Свидание с Историей История Старые фото

Эльмира Тухватуллина

Эти чёрно-белые снимки сделаны в начале прошлого века.


Один — «Базарный день у стен Шер-Дора» в Самарканде (1902 год).
Представляете сто лет назад на Регистане, как и много веков назад, шумел, галдел восточный рынок!

Другой снимок — «Сарт и его дети» — снят в Шахрисабзе (1901 год).

Три года назад они экспонировались в ташкентском доме фотографии. Я была на той выставке.

Их автор — Самуил Мартынович Дудин- Марцинкевич, русский этнограф, живописец, график, исследователь, фотограф и путешественник.
Выпускник Императорской Академии художеств, ученик великого Репина, он, кроме живописи, занимался научной фотографией, изучал восточные искусства, в частности, исламское искусство, особенно интересовался ковроделием, керамикой.

Интерес к Востоку усилился после близкого знакомства с жизнью и бытом людей этих краев. Самуил Мартынович участвовал в экспедициях В. В. Бартольда в Туркестан (1893), Русского Комитета по изучению Средней и Восточной Азии в Самарканд (1905 – 1907), С. Ф. Ольденбурга в Восточный Туркестан (1909 – 1910)

Во время экспедиций его интересовали нравы и обычаи народов, их внешний облик, верования, хозяйство, традиции, окружающая среда…
Поэтому собранные им коллекции отличаются обилием различных материалов по культуре и быту как городского, так и сельского населения.

Он даже написал ряд научных работ по итогам своих поездок по Средней Азии и Туркестану. Эти исследования, кстати, использовались при составлении экспонатов музея истории в Ташкенте.

Во время экспедиций Дудин-Марцинкевич делал многочисленные зарисовки сцен народного быта, а также фото-фиксации архитектурных памятников и орнаментов. Без преувеличения — снимал на века.

Особенно плодотворным было лето 1905 гола, когда Самуил Мартынович производил раскопки в мавзолеях Шахи-Зинда, собирал коллекцию по древней среднеазиатской керамике. В одном из писем он писал:
«Фотографирование мечетей идет полным ходом. Самая важная — Мирза-Улугбек окончена. На нее ушло 170 снимков … После Шир-дара и Тиля Кари я примусь за другие загородные мечети … После фотографирования с моим товарищем примусь за акварели…»

Что ещё почитать:  Самаркандский водонос и коррида, нач. XX в.

Оставлен огромный архив по итогам всех этих путешествий — более 6 тысяч фотографий. Дудина-Марцинкевича считают основоположником научного этнографического фотографирования в России.

Да и живописные его произведения, в честности, «На молитве», «Хауз», «Дверь в мечети Шах-и-Зинда», «Дувалы», «Мертвая вода», «Вход в мечеть слепых в Самарканде», «Пруд у мечети», «Из жизни старого Востока», «Улица в Самарканде», «Ученик медресе Шах-и-Зинда», «Тизба», «Легенда», «Вечер в Самарканде» — отражают историческую этнографию той эпохи, которая уже канула в Лету.

В 1902 году по инициативе Самуила Мартыновича при Русском музее был организован этнографический отдел, который позднее был выделен в первый в России Этнографический музей. Так что, можно сказать, что именно Самуил Дудин- Марцинкевич стоял у истоков Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге.

Чёрно-белые фотографии… Документальные свидетельства времени, в котором жили разные народы и народности.

Теперь эти снимки раритеты.
Вглядываясь в них, можно посмотреть Истории в глаза.

7 комментариев

  • Лиля:

    Спасибо. Очень интересные снимки и чувствуется высокое мастерство .Тем более по тем временам.

      [Цитировать]

    • Fanfan:

      Странное заявление. Именно раньше и было мастерство, посмотрите старые фотографии, особенно конца XIX — 1й пол XXвв. Мне забавно слушать современных людей (особенно молодых), которые думают, что теперь физиологически сверх-умные люди. Другое дело — накопленные знания и техника… А мастерство (а не просто выучить как нажимать кнопки)… Давно доказано, что если грудного ребенка из пещер древних хомо-сапиенс «подбросить» в современную семью, то не будет никакой разницы.

        [Цитировать]

      • igor:

        Согласен с вами. И это несмотря на то, что в человеческом геноме недавно обнаружили неандертальские гены. Был удивлён узнав, что белая кожа, светлые волосы, голубые глаза и тягу к мясным блюдам мы унаследовали от неандертальцев. Читайте статью в комсомолке: «Мы унаследовали от неандертальцев светлую кожу, голубые глаза и тягу к мясным блюдам».

          [Цитировать]

        • eugeen13:

          igor:
          Читайте статью в комсомолке: «Мы унаследовали от неандертальцев светлую кожу, голубые глаза и тягу к мясным блюдам».

          Весьма авторитетное научное издание…

            [Цитировать]

          • Самсон Силыч:

            Уважаемый господин Юджин 13-ый,

            В авторитетных научных изданиях и журналах публикуются факты о том, что европеец имеет до 6% процентов генов, доставшихся от неандертальцев. В среднем 2%. Первые кроманьёнцы, пришедшие в Европу из Африки имели смуглую кожу, карие глаза и не ели мяса. Поэтому современный человек — это результат великой Дружбы Народов. Сейчас это именуется мультикультурализмом.

              [Цитировать]

  • Scientist:

    Генетика недавно показала, что ДНК викингов тоже имеет центрально-азиатское происхождение. Поэтому теория Франц фон Шварца о центрально-азиатском происхождеинии индоевропейцев наверняка правельна. Другое дело, эта книга не переведена, и на западе об этой теории ничего не известно.

      [Цитировать]

  • AK:

    вот и перевели бы на proza.ru, а то всё своё да своё, а основоположников за питеканторопов держите

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.