федоровна в хорошем настроении. Она исполняет русские и цыганские романсы, аккомпанируя себе на гитаре, шутит… Многих почему-то удивляло, что она могла быть очень веселым человеком. Она, например, как и Наташа Ростова, любила неожиданные сравнения: «Мережковский скучен, как понедельник. Горький не четный и ни на что не делится». Белому она сказала: «Вы синий и невнимательный»».

Прощальные гастроли

На сцене нового театра Общественного собрания лучшей пьесой Германа Зудермана «Родина» Вера Федоровна открывает гастроли в Ташкенте.

Все спектакли проходят при переполненных залах, с бурными овациями, цветами, восторженными рецензиями в газетах, при отличных сборах. Не забыта и молодежь — спектакли для нее шли днем.

По воспоминаниям друзей, Вера Федоровна находилась в прекрасном расположении духа, строила творческие планы на будущее, думала о школе, живо интересовалась местным колоритом. Здесь, в Ташкенте, фортуна вновь улыбнулась ей.

Ташкент ей понравился. Она не ожидала встретить среди бескрайних, слабозаселенных просторов Средней Азии своеобразный оазис, где мирно соседствовали европейская и азиатская цивилизации. Между спектаклями она посещает гостеприимный дом А.А. Фрея, осматривает город, восточный базар, накупает тюбетеек, пиал, чеканных изделий, попробует в местных лавочках острые экзотические блюда. В эти дни Вере Федоровне приснился Чехов, в которого она была когда-то влюблена. «Хорошее предзнаменование», — отмечает она.

Но успех гастролей неожиданно омрачается. Друг за другом заболевают четыре ведущих актера и театральный парикмахер. Гостиница превращается в лазарет. Больных срочно госпитализируют. Но это только начало роковой черты.

Начавшийся день 26 января не предвещал никаких несчастий. Днем она была на званом обеде у А.А. Фрея. Но вечером, перед спектаклем вдруг почувствовала сильное недомогание. Преодолев слабость, она все же поехала в театр. Объявленный спектакль заменили более легким — «Бой бабочек», первая пьеса, в которой шестнадцать лет назад Вера Федоровна дебютировала на сцене Александринского театра. Превозмогая себя, бледная, с горящими глазами, она с большим трудом доиграла в тот вечер. Публика была в восторге, цветы летели к ногам знаменитой актрисы, бурные овации затихли лишь на улице, когда фаэтон с Верой Федоровной скрылся из виду.

Этот спектакль стал последним в ее жизни. На следующий день она уже не смогла подняться с постели.

Актрису посещает профессор Моисей Ильич Слоним — один из основателей первого медицинского института в Средней Азии. Спустя несколько дней он ставит беспощадный диагноз — оспа. Из гостиницы Веру Федоровну срочно перевозят в дом А.А. Фрея, где для нее создают максимальные удобства, пытаются облегчить страдания, спасти жизнь. Но несмотря на усиленное лечение остановить болезнь невозможно. Оспа беспощадно уродует прекрасное лицо, руки, тело, переходя в черные струпья. Актриса просит никого в комнату не впускать и сжечь письма, хранящиеся в шкатулке.

В ночь на 9 февраля наступает ухудшение: сильный жар, малейшее движение доставляет невыносимую боль. Вера Федоровна теряет сознание. 10 февраля 1910 года в 13.40, не приходя в себя, она умирает. Ей было 45 лет…

Позже по улице Самаркандской, 24, на стене одноэтажного дома, где жил А.А. Фрей, была установлена мемориальная доска: «В этом доме 10 февраля 1910 года скончалась знаменитая актриса Вера Федоровна Комиссаржевская». Увы, после землетрясения 1966 года целые кварталы жилых строений, в том числе и дом Фрея, были утрачены…

11 февраля на Самаркандской улице, казалось, собрался весь Ташкент — духовенство, военные, дамы в траурных одеяниях, студенты, гимназисты, рабочие. Прибыли делегации от Городской думы, драматического общества «Волна», женской гимназии, реального училища, журналисты «Туркестанских ведомостей» и «Туркестанского курьера». Погребальная колесница при большом стечении народа направилась для отпевания в церковь, что на старейшем Боткинском кладбище. 13 февраля совершилась последняя панихида по В.Ф. Комиссаржевской. В ночь тело Веры Федоровны отправляют в Петербург. И долго еще у подъезда Общественного собрания, где проходили выступления театра Комиссаржевской, висела потемневшая от непогоды афиша последнего спектакля…

Все пять человек из труппы Комиссаржевской, заболевшие оспой, выжили…

Ольга Калинина

http://www.strast10.ru/node/5429

51 комментарий

  • Кинолюбитель:

    Да хрен с ней. А вот тридцатку действительно жалко.

