Авиаконструктор Гленн Кертис. К 90-летию со дня его кончины История
Пишет Радик Газиев
Годы берут свое, остаются одни воспоминания, больше о смелых и отчаянных, и хотелось чтобы читатели помнили энтузиастов, которые жертвовали собой ради развития человечества. 10 лет назад я написал заметку в «Проза.ру» об авиаконструкторах Н.Н.Поликарпове и Гленн Кертис, которые прожили всего по 52 года, но они обогатили нас своими творениями в области авиации на много лет вперед. Поделюсь еще раз о Гленн Кертис, он, в какой то степени, также близок к читателям «Письма о Ташкенте», почему-поясню позже. Итак:
Гленн Кертисс родился в 1878 г.в пригороде Рочестер, штат Нью-Йорк (фото 1), на побережье озера Онтарио, где пришлось 3 года прожить и нам (в Америке, в среднем, семья меняет местожительство через 4-5 лет, оставляя все имущество, ибо оно было принято от предыдущего хозяина, переезд обходится дороже стоимости имущества, ненужное обычно выставляют у дороги, найдутся любители). Рядом с городом Рочестер находится музей Гленн Кертиса, где он родился.
Город Рочестер с населением в 1 млн., возник наравне с городом Нью-Йорк, соперничал с ним, через город был проведен канал в 1825 г. от озера Эри, Ниагарского водопада до реки Гудзон с выходом в Нью-Йорк и океан, железная дорога, созданы фирмы «Кодак» и «Ксерокс», которые были знамениты на весь мир первыми пленками и т.п., впервые пытались здесь строить метро, но Нью-Йорк опередил его на торговле, и он остался студенческим городом. Мне удалось побывать в музее Гленн Кертиса и восхититься им.
Гленн Кертис интересен тем, что он с детства увлекался строительством и гонкой на мотоциклах, в то время это было новшество, и можно считать его родоначальником мотоциклов. Он брал призы на соревнованиях, выезжал с мотоциклом в Европу, где также был в числе первых, со скоростью в 220 км в час, где и познакомился с попытками первых полетов. Он переключился на самолеты, при чем, как и на мотоциклах, сам проектировал не только конструкцию самолета, но и двигатели к нему, первые его самолеты были сделаны из бамбука, двигатель делал из консервных банках. Он нуждался в спонсорах(фото 2).
И опять, он выезжал в Европу и брал призы на соревнованиях на летательных аппаратах, оставляя за собой родоначальников в авиации (Блерио, братьев Райт и др). Он несколько лет судился с братьями Райт из за первенства создания схемы самолета. Его схема размещения агрегатов на самолете (оперение расположить сзади, а не спереди, пилот должен сидеть, а не лежать, управление самолетом, расположение двигателей и т.д.) действует по сей день, В конце концов он помирился с братьями Райт и была создана совместная фирма «Кертис-Райт». Как любой американец, он патентовал свои изобретения.
Гленн Кертис удивил мир следующими новшествами в самолетостроении: — он стал первым человеком в США, получившим лицензию пилота, — его самолет первым взлетел и сел с палубы корабля, открыв эру авианосцев, — он построил первый, серийный, тяжелый гидросамолет, который сразу закупили несколько стран (Россия -8 гидросамолетов и Гленн Кертис приезжал в Крым, Япония, Германия, Великобритания и др.), — он впервые установил на самолет огнестрельное оружие и радиосвязь, — он впервые посадил женщин за штурвал самолетов,- он впервые ввел элероны, гироскопы, двойное управление, убирающиеся шасси для гидросамолетов, создал фотоаппарат для фотографирования с самолета, металлические винты на самолеты, трехколесные шасси и многое другое. Его гидросамолеты, по заказу правительства, впервые пересекли Атлантический океан, участвовали в Первой и во Второй мировых войнах.
Истребители фирмы «Кертис» были основными участниками во время Второй Мировой войны. По Ленд-Лизу были отправлены 2500 самолетов его фирмы (Кертис Р-40 «Томагавк») в СССР (фото 3), эти же самолеты получили и другие страны. От его фирмы отпочковались несколько авиационных фирм США, которые в настоящее время являются ведущими фирмами в авиации. Его двигатели еще долго заказывали братья Райт, разные авиационные фирмы и фирмы дирижаблестроения, фирма «Туполева» купила его двигатели «Циклон» в 1929 г.
Ему бы почивать на лаврах, получать звания и награды, однако нет, он вдруг, продал все свои заводы и поехал в болотистую Флориду осваивать новые земли и строить там аэропорты и самолеты.(Его фирма «Кертис» позже него имела 17 заводов с общим числом выпуска 23000 самолетов и числом сотрудников 180 000). Первые аэропорты и полеты во Флориде обязаны Гленну Кертису, он является родоначальником освоения авиации здесь (он купил громадный участок, оросил его, построив большой канал через весь город до океана, который действует по сей день). Он впервые здесь спроектировал и ввел в производство дома на колесах.
Но самое главное, и этим он приближается к нам, ташкентцам, он решил строить гостиничный комплекс «Арабские ночи» (фото 4), который является по сей день единственным в Северной и Южной Америках, с орнаментом Востока, это отели «Калиф», авеню «Али-баба», бульвар «Шахерезада», улица «Аладдина» и т.д. Он начал строить комплекс в центре г.Майями, в то время захолустной деревни, вокруг позже разрастались многоэтажные дома, и в настоящее время никто не решается разрушить комплекс, хотя он, видимо, уже не используется по назначению.
Для американцев восточные минареты являются диковинками. Побывали и мы здесь, переехали из Рочестера. Как пишут в СМИ и в путеводителях, его побудили посвятить себя Востоку либо мотивы композитора Н. Римского-Корсакова, либо желание почувствовать душой Восток и быть ближе к нему. Но, к сожалению, он не выдержал условия жизни в палатке, малярию от болот, недоедание, отсутствие качественной медицины (он так и не достроил себе дом) и в 52 года он скончался от неудачного лечения аппендицита. И ничего, кроме музея, к которому приложил руку его друг Генри Форд, и небольшой книги о нем, составленный его сверстниками, ничего не осталось. Помянем и мы в день 90-летия его кончины.
С уважением, Радик.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.