Авиаконструктор Говард Хьюз. К 115-летию со дня рождения Tашкентцы История Разное

Пишет Радик Газиев

Авиаконструктор Говард Хьюз близок нам, ташкентцам, тем, что им был создан самой большой самолет в мире «Н-4 Геркулес» (фото 1), причем, с крыльями на 10 м. больше самолета Ан-225, которыми мы гордились, как единственные строители самых больших крыльев и самолетов в мире.

А построил он самолет еще в 1947 году, на 40 лет раньше нашего АН-225. И до сих пор их сравнивают. Считаю, что мы, работники ТАПОиЧ, должны знать наших конкурентов.

Интересен Говард Хьюз еще и тем, что еще в 1938 году он во главе группы единомышленников организовал полет с рекордом на дальность через Москву, где был тепло принят, затем через Омск, Якутск, высадился на Аляске, установив рекорд в 23 612 км., чем впервые в мире открыл новую трассу в Америку через Аляску (по которой, впоследствии, с 1942 года, перегоняли самолеты,  приобретенные СССР в США по Ленд Лизу).

Говард Хьюз увлекся техникой с 14 лет, построив мотовелосипед, затем фотографированием, позже радиопередачей, киноиндустрией, начиная в роли артиста и кончая режиссером и продюссером, снявшим  около 20 фильмов. Его некоторые фильмы неоднократно были награждены Оскарами. И здесь он столкнулся с авиацией, выполняя за штурвалом в качестве каскадера различные трюки, побывал в трех авиакатастрофах, где его собирали по частям. В 1930 году. он купил самолет, а в 1932 году основал свою авиакомпанию и с 1935 годаначал устанавливать  на спроектированных им самолетах мировые рекорды на дальность и скорость. И везде он поступал со своими принципами, не считаясь с мнениями окружающих чиновников, чем завоевал уважение к себе и этим нажил много врагов. Им уже начали интересоваться и следить за ним в ФБР. Поделюсь наиболее интересными темами.

Что ещё почитать:  Чародей виноградной лозы. Ризамат-ата Мусамухамедов

Самолет «Н-4 Геркулес» — амфибия был заказан во время войны, когда немецкие подводные лодки начали топить торговые суда США и Англии в Атлантике. Решили транспортировать груз по воздуху. Никто не решался браться за подобный самолет (200 т. взл. веса или 750 солдат с полным обмундированием). К этому времени Говард Хьюз имел уже массу патентов, а именно: на убирающиеся шасси больших самолетов, конструкции больших монопланов, средства радиоуправления, авионику, ракеты «воздух- воздух» и др., у него было уже большое конструкторское бюро по самолето- и вертолетостроению и заводы с около 20 000 сотрудников, (там занимались уже «лунной программой»). В связи с нехваткой алюминия в США во время войны самолет «Н-4 Геркулес» был построен на 90% из дерева (березового шпона), что было новое слово в авиастроении для больших самолетов. Самолет имел 8 поршневых двигателей по 3000 л.с. 

Первый полет самолета «Н-4 Геркулес» был совершен в 1947 году, за штурвалом сидел сам Говард Хьюз. Самолет пролетел около двух км, чем удивил многих скептиков, установив много мировых рекордов. Однако, к этому времени закончилась Мировая война и отпала необходимость в больших самолетах, причем, из дерева. Самолет был доставлен в закрытый ангар музея на вечную стоянку. До последнего времени самолет с 300 его сотрудников держали в полной готовности к полету, затем их сократили и, наконец, самолет законсервировали. Говард Хьюз показал этим, что можно строить большие самолеты и, необязательно из алюминия, можно из березы. Его ОКБ продолжало строить по заказу правительства другие самолеты и он часто сам садился за штурвал при испытаниях, параллельно он продолжал снимать фильмы. В 1966 году он продал все свои студии и основал крупный Медицинский институт.