      [Цитировать]

  • Спасибо! Интересная статья. Самое ценное в ней, на мой взгляд, попытка соединить мир сегодняшний и мир ушедший. То лучшее, чем жили ташкентцы в начале 20в. и живут сейчас 100 лет спустя. Многие члены труппы Комиссаржевской тогда взялись за перо: и влюблённый Мгебров, и актёр и писатель Ставрогин (Александр Дьяконов), и Кестенёва… И А.А.Фрей! Но до его воспоминаний пока никто не добрался. Они находятся в РГАЛИ, в фонде самого Ставрогина, на правах рукописи, которую он редактировал в 1945г. Может быть, кто-нибудь, отчаянный и одержимый исследователь, прорвётся в архив и опубликует эти воспоминания?

      [Цитировать]

  • Вообще, о Комиссаржевской написаны тома, но многое остаётся в тумане. Например, нет фотографии А.А.Фрея. А словесный портрет его очень разный. Например, о нём писал Владимир Лопухин, оставивший «Записки бывшего директора департамента министерства иностранных дел». Это я «выцарапала» в Гугле. https://books.google.ru/books?id=TBc-DwAAQBAJ&pg=PT331&dq=%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD+%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B9&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiu1uCX76HtAhWiw4sKHTVNBi8Q6AEwAHoECAYQAg#v=onepage&q=%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD%20%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B9&f=false

      [Цитировать]

  • Ahmed:

    Очень красивая актриса.

      [Цитировать]

  • Климентий:

    Именно такую Россию увидела и любила Комиссаржевская. Она умерла счастливым человеком. А ведь Российская Империя действительно была интересна, прежде всего, своим калоритом. Москва и Питер — Европа с многовековой династической аристократией, Кавказ — горы, вИна и застолья, Средняя Азия — экзотика из тысячи и одной ночи. А что теперь? — в Гадюкино дожди.

      [Цитировать]

    • ANV:

      Климентий: А что теперь? — в Гадюкино дожди.

      От гадюк тоже польза есть — берегите их!

        [Цитировать]

    • ANV:

      Климентий: А ведь Российская Империя действительно была интересна, прежде всего

      Не знаю насчёт калориметров,но не актрисами.Писателями точно.

        [Цитировать]

      • Я бы расширила тему. ТЕАТРОМ! Да, была интересна. Театральные эксперименты Станиславского встряхнули мир. Ведь когда-то он был не классиком — монументом, а бунтарём, поставившим всё с ног на голову. Об артистках. Балет — интернационален. Наши примы украшали мировые сцены. Эмигранты основали балетные школы там, где их никогда не было. Сложнее с драматическим театром. Ведь он связан с языком и литературой своего народа. Поэтому остаётся сугубо национальным достоянием. Драматический спектакль живёт от момента поднятия занавеса до финального поклона. Он рождается и умирает во взаимодействии со зрителем. И это прекрасно! Но именно вторая половина 19в. и рубеж веков отмечен многими замечательными именами. Ермолова, Савина, Стрепетова, Комиссаржевская. Это самый первый ряд, самые-самые..

          [Цитировать]

    • olga:

      Умерла счастливым человеком !!!………»Она не скрывала своего интереса к узбекскому прикладному искусству, к изделиям местных народных умельцев и к острой национальной кухне. Ей хочется отведать шашлыка прямо у уличной жаровни. Вот сейчас в Ташкенте ей, слава Богу, удастся осуществить то, что не успелось в Самарканде. И Саша непременно поможет ей — станет добрым гидом в незнакомом ей восточном городе…..
      Услышав о подобных желаниях актрисы, Фрей сначала тактично предостерег приятельницу от поездок в грязные азиатские районы города, где в те дни были зарегистрированы вспышки черной оспы. Но под настойчивым нажимом Комиссаржевской он вынужден был сдаться…
      И вот уже несколько фаэтонов, в которых разместились Комиссаржевская, Фрей, другие русские актеры, разъезжают от одного памятника восточной архитектуры к другому. Артисты бродят по узким грязным улочкам старого города. Посещают неповторимые по своему колориту шумные восточные базары Ташкента. В память об экзотическом Туркестане Вера Федоровна покупает тюбетейки, кумган, чайник, пиалы, изделия гончаров и чеканщиков. Вступает в беседы с местными жителями.
      …Вечером состоялся праздничный обед на Самаркандской улице, и там неожиданно актриса почувствовала общую слабость. Семья Фреев встревожена. Предлагают ей отдельную комнату для отдыха. Настоятельно рекомендуют не ехать в театр. Но Вера Федоровна надеется пересилить недомогание. Просит подать извозчика.
      Перед спектаклем ей становится хуже. Теперь она сама просит управляющего делами театра заменить объявленный спектакль пьесой Зудермана «Бой бабочек». В этой пьесе Вера Федоровна вот уже четырнадцать лет играла роль юной Рози. Ей казалось, что в столь легком для нее спектакле она сыграет. Однако сильно кружилась голова. Последний акт был сыгран очень слабо. Самостоятельно Комиссаржевская сесть в фаэтон была уже не в состоянии…..»Другие русские актеры, разъезжают от одного памятника восточной архитектуры к другому. Артисты бродят по узким грязным улицам старого города «……Подхватить какую то заразу было нетрудно ..

        [Цитировать]

      • Преображенский:

        Чума, вообще-то, из «чистой» Европы пришла.

          [Цитировать]

        • olga:

          Да кто его знает где она подцепила эту страшную болезнь ..в дороге может быть ..Тогда ж ехали долго до Ташкента..выходили на станциях покупать какую еду ..Это ж надо было что то на себя примеривать ..прикасаться к каким то вещам .. к которым прикасался до этого больной .. Какая судьба печальная ..

            [Цитировать]

          • olga:

            Хотя ..базар Старого Самарканда ..!!!Вот такое лакомство как Персидский горошек -яблоки, сахар, абрикос, слива, миндаль…такой сладкий наборчик мог привлечь внимание ..

              [Цитировать]

            • olga:

              Продавали( и нынче думаю продают )..На фотографии 30-е ..но думаю в 15 году отец или дед этого молодого продавца также на таких же весах взвешивал засахаренные фрукты …

                [Цитировать]

            • Айболит:

              Чума не передаётся через еду. Блохи передают, при чихании передаётся.

                [Цитировать]

              • Актёры заболели не чумой, а Оспой. Комиссаржевская заболела не первая. Она навещала больных. Заболевшие были и в гостинице «Россия», и в гостинице Захо.

                  [Цитировать]

                • olga:

                  Да странно как то ..пишут умерла на руках АА Фрея и его жены в их квартире …и когда смотришь на фотографии больных оспой -так ужас охватывает ..а жена Фрея и он сам не заболели ..не заболел и доктор ..И ещё -другие больные артисты находились в гостинице ..и актриса навещала их ..вроде как оспа ..так пустяк ,что то вроде детской ветрянки .Другие выздоровели .. она нет ..А чем же тогда лечили ..как люди справлялись с этим заболеванием ?

                    [Цитировать]

                  • olga:

                    Вспомнила вот эту фотографию ..как то на ПоТ ( может в шутку, может нет ) предполагали , что это Комиссаржевская …

                      [Цитировать]

                    • Доктор Айболит:

                      Да не всё так просто. Заражение произошло точно не в Ташкенте, так как средний инкубационный период оспы примерно 10-14 дней, а иногда и три-четыре недели проходит до появления первых симптомов после заражения. Поэтому байки типа кто-то из труппы купил якобы на Чор-су старый ковёр, который и «заразил» всех оспой — бред, мягко говоря, от псевдо-биографов Комиссаржевской. К сожалению, многие ведутся на это, веря этому бреду о старом, страшном и проклятом ковре из восточного базара Чор-су. Очевидно, первый заразившийся в труппе и был источником оспы. И нужно некоторое время, чтобы у него развилась болезнь, которая позже и распространилась на остальных участников труппы. А уж тот, кто заразился оспой первым мог заразиться ею где угодно и в Молдавии, и в Ростове-на-Дону и на Кавказе и т.д.

