Дополнение к судьбе часовни История Разное

Юрий Флыгин

Завершены работы по восстановлению Камалонской часовни, мемориала русским воинам эпохи Туркестанских походов. Очень символично, что реставрация была закончена как раз к 19 апреля, к православной Пасхе, Христову Воскресению.

И в этот день состоялась сдача объекта. Именно сдача объекта, то есть рутинная техническая процедура, а не торжественное открытие часовни, как об этом сообщил один сайт (Метроном, правда, позже этот момент был исправлен), а потом эту ошибочную информацию подхватили и другие многочисленные информресурсы.

К сожалению, некоторая поспешность обусловила, очевидно, и еще несколько фактологических ошибок автора публикации в Метрономе, касающихся истории создания часовни. Довольно обидно и неверно утверждение этого же автора, что якобы судьбой часовни никак не интересовались ни Посольство РФ, ни Ташкентская епархия.

Тут видимо уместно будет сказать, что обстоятельства сложились таким образом, что именно мне довелось быть тем человеком, который впервые привлек на общественном уровне внимание к судьбе этой часовни. В 2011 году состоялась большая научная конференция, посвященная 140-летию Туркестанской (Среднеазиатской) епархии Русской Православной Церкви. На ней присутствовал Посол России в Узбекистане В. Л. Тюрденев и, конечно, архиерей Ташкентской и Узбекистанской епархии митрополит Викентий (Морарь).

Еще задолго до этого я много лет наблюдал за состоянием часовни и собирал материал о ее истории. В своем докладе на упомянутой конференции я, в частности, напомнил о существовании Камолонской часовни, ее печальном состоянии и отметил, что этот скромный объект является, несомненно, одним из самых сакральных мест для Русского Православия и вообще для Русского имени во всей Средней Азии.

После этого неоднократно и Посольство, и Епархия проявляли интерес к часовне, обращались в соответствующие инстанции, предлагали варианты решения ее судьбы. Правительством России в свое время даже были выделены определенные средства для ремонта или переноса часовни в другое место. Но все эти инициативы не находили отклика. И до осени 2016 года, понятное дело, невозможно было надеяться на позитивный отклик. Теперь же, благодаря исключительно благородной воле властей республики, судьба часовни решилась таким образом, который до недавних пор нельзя было и представить.

Еще около года назад я подготовил небольшую книжку об истории часовни, ее издание сначала по ряду обстоятельств задержалось. А после известия о реставрации я остановил уже начавшийся издательский процесс, поскольку в бытовании часовни открывалась совершенно новая страница, без отражения которой книжка моя не могла бы быть полноценной. Теперь осталось дождаться окончания карантина, чтобы завершить это дело. Фото не самые удачные, и к сожалению не дают полной картины масштабных преобразований. Для книги потом сделаю сам, надеюсь лучше.

Рахимжон Султанов: Юрий Степанович, я хорошо помню развернувшуюся полемику вокруг этого объекта на упомянутой конференции после Вашего выступления. Но Вы хорошо знаете, что чиновники работают с бумагами. Насколько я информирован, единственное письмо в инстанции в качестве сенатора Олий Мажлиса отправил академик Э.В.Ртвеладзе. Других официальных обращений не было. В этой связи я хорошо помню слова одного из священнослужителей, что «для церкви теперь этот объект не представляет никакую ценность», высказанное после осмотра этого сооружения. Ведь что интересно — до середины прошлого года это сооружение и не числился в реестре объектов культурного наследия Узбекистана.

Также надо принять во внимание и то, что в последние пять-шесть лет, благодаря Rustam Khusanov и известного краеведа Бориса Анатольевича Голендера, а также ряда других экскурсоводов, данный объект стал местом массового паломничества туристов, и что интересно, в основном местных, а также гостей — почитаталей истории нашего любимого города. Это же не оставалось вне поле зрения властей. Они же видят, анализируют, учитывают всё это своей работе. И самое главное и основное, объекту и в советское время, и в последующем грозила большая опасность исчезновения, и не только от атмосферных осадков. И сегодня мы должны сердечно благодарить жителей улицы «Офтоб», которые уберегли объект от разрушения, для которых он был своеобразным оберегом.

7 комментариев

  • Уважаемый Юрий Степанович! Обращалась с этим вопросом к разным людям- никто мне не мог ответить, и похоже никого это не интересует. так что отчасти прав автор статьи в Метрономе. Где похоронены Николай Константинович Романов, Константин Петрович фон Кауфман , а заодно уж. если знаете- последний настоятель военного собора (Спасо — Преображенского) отец Александр Владимирович Маллицкий- последним вопросом ( насчет Маллицкого) интересовалась Л. И. Жукова- она подготовила статью для журнала Восток Свыше — обещала мне подарить, но так и не дожила до его выхода в свет. Наш уважаемый Е Абдуллаев этой информации (о Маллицком) не напечатал. Мои обращения к ее дочери с просьбой передать текст, который должен быть у нее в компьютере, успеха не имели. Отец Сергей Стаценко. предположил. что это его прах он вынес из бытовок храма А. Невского. Но куда? Это кстати. вполне возможно, т. к. мама говорила, что могилы Маллицких и Остроумовых были во втором ряду, а в первом были похоронены священники и он ушел под церковь. когда она расширялась. Кстати Людмила Ивановна тоже жаловалась мне на то, что не хотели ей помочь в этом вопросе. Я этими вопросами заинтересовалась с легкой руки Жуковой. т.е. не так давн, но помню . что мама подходила к одному из батюшек- тогда там греки служили- и спрашивала про какие- то могилы. Честно говоря. я тоже не могла Людмиле Ив. ответить- я ведь даже не знаю- в Ташкенте ли он похоронен, уехал ли после того. как взорвали храм…Ответьте. пожалуйста. если знаете, обращаюсь к Вам как к историку sofya.volkova@list.ru

      [Цитировать]

    • Василий:

      Прошу извинения, Вашу маму, случайно, не Надеждой Аркадьевной звали?

        [Цитировать]

    • Чиланзарец:

      Николай Константинович Романов — около Георгиевской церкви, напротив своего же дворца, могила не сохранилась. Константин Петрович фон Кауфман — первоначально — в Константиновском сквере, позже — перезахоронен в правом приделе Спасо-Преображенского собора. Могила не сохранилась, так как собор был уничтожен. Насчет настоятеля собора — не в курсе.

        [Цитировать]

      • Спасибо. Все-ж таки покойников лучше всего на кладбищах хоронить. Все равно. надо где- нибудь неподалеку от памятника Ш Рашидову хоть стеллу какую- никакую поставить, ведь эти двое- Романов и Кауфман очень много сделали для Туркестана, особенно Романов, он ведь и деньги свои вкладывал. бабуля рассказывала про него. он к ним в гости ходил с женой ( не знаю . правда. с которой)

          [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.