Советский модернизм и театр «Ильхом» как объекты культурного наследия История Разное
Пока не внесенный в охранные списки Министерства культуры театр Ильхом уже давно является двойным памятником культурного наследия: материального и нематериального.
Памятником материального культурного наследия он является, т.к. сооружение, в котором Марк Вайль обустроил театр, построено Ричардом Блезе, одним из главных архитекторов советского модернизма, и обладает всеми признаками выдающегося памятника архитектуры 1960-х (время начала проектирования) и 1970-х годов.
В Ташкенте осталось лишь два относительно сохранившихся сооружения Блезе, и поэтому здание Дома молодежи, включенное в ансамбль центра города и увязанное с Панорамным кинотеатром (Дворцом искусств), необходимо сохранять в изначальном виде. Никакие 4-х-5-тиэтажные надстройки над существующим двухэтажным блоком недопустимы. Стены театра Ильхом — составная часть Дома молодежи как памятника материальной культуры. Эти стены вбирают коллективную память жителей Ташкента, а также многочисленных гостей города, для которых Ильхом с 1970-х годов являлся визитной карточкой советской, узбекистанской и ташкентской культуры. Исторический характер этих стен для городского самосознания самоочевиден: их уничтожение можно было бы сравнить с разрушением остатков римских форумов или греческих агор.
Памятником нематериального наследия театр является по факту того, что там происходит уже 45 лет. Первый негосударственный театр в СССР, построенный Марком Вайлем, оказался настолько органичным для стиля и образа жизни ташкентской интеллигенции, что даже после убийства режиссера (в официальную каримовскую версию которого я не верю) театр сохранил многие — хотя к сожалению далеко не все — качества альтернативного свободного кластера городской культуры. Из небольшого кружка русской ташкентской интеллигенции он эволюционировал в городской инклюзивный театр, в котором нет доминирующих и титульных групп ни в этническом, ни в гендерном, ни художественном планах. Как уникальное детище городской культуры, созданное по инициативе и руками самих горожан, он давно и по факту превратился в объект нематериального культурного наследия, чья значимость усиливается его местонахождением в Доме молодежи. Поэтому Министерство культуры должно, наконец, признать реальность и придать театру Ильхом и Дому молодежи статус двойного памятника культуры — материального и нематериального — а также придать этому двойному характеру памятника неотчуждаемый характер, т.е. театр должен остаться в Доме молодежи, а Дом молодежи должен включать театр и оставаться в историческом архитектурном облике.
Если Министерство культуры включит театр в список культурного наследия в этом статусе, все вопросы, по поводу которых сегодня голосят новоявленные собственники и их подпевалы, будут сняты. И когда Министерство примет такое решение, нам не нужно будет его благодарить — это работа, за которую функционеры получают зарплату.
Умная, аргументируемая исторически статья! Мне думается, что надо отправить это открытое письмо Президенту Страны!
Ирина Хилкова[Цитировать]
Сначала, потихоньку стали исчезать древние деревья, затем, потихоньку, исчез концертный зал Свердлова, пельменная ( бывшая часовня Романова), что находилась напротив кинотеатра Искра. Потом другая часовня- цветочный магазинчик на севере. Потом сам Сквер Революции исчез….теперь Ильхом…..воспоминания о котором согревают душу. Это все то, что делало Ташкент удивительным городом! Земляки, Ташкентцы, Узбекистана! Сохраните Ильхом! Каримов войдёт в историю, как человек вырубивший все деревья в городе!!!! Уважаемый господин Мирзиеев! Не допустите закрытия театра Ильхом! Это, к сожалению, последнее, что связывает нас с молодостью Ташкентской.
Диляра Рашидовна Башмакова-.раньше. теперь Delilah Rush.
Delilah Rush[Цитировать]
Откуда берутся такие сведения? Часовня Романова? — бред, это Иосифо-Георгиевский собор, построенный задолго до приезда Н.К.Романова в Ташкент. И дворец ВК был возведен напротив именно собора, потому как кинотеатра «Искра» даже в проекте НЕ существовало. Также — с чего бы это выставочный павильон, один из 152-х, построенный в византийском стиле, стал «часовней»? По наглицки сие звучит примерно так: брэд оф сывий кэбыл!
Светослав[Цитировать]