                        [Цитировать]

                • olga:

                  Правда в одном ..что Комиссаржевская заболела где то в дороге …»»»Актриса поделилась с другом юности: театр уже несколько месяцев в дороге. Позади гастроли в Москве, в столичных городах Прибалтики и Польши, на Украине и в Молдавии, в Ростове-на-Дону и в Закавказье. Переплыли на теплоходе Каспий. С триумфом выступили в Ашхабаде и Самарканде. Последний город Вера Федоровна не успела как следует рассмотреть: с утра продолжительные репетиции, вечером — спектакли»»» последний пункт Ташкент …

                    [Цитировать]

                  • olga:

                    И правда в том , что оспа в 1910-1911 это нелепая случайность ..1910-1911 год-это чума и холера ..1910-191-чума, чумная палочка в Маньчжурия ≈ 100000 жертвы эпидемии и эпидемия чумы на Дальнем Востоке .
                    1911-холера в Венеции.. Как говорят ..кому быть повешенным -не утонет …

                      [Цитировать]

                    • Ольга, вы вспоминаете крупные эпидемии. Возможно, оспа постоянно проживала на Самаркандском Базаре, была рядовым заболеванием, как скарлатина в годы нашего детства. Помните, сколько мы видели рябых людей среди старшего поколения?

                        [Цитировать]

                    • olga:

                      Лидия Козлова:
                      Ольга, вы вспоминаете крупные эпидемии. Возможно, оспа постоянно проживала на Самаркандском Базаре, была рядовым заболеванием, как скарлатина в годы нашего детства. Помните, сколько мы видели рябых людей среди старшего поколения?

                      До сих пор встречаются ( правда редко )..такие рябые с характерными «оспинами » на лице ..( по возрасту младше меня )..Мне «повезло » я такого видела ..когда полицейским объясняла приметы этого человека ..главной приметой отметила эти «оспины «на лице ..А мне в ответ ,а что это за примета такая..даже не понимаем ..в наше время оспой не болеют .. ..Насчёт Самаркандского базара ..может и не еда …а вещи ..на которых сидели ( ковре )..или прикасались больные руки ( халат , тюбетейка , какие то кувшины )..

                        [Цитировать]

                    • Усман:

                      olga: До сих пор встречаются ( правда редко )..такие рябые с характерными «оспинами » на лице ..( по возрасту младше меня )..Мне «повезло » я такого видела ..когда полицейским объясняла приметы этого человека ..главной приметой отметила эти «оспины «на лице ..А мне в ответ ,а что это за примета такая..даже не понимаем ..в наше время оспой не болеют ….Насчёт Самаркандского базара ..может и не еда …а вещи ..на которых сидели ( ковре )..или прикасались больные руки ( халат , тюбетейка , какие то кувшины )..

                      Всё это тысячу раз описано. Что же Вы не читаете? Пол-труппы заразилось. Один придурок поперся на Чор-су и купил старый зараженный ковер. Вся труппа на этом ковре валялась, все заразились. Все выздоровели. Только Комиссаржевская ласты склеила. Почему? А потому что ее лечил великий эсер Слоним, который ковырял оспинки, потому что Комиссаржевская хотела чистое лицо. Сделал ей сепсис. Поэтому на самом деле она умерла не от оспы, а от сепсиса.

                        [Цитировать]

                    • olga:

                      Усман: Всё это тысячу раз описано. Что же Вы не читаете? Пол-труппы заразилось. Один придурок поперся на Чор-су и купил старый зараженный ковер. Вся труппа на этом ковре валялась, все заразились. Все выздоровели. Только Комиссаржевская ласты склеила. Почему? А потому что ее лечил великий эсер Слоним, который ковырял оспинки, потому что Комиссаржевская хотела чистое лицо. Сделал ей сепсис. Поэтому на самом деле она умерла не от оспы, а от сепсиса.

                      ……..Великий эсер чистил оспинки ..а сам ни ни ..не заболел …Все выздоровели ..только Комиссаржевская ласты склеила …Бывает ..на сто случаев один ,но он твой . ..

