Хорезм: Жалобы хану История Разное

Aziza Umarova:

Откуда наша традиционная тяга писать жалобы президенту и всякие Народные/виртуальные приемные? У этого феномена могут иметься весьма интересные корни. На днях вышла книга о системе разрешения конфликтов в Хивинском ханстве в XIX и начале XX столетия, известную в источниках как арздад (ʿarḍ-dād).

Фишка этой системы заключалась в центральной роли, выполняемой ханом (dargāh-i ʿālī) в разборе конфликтов между поданными. В отличие от других регионов, главную роль в системе правосудия играли не казии, суды, не суровый единый закон, а рассмотрение жалоб лично ханом.

Архивы донесли до наших дней и историю земледельца из селения N. Его участок земли был затоплен в результате неправильного пользования оросительной водой соседом. И историю того как, например, учащиеся медресе, полагавшие, что мутавалли этого учебного заведения не додает в полной мере положенное им зерно на него пожаловались. И жалобу селянина, взявшего в обработку совместно с партнером (shirīk) участок земли, но не получившего, причитавшуюся ему долю урожая.

К кому надо было обращаться этим людям, чтобы добиться рассмотрения и решения своей жалобы? Для жителей Хорезма начала ХХ столетия такой возможностью являлось личное обращение к своему суверену — хану. При этом, как показывают документы, круг вопросов, по которым подданные обращались в Хиву был достаточно широк: спорная дорога, водопользование, наследственная собственность, долговые иски, семейные конфликты, иными словами – от украденного камзола и … некомпетентности супруга в исполнение супружеских обязательств до кровавых убийств и брутальных грабежей.

Арздад представлял собой специальную процедуры, которая регулярно проводилась при дворе хивинского хана, и которая предполагала, что любой поданный может отправиться в Хиву с жалобой любого характера и получить аудиенцию хана. (Об этом в книге приведены свидетельств современников, сторонних наблюдателей).

Для самого хана это был важный атрибут власти суверена, показатель способности управлять. Например, Мухаммад Рахим-хан II предпочитал проводить большей частью в своей излюбленной загородной резиденции Кибла Таза-Баг. Здесь также по его поручению было выстроено помещение ‘arḍ-khāna, достойное своему королевскому назначению, где повелитель и предавался делу разбора жалоб и прошений поданных (khalqnī ‘arḍdādīnī ham shūl khāwlīda tīnglār īdī).

По обращению к своему суверену с жалобой, истец получал на руки специальный документ, заверенный печатью придворного сановника – йасаулбаши. Одновременно ханский двор отправлял к месту конфликта специального поверенного – йасаула, который по прибытию на место конфликта, должен быть стимулировать достижение сторонами конфликта компромиссного решения.

Поддерживая подобную модель, Кунградам удавалось позиционировать себя в качестве главного источника и инициатора правосудия в условиях администрирования территорий с разнообразными правовыми практикам и традициями. Поскольку каждый новый случай являлся новым прецедентом который, по своему моделировал содержание локального знания, то санкция Двора легитимировало это знание и встраивало в единое административно-правовое пространство.

В книге также говорится о церемониальной части рассмотрения жалоб. Когда жалобщик представал перед ханом, ему велели криком озвучить свою жалобу. Если он немел от ужаса, нередко его самого наказывали…

Советую почитать. И от всей души поздравляю учёных, работавших над исследованием. В первую очередь, нашего с вами соотечественника Ulfat Abdurasulov из Академии наук Австрии, исследователя- историка, проработавшего долгие годы в Институте истории АН. Специализируется в области социальной, правовой, интеллектуальной истории Центральной Азии.

В широком смысле данная книга посвящена правовой культуре населения Хорезмского оазиса на рубеже 19 и 20 столетий. Более конкретно — практикам разрешения конфликтов между различными (как в этническом, так и социальном отношении) группами населения Хорезма, а также административным и документальным процедурам расследований преступлений. Работа подготовлена на основе обширного документального и источникового материала на чагатайском (староузбекском), персидском, русском языках.

Ссылка на работу, размещенная на сайте престижнейшего издательства Старого света.
Здесь же на сайте предоставлен свободный доступ (open access) к Предисловию и Оглавлению книги, дабы читатель мог получить представление о ее содержании. Заказы на книгу уже доступны на Amazon.com: https://www.amazon.com/Seeking-Justice-Court-Khans-Khiva/dp/900441939X.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.