Апачей нашли в колхозе имени Навои Искусство

Сегодня исполнилось 80 лет знаменитому Гойко Митичу, любимцу советской кинопублики. Своей славой он, между прочим, отчасти обязан и Узбекистану.

Дело в том, что несколько эпизодов их двух кинолент с его участием снимались в солнечной республике, под Самаркандом. Место съемок выбрал лично режиссёр из ГДР Готфрид Кольдиц. Он предварительно посетил Ургут и одобрил пейзажи на фоне хребта Аманкутана, посчитав, что они ничем не хуже мексиканских прерий.

Съемки легендарной ленты «Апачи» состоялись ранним утром 5 мая 1973 года вблизи горных кишлаков Бахрин, Кургонча, Кенгас, Енакишлок и Кара-тепо.

Для создания американского антуража была оборудована некая копия мексиканской пустыни Чиуауа. Для массовых сцен из города привезли юношей – призывников областного военкомата.

В поселке Кара-тепо их переодели и загримировали под индейцев. После этого обучили начинающих артистов выразительным движениям и позам из танцев индейцев. И уже через несколько часов они попали под прицелы камер, вовсю изображая бурные пляски в «долине камней».

После чего ребят, приобщившихся к высокому искусству, покормили и, заплатив каждому по три рубля, на автобусах увезли обратно в Самарканд.

При съемках другого эпизода массовки киношники неожиданно столкнулись с «местным менталитетом», который поставил под угрозу всю затею с экспедицией в Узбекистан. Для сцены нужна была скачущие на лошадях индейцы. Желающих нашлось довольно много, но ни один из узбекских юношей не пожелал раздеться по пояс. Уговаривать их пришлось несколько часов. И все безрезультатно.

Немцы пошли на поклон к председателю колхоза имени Навои, жителями которого и были эти ребята. Раис с удовольствием рассказал гостям, что он сам служил в советских частях в Германии. Но, пояснил, пламенный коммунист, мусульманская вера запрещает мужчинам оголяться.

Выход нашли сообща. Снимать эпизод было решено вдали от людских глаз, в глухой степи. Только тогда застенчивые узбекские юноши согласились оголить свои торсы. Ну, а когда гримеры расписали их тела в индейском духе, парни долго хохотали друг над другом.

Кстати, в этом фильме сам Гойко Митич гарцевал на породистом председательском жеребце. А после съемок раис закатил праздничный плов для гостей и сельчан.

Самаркандские холмы и отроги, радушие жителей  произвели на немцев прекрасное впечатление. Готфрид Кольдиц в следующем, 1974 году, вернулся сюда для продолжения «Апачей» — фильма «Ульзана», одного из последних вестернов с участием суперзвезды из Югославии.

Спустя годы, в одном из своих интервью Гойко Митич вспоминал ургутские съемки: Помню, как узбекские аксакалы в летний зной сидели в чапанах и пили горячий зеленый чай из пиал. Они и меня научили это делать. Помню также огромные полосатые арбузы, сложенные целыми пирамидами, они запросто продавались на каждой улице. Помню, как седовласый старец сделал строгое замечание моему немецкому партнеру по фильму, ходившему по кишлаку в шортах: мол, так здесь поступать нельзя, на вас же смотрят женщины, поэтому одевайтесь скромнее…

Р. Назарьян
Оттуда.

1 комментарий

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.