                        [Цитировать]

                    • olga:

                      Усман: Всё это тысячу раз описано. Что же Вы не читаете? Пол-труппы заразилось. Один придурок поперся на Чор-су и купил старый зараженный ковер. Вся труппа на этом ковре валялась, все заразились. Все выздоровели. Только Комиссаржевская ласты склеила. Почему? А потому что ее лечил великий эсер Слоним, который ковырял оспинки, потому что Комиссаржевская хотела чистое лицо. Сделал ей сепсис. Поэтому на самом деле она умерла не от оспы, а от сепсиса.

                      ……Сепсис мог случиться и без ковыряния ….Такие случаи бывали при заражении Ветряной Оспой( а не натуральной ) …Взрослые с ослабленным иммунитетом при тяжелом течении болезни могли » склеить ласты » от сепсиса .Натуральная оспа так страшна и тяжела ..что никому в голову не придёт копаться в оспинах и так близко контактировать с больным ..

                        [Цитировать]

                    • Геннадий:

                      Давайте мыслить логически. Оспа развивается относительно долго. Проходит до двух недель, прежде чем появляются первые симптомы заболевания. Где была Комиссаржевская за 10-14 дней до Ашабада, Самарканда и Ташкента? Скорее всего где-то в Молдавии, Ростове-на-Дону или на Кавказе её труппа вместе с ней и подцепили эту заразу.

                        [Цитировать]

                    • Геннадий:
                      Оспа развивается относительно долго.
                      Тифлисъ 6-14декабря; Баку 26декабря — 6 января 1910; Асхабадъ 9- 11 января; Самаркандъ 13 -15 января; Ташкентъ 17 — 26 января.

                        [Цитировать]

      • Вадим:

        При типичном течении оспы инкубационный период длится 8—14 дней. Очевидно что, Вера Камиссаржевская заразилась оспой ещё до Ташкента.

          [Цитировать]

  • tanita:

    Тридцатку снесли. ДОм, где умерла Комиссаржевская на улице Самаркандской, снесли. Были. есть и останутся манкуртами. Истинно деревня гадюкино

      [Цитировать]

  • Немое кино:

    А снималась ли Комиссаржевская в немом кино? И если да, то в каком (каких)?

      [Цитировать]

    • Никогда не читала, чтобы Вера Фёдоровна снималась в немых фильмах того времени. Не знаю, как бы она отнеслась к такому предложению? Что-то вообще не могу припомнить драматических актёров её поколения в немом кино. Очень разная была природа существования актёров на сцене и перед камерой. Театр тогда царил, а «фильмы» были зрелищем для всех, чем-то вроде » живых картинок» в городском саду. Это уже спустя лет 10-20 пришла эра кино, появились Михаил Чехов, Ильинский, Кторов, которые смогли работать и в немом, и в «говорящем», и на сцене, и перед камерой.

        [Цитировать]

  • Вот и результат!:

    Ташкент хотят сделать туристическим центром наряду с Самаркандом и Бухарой. БольшАя часть туристов, едущих в Ташкент — из России, и россиянам было бы интересно посмотреть где была и где выступала великая актриса Вера Комиссаржевская. Но, к сожалению, здание 30 лет ВЛКСМ снесли и тем самым уничтожили туристическую достопримечательность. Получается, что шибко умный высокопоставленный чиновник, распорядившийся уничтожить это историческое здание, сварил суп из курицы, несшей золотые яйца.

      [Цитировать]

    • ANV:

      Дык всё нормально.Может и люли-махаллю на Сагбане с торговлей водкой по ночам надо было сохранить? Как Памятник? И риште памятник поставить с изображением циклопа — не Гомеровского.

        [Цитировать]

  • Усман:

    Это есть наш последний и решительный бой бабочек. Эсеровские дела.

      [Цитировать]

  • Любопытствующий:

    Комиссаржевская не помышляла о синематографе. Она мечтала о создании собственного театра, основой которого должна была стать группа актеров, с которыми она и приехала в Ташкент. Они приехали, информированные о том, что здесь уникальная и благодарная публика, которая замечательно ее встретит, и к тому же состоятельная, что немаловажно. Ведь она собирала средства на свой театр. Но актерский состав — дело второе. Как поняла Комиссаржевская, надо учить новое поколение актеров на драматургии Островского, Чехова, Горького. То есть театр должен был стать не только сценической, но еще и учебной площадкой. Идею эту впоследствии воплотили многие строители театрального искусства России и Советского Союза. В том числе и наш современник — Марк Вайль, создатель театра «Ильхом» и студии при нем.

