Любитель громкой музыки Разное
На улице имени потомка Чингисхана через забор с нами жили соседи, которые постепенно довели число своих детей до десяти. Звали супружескую пару Джура и Минаввар. Помню, их первый сын Ямин любил во дворе стучать по медному тазу палками и орать стихи: «Минаввар, Минаввар! Чунчагингда нима бор?» (Минаввар! Минаввар! Что в твоем кармане есть?) Когда он стал чуть постарше, он стал орать во весь голос русскую песню: «Пус сида будит самса!» Это означало его интепретацию популярной песни «Пусть всегда будет солнце!»
Мой братик Бахадир дружил со вторым мальчиком по имени Дамин. Однажды Минаввар попросила сына Дамина покачать ребенка в люльке, а сама пошла готовить ужин. Бах взялся ему помогать. Сначала мальчики раскачивали люльку только чуть-чуть, потом сильнее и сильнее, доведя амплитуду качания от стенки до стенки, потом сами повисли на ней и стали кататься на люльке вместе с лялькой. Через некоторое время люлька рухнула с потолка на пол вместе с ребенком, а мальчики убежали. Правда, с ребенком ничего не случилось.
За пять минут до землетрясения 1966 года эта Минаввар, будучи беременной, вышла во двор сходить в туалет по-маленькому. И только она присела на корточки, чтобы удобрить огород, как началось наше знаменитое землетрясение. Со страху у нее начались схватки, и она родила преждевременно двойню, Хасана и Хусана. Старший Хасан из этих младенцев не выжил.
Когда летом наши соседи собирались у нас во дворе на топчане попить чай и посплетничать, и когда начинал раздаваться голос старшего сына Минаввар, не имеющего никакого слуха, но имеющего громкий голос, и орущего свою любимую песню про «самса», они ему громко кричали: «Очир овозингни!» (Замолчи!) И он замолкал. Но вот отец его, наглый с рыжеватыми волосами, включал свой новый радиоприемник на полную мощь и направлял в сторону нашего двора. Раньше нам это не мешало, но когда я стала студенткой, готовиться к сессии стало просто невозможно. Естественно, и я, и другие соседи выходили и просили сделать потише, но все было напрасно.
А прекратила это хулиганство, кто бы, вы думали? — наша младшая сестренка Феруза! Дело в том, что наша мама имела абсолютный музыкальный слух и могла на любом инструменте наиграть любую мелодию. Помню, как она, собрав по дому стеклянные бутылки и расположив их по высоте звука, играла нам наши детские песенки, а мы их пели под этот аккомпанемент. Однажды прямо перед новым годом в детском саду заболела музработник, и утренник оказался на грани срыва. Так моя мама села за пианино и натренькала двумя руками все наши песни и танцы, и мы и спели, и станцевали, и утренник прошел великолепно! У мамы не было возможности до войны получить музыкальное образование, а в ленинградскую консерваторию, куда ее отобрали преподаватели из Ленинграда, бабушка не отпустила.
Поэтому у нашей мамы всегда была мечта хотя бы кому-нибудь из детей дать музыкальное образование. И осуществила она свое желание в лице нашей самой младшей сестренки Ферузы. Она училась в музыкальной школе имени Глиэра и постоянно досаждала нам бесконечными гаммами и трелями. Больше всех в младших классах довелось слушать ее бесконечное пиликанье Бахадиру, который был на три года старше нее и приходил домой не так поздно, как другие, старшие, дети. Он говорил ей: — Фирка, ты знаешь, откуда происходит слово «скрипка»? Ну-ка отгадай.
Та, взяв в руки и настраивая инструмент, серьезно отвечала: — Не знаю, Бах, не мешай мне заниматься.
— А я провел исследование и понял, что название «скрипка» происходит от слова «скрип». Не смазанная дверь тоже скрипит. И старые полы скрипят. А еще старая кровать скрипит. Чувствуешь один корень?
Увидев однажды сестер, вошедших со двора в комнату во время репетиции, что они обычно не делали, Феруза опустила смычок:
— Что случилось?
— Не слышишь, что ли, как он над нами издевается? Опять включил свою громкую музыку! – сказала Лола. Тут наша скрипачка заговорщически улыбнулась, сделала рукой со смычком успокаивающий жест и вышла во двор. Там, положив ноты на топчан, она продолжила спокойно разучивать новую пьесу. Только те, у кого есть в семье музыканты, знают, что при разучивании произведения музыкальную фразу повторяют не менее двадцати раз, затем переходят к следующей фразе, затем повторяют уже две фразы раз двадцать и так далее. Слушать все это было для нас большим испытанием . Правда, когда сестренка перешла к более серьезным произведениям, у моего младшего брата Анвара пробудился интерес к ее занятиям, и он стал слушать ее и даже делал какие-то дельные замечания.
Ну а когда Фирка начала свои занятия во дворе, то никакая громкая музыка не могла заглушить звуки скрипки, которая, в общем-то, не звучала громче радиоприемника соседа. Однако через час скрипичных занятий любитель громкой музыки робко зашел во двор и умоляющим и очень смиренным тоном попросил прекратить репетицию. Феруза наивно вскинула свои длинные ресницы и сказала:
— Сейчас, еще только полчасика.
На всей нашей улице только Феруза училась в музыкальной школе, и все соседи с уважением воспринимали ее занятия, которые были им непонятны. Они знали, что сами они никогда не смогли бы повторить то, что выделывала на скрипке Феруза. Мама улыбнулась дочери:
— Что, Джуру перевоспитываешь?
Феруза молча кивнула и продолжала играть до тех пор, пока сосед не зашел просить еще раз, и только после третьей его просьбы она с кротким выражением лица собрала ноты и скрипку и зашла в дом.
На другой день наш забывчивый сосед опять включил громкую музыку. Феруза точно так же кротко и спокойно вышла во двор репетировать. Прекратила она опять только после третьей просьбы соседа.
Так очень быстро без ругани и скандалов она смогла добиться того, чего не могли годами добиться мы и остальные соседи.
Про самсу впечатлило!
«НАСТРОЕНИЕ ЗОР,КАЧОН СОМСА »
клавдий[Цитировать]
Прекрасно описан привычный быт Старого Города Ташкента. Очень типичный случай с прослушиванием неистово орущего радио. Мы тоже годами слушали всякую ахинею по радио соседей, а так как дворики были донельзя ужаты после дележа между родственниками, то звук радио разносился на несколько дворов. Закрывали окна и двери в комнатах, этим и спасались. Я хотел, как — то, включить наше радио в ответ, но мама запретила и отругала меня, она не хотела портить отношения с соседями. Уже потом, когда вырос, я пару раз включал магнитофон с зарубежной музыкой, но сосед к тому времени несколько постарел и уже вообще не слушал музыку, а только смотрел телевизионные сериалы и программу «Время».
P.S. Спасибо за «эскишахарские» воспоминания.
Ждём продолжения.
Fahim Ilyasov[Цитировать]
Я жил рядом с ул. Батумской. Так, в одном из домов хозяин установил радиоприёмник на своей крыше. Совершено репродуктор на базарной площади. Орал целыми днями, правда в холодные и дождливые дни его слышно не было.
Василий[Цитировать]