Фестивальная мозаика Искусство История Ташкентцы

Пишет Джасур Исхаков:

Эссе.
Много лет прошло с тех пор как завершился последний Ташкентский Международный кинофестиваль Стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Многие забыли о нём. А новое поколение вообще не знает о его существовании. И нам, наверное, повезло. Мы были волонтёрами, хотя значения этого слова тогда и не знали. Просто работали и дни фестиваля для нас были насыщенными и интересными. Волонтёры большей частью были молодые сотрудники киностудий, редактора, начинающие режиссёры, сценаристы и актёры. Никто даже и не думал об оплате. Но зато на всё время фестиваля нам выдавали талоны на завтрак, обед и ужин в ресторане гостиницы «Узбекистан».

А главное, мы имели возможность общаться с коллегами из других стран. Это, словно, расширяло наш мир. С раннего утра я уходил в гостиницу «Узбекистан» как на работу. Сейчас уже трудно вспомнить какую делегацию я курировал на том, или ином фестивале. Да и впечатления об этих праздниках, честно сказать, перемешались в голове. Меня спрашивали и спрашивают до сих пор: возобновится ли вновь ташкентский кинофестиваль? Конечно, да! Но не сейчас, когда весь мир погружён в борьбу с коварным «Короновирусом». «Пройдёт и это!» – как говорил великий мудрец. Но наступит время, когда взовьются над нашим городом разноцветные флаги, зазвучат карнаи-сурнаи, красавицы-девушки будут подносить прилетевшим со всех концов мира знаменитым режиссёрам и любимым актёрам наши пышные лепёшки и соль. Но, конечно, это будет уже другой кинофестиваль. Это не только из-за того, что тогда мы были молоды, энергичны, инициативны, и нам всё было интересно, а потому что коренным образом изменилась наша жизнь, включая государственный строй, со всеми вытекающими последствиями.

Фестиваль… ему придавалось огромное государственное значение. В его подготовке и провидении участвовали тысячи людей, сотни организаций. Ремонтировались фасады домов, по которым должны были проезжать гости. Асфальтировались десятки километров дорог, реконструировались и обновлялись кинотеатры. Гостиницы, в которых планировалось принимать гостей, обновляли все номера. Специальный поезд для поездки в Самарканд составлялся из новых вагонов, снабженцы доставали для этого поезда лучшее бельё, новые матрасы и подушки. Выбирали проводниками красивых девушек и парней. Лучшие артисты, танцоры, певцы, музыканты готовили номера для концертов фестиваля. Была работа и для художников. В те времена ещё не было технологий изготовления баннеров. Огромные панно, растяжки, вывески готовились в нескольких художественных мастерских. И город преображался. Становился праздничным, ярким. И уже афиши зазывали зрителя на лучшие зарубежные фильмы. Задолго до начала фестиваля работала отборочная комиссия. Её члены разъезжались в различные страны, – в Индию, Китай, Японию, Турцию, Египет. Основную работу в подготовке фестиваля проводил Оргкомитет в Ташкенте, который возглавлял Председатель Комитета по кинематографии при Кабинете министров Узбекской ССР. Также в этой работе участвовали ГосКино СССР, Союз кинематографистов СССР и Узбекистана, а также специальная организации «СовЭкспортфильм» и «СовИнтерфест» в Москве.

В дни фестиваля у гостиницы «Узбекистан» стояли более двадцати правительственных автомашин. Чёрные «Волги» были «реквизированы» на время фестиваля у министров и зам. министров. Кроме этого всегда наготове стояли пять новеньких автобусов «Икарус».
Издавался ежедневный журнал «Дневник фестиваля», который раздавался бесплатно как гостям фестиваля, так и рядовым зрителям. Кинотеатры заполнялись горожанами, приезжими, любителями кино.
Торжественные открытия, которые проводились в разные годы в лучших концертных залах города обычно заканчивались грандиозным концертом. Для большинства гостей и даже для рядовых зрителей это было открытием. Через танцы, песни, словно открывалась глубокая и богатая история, а так же, культура нашего народа. Просмотры, встречи создателей фильма со зрителями, почитателями кино превращались в настоящие праздники искренней дружбы.

Каждым вечером после ужина нас, волонтёров, переводчиков, организаторов фестиваля собирали в малом конференцзале гостиницы «Узбекистан». И один из руководителей, а также, Куратор из известного комитета, в который уже раз требовали от нас ответственности за порученное дело, втолковывали нам, что кинофестиваль, это не только культурное, но и общественно-политическое событие мирового масштаба! «Поймите, вы представляете великую страну. И вы не должны допускать любых изъянов в самых мелочах. Вы должны выглядеть достойно, — всегда аккуратно со вкусом одеты, чисто выбриты, причёсаны. Следите за обувью, иностранцы придают этому большое значение! И, главное, не позволяйте себе самодеятельности! Всё должно быть по утверждённому плану и расписанию. Не допускайте никаких опозданий. Если у ваших подопечных возникнут какие-либо пожелания, вы должны об этом немедленно сообщить в Орг комитет или лично мне».
Я не буду называть его фамилию. Назову его просто – Куратор. На всех заседаниях, конференциях, связанных с кино он сидел в сторонке, слушал внимательно выступления и записывал непонятным стенографическим почерком в толстом блокноте. К своей необычной работе он относился добросовестно. Он был эрудирован и знал почти всех киношников не только в лицо, но и знаком со всеми анкетными данными.

В разные годы фестиваль проводился в разных сезонах – весной или осенью. Для гостей в ресторане на различных приёмах выставляли наши лучшие фрукты, — дары осени: отборные яблоки, груши, сочный виноград, арбузы, неповторимые сорта дынь. А если фестиваль проводился весной, столы ломились от ароматной клубники, черешни «бычье сердце», янтарных абрикосов, свежей зелени. И это тоже было важной частью знакомства зарубежных гостей с нашей благословенной землёй. Талоны на ужин почти у всех волонтёров оставались не использованные. Потому что каждый вечер был какой-нибудь приём или банкет. Нас так же приглашали на эти мероприятия. Запомнились несколько историй фестивальных праздников. Вот первая история.

(продолжение следует)

3 комментария

  • Фото аватара Mul:

    Джасур ака! Здравствуйте! С интересом прочитал Ваше воспоминание о фестивале. позволите поинтересоваться про фестивали до 76 года включительно ? Если да, то как могу и куда обратиться?

      [Цитировать]

  • Фото аватара виолав:

    Еще фестивальные фото.

    Участники II-го Международного кинофестиваля стран Азии и Африки, проходившего с 24 мая по 2 июня 1972 года в Ташкенте (слева направо): актриса Исса Ньянг (Сенегал), актриса Тамара Кокова (РСФСР), режиссер Али Хамраев (Узбекская ССР), актриса Тереза Диоп (Сенегал) и актриса Наталья Фатеева (РСФСР).
    Ташкент, Узбекистан 01.06.1972
    Фото: Галина Кмит.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Спасибо, Джасуру Исхакову за хорошую идею, перенести сегодняшних жителей земли, на далёкую звезду — Фестиваль! А главное, поделиться светлой радостью, энтузиазмом, которыми дышала когда-то атмосфера грандиозного творческого праздника. Как преображался город, как гордились люди, далёкие от проблем кино, когда в Ташкент прибывали гости фестивалей. Тогда жители так и говорили -«К НАМ в Ташкент», «У НАС в Ташкенте»! Молодые волонтёры ощутили себя частичками единого культурного поля человеческого мира, которое, я верю, существует.
    А когда же будет продолжение?

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.