      [Цитировать]

  • Усман:

    Уважаемые пилюлькины, театр прибыл в Ташкент на гастроли 17 января 1910 г. по ст.ст.,естесно. В.Ф,Комиссаржевска скончалась 10 февраля 1910 г. Продолжайте, пожалуйста, высчитывать инкубационный период. И причины выздоровления остальных членов труппы.

      [Цитировать]

    • :-) Ковёр-самолёт:

      Да Вы тоже повелись на наивную байку о том, что старый, кошмарный ковёр-самолёт из экзотического восточного базара Чор-су «заразил» актрису Комиссаржевскую, а заодно и всю труппу в придачу. Забудьте о пилюлях, — наивность неизлечима.

        [Цитировать]

      • Ходжа Насреддин:

        Усман правду говорит про ковёр, однако! Это дервиши-колдуны нашептали порчу на ковёр, а актриса взяла да и купила его на базаре Чор-су.

          [Цитировать]

        • olga:

          Может и Усман говорит правду , может и «Туркестанские ведомости» от 20 января 1910 года …но Старый город это две правды ..Одна про старый ковёр ..другая про примерку паранджи ..»…Может была и третья правда ( про врача ) и четвёртая( вторая поездка в Самарканд) ..и пятая( неизвестная ) … …Как пример отрывок ……»Послушайте, – произнес господин Фрей. – Здесь была дама… Вы даму не видели?Силуэты пережидающих его слова женщин оставались молчаливы, как оставались для него молчаливы и сами эти глиняные стены, стискивающие все вокруг, и густеющая предвечерней сыростью линия неба над головой.
          Послушайте… – продолжил уже совсем взволнованный господин Фрей, но, глотнув воздуха, вдруг передумал говорить: один из силуэтов, вжавшихся перед ним в стену, имел привычно понятную ему очерченность женского тела и оканчивался поблескивающими носочками черных ботиков, единственно печатающих по влажной глине оттиски полукругленьких каблучков…
          Ну, и как вам? – голос Веры Федоровны весело путался в темной сетке чачвана, прячущей – он был уверен – торжествующее ее лицо. – Удалось перевоплощение?
          Комедия дель артэ, – машинально ответил он, уже понимая, что она все-таки сыграла в свою игру. – Только для чего же все это нужно было производить?
          Ах, Бог ты мой… Скучный вы, наконец, человек, мой милый Андрейка…
          Абсурд, – пожал плечами господин Фрей.»…(Комедия дель а́рте (итал. commedia dell’arte), или комедия масок)…….

            [Цитировать]

  • Пожалуйста, обратите внимание на мои комментарии. Я совершенно точно называю числа выступлений и последовательность городов в этой поездке. Это для тех, кто пытается определить места возможного заражения. Тифлисъ 6-14декабря; Баку 26декабря — 6 января 1910; Асхабадъ 9- 11 января; Самаркандъ 13 -15 января; Ташкентъ 17 — 26 января.Труппа Комиссаржевской должна была играть спектакли в Ташкенте с 17 января до 27 января по старому стилю. Первые заболевшие обнаружились 19 января, Вера Фёдоровна заболела самой ПОСЛЕДНЕЙ, за день до окончания гастролей, 26 января. И она в тяжелейшем состоянии ещё сыграла свой последний спектакль. А вот спектакль, назначенный на 27 января, пришлось отменить. До февраля никто не собирался задерживаться в Ташкенте. Значит, счёт надо вести от 19 января. Инкубационный период, по справочнику, у натуральной оспы 10-12, реже 5 — 8, даже 15 дней. Скорее всего они все заразились в БАКУ.

      [Цитировать]

    • Oleg:

      Спасибо за интересные факты, Лидия. Учитывая, что первые заразившиеся появились 19 января 2010 и тот факт, что средний инкубационный период оспы длится 10-14 дней, то, тогда, действительно мы можем сделать вывод, что Баку или Ашхабат наиболее вероятные места заражения. Но как здесь уже говорилось, инкубационный период оспы может доходить и до 4-ёх недель. Поэтому, это только наиболее вероятностные предположения, а не точные данные. Во-вторых, заражения могли произойти и в поездах ещё до Баку (или до Ашхабада), где большое скопление народа.