Поделюсь о последней его работе (все данные из Википедии). Продолжалась «холодная война» между США и СССР. В 1968 году из Петропавловска на Камчатке вышла на дежурство подводная лодка К-129 с тремя ядерными торпедами на борту и взяла курс на остров Гаваи. Через некоторое время связь с лодкой прекратилась и, не смотря на поиски в нейтральных водах, наши ее не смогли найти. Американцы следили за ней и знали где она затонула с 98 моряками на борту. Причины гибели лодки до сих пор не известны.  «Американцев интересовало буквально все: конструкция лодки, механизмы и конструкции сонаров, документы. Особый соблазн вызывал мысль проникнуть в радиосвязь ВМС СССР, раскрыть шифры радиообмена. Бывший ракетоносец был основательно модифицирован и насыщен под завязку океаническим оборудованием».

Что ещё почитать:  Выкатка новых Ил-114 и Ил-76 на ЛИС

«Контракт на проектирование судна для подъема лодки ЦРУ заключила с компанией «Хьюз Тул. Ко». Выбор этой фирмы был не случаен, именно его глава Говард Хьюз, миллиардер и авантюрист, лучше всех подходил для роли главного организатора и творца этой амбициозной затеи. Именно у Хьюза были созданы первые лазеры, первые американские искусственные спутники, системы наводки ракет, трехмерные радары и т.д.». Американские СМИ сообщали, что сложность поднятия лодки, длиной в 100 м. и весом 910 т. с глубины более, чем в 5 000 м. сложнее посадки астронавтов на Луну, а проекты Говарда Хьюза сравнимы с проектами нынешнего миллиардера, авиаконструктора Илона Маски, который самостоятельно запускает спутники с астронавтами на борту. Проект получил наименование «Азориан» в 1972 г.

На фото представлена схема подъема подводной лодки. Замкнутая конструкция с четырьмя стойками опускается на глубину 5 км., стойки упираются вокруг лодки. Боковыми суставами осторожно обхватывается лодка, суставы захлопываются, конструкция поднимается тросом до поверхности воды и затем, по направляющим, попадает в емкость судна, створки судна закрываются, лодка  осушается и обследуется. Однако, в 1974 году, при подъеме лодки один сустав лопнул и задняя половина лодки, потеряв опору отломилась и упала далеко на дно.

Переднюю часть лодки с ядерными торпедами и с командным пунктом и, примерно, с 60 погибшими моряками удалось поднять и, затем, похоронить их по морскому обычаю, с флагом и гимном России (фильм о похоронах моряков был передан России).

На ТАПОиЧ разрабатывались подобные темы, правда, меньшие по объему, но мы вправе гордиться ими. Привожу выдержки из книги Главного Конструктора И. А. Половникова «Записки авиаконструктора», Москва, 2010.:
Ил-76 Ретранслятор. Но впереди ОКО предстояла еще более сложная модификация Ил-76. Это был ретранслятор командного пункта в составе системы «Звено». Командный пункт для Верховного командования Вооруженными силами и страной в случае поражения ядерным оружием наземных центров управления должен был размещаться на самолете. Два ретранслятора, входящие в систему «Звено»было поручено спроектировать и построить  на ТАПОиЧ. Таким образом, в ОКО началась работа по созданию весьма сложного самолета, условно зашифрованного «65с324». На самолете «65с324» в грузовой кабине размещались шесть рабочих мест операторов связи, около двадцати приемопередающих устройств, в том числе сверхдальняя радиостанция с тросовой антенной длиной 6 км., выпускаемой специальной лебедкой, установленной в негерметичной, хвостовой части самолета…»).

Что ещё почитать:  Прогулка по Ташкенту от Радика Газиева, часть пятая, завершающая

Говард Хьюз от своей неуемной энергии, c независимым характером и похождениями, болел разными болезнями и в 1976 году умер в возрасте 71 года. Пресса следила за ним, но не вмешивалась в его жизнь.

С уважением, Радик.

2 комментария

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.