        [Цитировать]

      • Обратите внимание, что члены труппы заболевали «кучно», один за другим. Всего болело шесть или семь человек, кроме Комиссаржевской. Сведения об инкубационном периоде я привела из справочника практикующего врача 1969. Писалось это для практиков, которые вполне могли столкнуться с этой бедой в каком-нибудь посёлке городского типа. Исключения в длительности инкубационного периода могли коснуться одного человека. Остальные должны были заболеть по стандартной схеме. Что и случилось. Люди заболевали один за другим. Они не от друг-друга заражались, а где-то подхватили оспу все вместе. Иначе бы промежутки от одного заболевания до другого были бы длиннее. Это мог быть пароход, перевозивший пассажиров через Каспий. Никто, конечно, через три дня не выздоравливал. Естественно, хозяева гостиниц не сентиментальничали. Заболевших отвезли в больницу. Ещё Подгорный написал о своих мучениях. Остальные «истории болезни» просто канули в Лету. Главное, что никто больше не умер и натуральная оспа не вспыхнула в самом Ташкенте. А это тоже достижение тогдашней медицины. Оспе ведь всё равно, кто перед ней: Великая Комиссаржевская или театральный парикмахер. Она вспыхнула. сожрала одну жертву и угасла.

          [Цитировать]

        • Ахмед:

          Нужно учитывать и такой немаловажный факт, что первые заразившиеся могут заражать оспой других ещё задолго до появления симптомов (как и в случае с COVID 19). Первые симптомы оспы появились 19 января 2010 года. А это значит, что ещё до 19 января первые заразившиеся уже заражали других участников труппы Комиссаржевской. В Ташкенте в 1910 году вспышки оспы не было. Поэтому, оспа была привезена труппой во время турне из Закавказья, скорее всего. Вообще, надо сказать, что тема инкубационного периода болезни оспы в биографии Веры Комиссаржевской пока никогда не изучалась. Так что есть над чем ещё поработать и историкам, и биографам, и писателям в будущем.

            [Цитировать]

    • olga:

      Помог бы дневник путешествий по всем этим местам и городам …Где , что ,какие базары посещались ( а везде они были грязные и неустроенные )..в каких гостиницах жили артисты ..и в каких условиях ..Вот тогда может можно было бы составить предысторию болезни …а то сразу ..Ташкент ..Самарканд ..эсер Слоним …надо было не его звать ..а другого врача ..военного инфекциониста ..Можно возразить ..господин А А Фрей ..встретил на вокзале ..проводил в гостиницу ..был при Комиссаржевской почти постоянно ..наконец то больную поселил в своей квартире ..пригласил модного доктора и нате ..никто из них не заболел ..даже одной оспиной не покрылся ..потом похороны ..и опять никто из сопровождения тела в СПб не заразился .. А артисты( заболевшие ранее) через три дня выздоровели ..и даже рубцов на их лицах не наблюдалось ….Вокруг трагической кончины Комиссаржевской столько разговоров и рассуждений людей имеющих отдалённое отношение к медицине ..а что бы сказал инфекционист ?..Может и что то сказал ..только я не читала ..если они есть эти заключения специалистов ..то намекните где искать …

        [Цитировать]

    • Виктор:

      Давайте всё по хронологии. Тот кто заразился первым из труппы, тот и заразил всех потом спустя некоторое время. Первые симптомы у кого-то из труппы выявились 19 января 2010 года. Значит заражение произошло примерно двумя неделями раньше. По арифметике получается Баку. Об этом, собственно, и сообщает Лидия. Но версия о заражении в поезде, где полно всякого народа, тоже выглядит вполне убедительно. Первое заражение также могло произойти в поезде по дороге в Баку или по дороге из Баку.

        [Цитировать]

    • reader:

      Инкубационный период 10-15 дней. Первые симптомы — 19 января. Значит между 5 — 9 января было первое заражение. Вывод: заражение было или в Баку или в поезде (пароход/паром через Каспий?) во время поездки из Баку в Ашхабад.

        [Цитировать]

  • olga:

    Случай с Комиссаржевской это стечение обстоятельств ..Это в СССР туристов перед поездкой в неблагополучные страны , да и не только .-вакцинировали ,, но не всех …До Октябрьской революции в России не была введена обязательная вакцинация, что сильно сказывалось на статистике смертности. В конце XIX века медик-писатель Святловский писал: «В Англии, где введены обязательные вакцинации и ревакцинация, умирает в среднем за год от этой болезни 1, и самое большее — 12 человек. Заметим — это во всей Англии; в Австрии же, не имеющей обязательного закона, в самые лучшие годы умирает от оспы не менее 5 тысяч человек за год. В одной Вене, или у нас в Варшаве, умирает от оспы ежегодно более, чем в целой Англии или даже в целой Германии»
    В апреле 1919 г. вышел декрет СНК РСФСР «Об обязательном оспопрививании», имевший всеобщий характер. В 1924 году был издан новый закон об обязательной вакцинации и ревакцинации. В 1919 году было зарегистрировано 186 000 больных натуральной оспой, в 1925 году — 25 000, в 1929 году — 6094, в 1935 году — 3177; к 1936 году натуральная оспа в СССР была ликвидирована…Однако …
    Вспышка оспы в Москве в 1959—1960 гг.
    Хотя болезнь и была побеждена в границах СССР путём всеобщей вакцинации ещё в 1936 году, вспышка оспы, завезённой из-за рубежа, произошла в Москве в декабре 1959 — январе 1960 года. Благодаря эффективной работе эпидемиологической службы, органов правопорядка и государственной власти она была быстро локализована и побеждена. За месяц было вакцинировано 5 559 670 москвичей и более 4 000 000 жителей Подмосковья
    Московский художник Кокорекин посетил Индию. Ему довелось присутствовать на сожжении умершего брамина. Набравшись впечатлений и подарков для любовницы и жены, он вернулся в Москву на сутки раньше, чем его ждала жена. Эти сутки он провёл у любовницы, которой отдал подарки и в объятиях которой не без приятности провёл ночь. Подгадав по времени прилёт самолёта из Дели, он на следующий день приехал домой. Отдав подарки жене, он почувствовал себя плохо, повысилась температура, жена вызвала «Скорую помощь», и его увезли в инфекционное отделение больницы имени Боткина… К утру больной затяжелел и умер. Производивший вскрытие патологоанатом пригласил в секционный зал заведующего кафедрой академика Н. А. Краевского. К Николаю Александровичу приехал в гости старичок патологоанатом из Ленинграда, его пригласили к секционному столу. Старичок посмотрел на труп и сказал — «Да это, батенька, variola vera — чёрная оспа». Старик оказался прав… Завертелась машина Советского здравоохранения. Наложили карантин на инфекционное отделение, КГБ начал отслеживать контакты Кокорекина… Как выяснилось, жена и любовница повели себя одинаковым образом — обе побежали в комиссионные магазины сдавать подарки. Обозначились несколько случаев заболевания оспой в Москве, окончившихся летальным исходом. Больницу закрыли на карантин, было принято решение вакцинировать оспенной вакциной всё население Москвы.— Ю. В. Шапиро, «Воспоминания о прожитой жизни»
    Всего во время данной вспышки в Москве от Кокорекина заразилось 19 человек (7 родственников, 9 человек персонала и 3 пациента больницы, в которую он был госпитализирован с нераспознанной оспой). От них заразились ещё 23 человека и от последних ― ещё трое. 3 из 46 заразившихся скончались….

      [Цитировать]

    • Мда уж!:

      У актрисы Веры Комиссаржевской была большая куча «биографов». И, заметьте, никто из них от большого ума, видимо, не удосужился обратить внимание на инкубационный период оспы. И все эти горе-биографы в один голос утверждали, что типа сходила на местный рынок и там якобы и подцепила эту заразу.

        [Цитировать]

  • Василиса:

    Скорее всего разом заразилось несколько человек. Если бы заразился один, то заболевание в труппе шло по схеме 1+ 10дней, а тут с 19 до 26 заболело сразу шесть человек. Заразиться могли на пароходе через Каспий. В море была сильная качка. Бедные пассажиры выбирались на палубу. Во всяком случае, Ташкент и Самарканд со старинным ковром НЕВИНОВНЫ!

      [Цитировать]

Важно

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.