Бунтари Ташкентцы
Хочу рассказать историю из своей жизни. Дело было 30 лет назад.
Я заканчивала университет в Ташкенте. И у нас была небольшая организация из очень молодых людей, несколько человек. Мы выступали против принудительной работы студентов на сборе хлопка. Это была ежегодная акция массового унижения, два с половиной месяца жизни в скотских условиях, рабский труд по 12 часов в день без выходных, на отравленных дефолиантом полях. Ну, как выступали. У меня была печатная машинка. В нее влезало 5 копий. За ночь удавалось напечатать 30-40 листовок, мы их расклеивали.
А через три месяца на нас завели дело по расстрельной статье: вооруженное свержение власти, хранение оружия, уж не помню точно формулировок.
Дело было так: с нами познакомились двое людей постарше, мужчина и женщина. Сказали, что очень нас поддерживают, и предложили помочь с ксероксом для листовок. Пригласили встретиться и все обсудить. Когда мы ехали со встречи, мужчина сказал, что ему нужно зайти на минутку домой, а нам с подругой предложил показать красивые экземпляры бирюзы (он был геолог). Женщина была с нами. Мы посмотрели камни, повосхищались и ушли. Тема с ксероксом как-то заглохла, они доверия не вызвали.
Вскоре этого человека арестовали. Оказалось, что он браконьерил на добыче бирюзы, и у него дома был запас взрывчатки. Он дал показания, что мы приходили, чтобы посмотреть на его запасы и просили добыть ещё. Мол, собирались что то взорвать, чтобы… не знаю, что. Женщина была провокатором.
Мне было 22 года, подруге 19.
Нас спас развал СССР, дело заглохло. Семья, работа, книги, жизнь — всего этого могло бы не быть.
Это история для тех, кто спрашивает: «да неужели ничего не было, а столько дали».
Было, конечно. Вот что-то типа этого и было.
Почитал и подумал, что в этом опусе больше притворства или желания покрасоваться?
Вы, что, мадам, желаете причисляться к сонму ярых борцов за свержение СССР и существовавших тогда порядков? Распространение листовок против существующих порядков всегда и везде каралось жёстко. Правда даже тогда на расстрел это не потянуло бы, но из ВУЗа выкинули бы точно. И были бы правы — нечего выпендриваться. Тоже мне «большевистское подполье» с гектографом.
И ещё, что так было плохо в те времена на хлопке?
Мне тоже пришлось в студенчестве бывать на хлопке, а это было почти полвека назад. Конечно, там нам вешали лапшу, что 1 кг собранного нами хлопка позволит купить пару килограмм канадской пшеницы и это будет подспорьем для испытывающей трудности Родины. Ясное дело этому особенно не верили, но хлопок собирали. Было, разумеется, не просто, но мы были молоды, здоровы и философически относились к происходящему. Нас окружали товарищи, девушки были красивы, молоды и умопомрачительно желанны! И это было прекрасно и удивительно! Так что вспоминая минувшие дни, нет у меня никаких неприятных эмоций. Особенно относительно рабского принудительного труда. Особенно если учесть, что после первого хлопкового сезона я смог принарядится на полученные а сбор хлопка деньги — плащ и туфли . За хлопковый месяц в 1971 году получил около 120 рублей, и это, как говорится, на полном пансионе. И это при стипендии в 43 с полтиной (на горном факультете ТашПИ).
Василий[Цитировать]
Я училась в другом институте. Был случай — четверо студентов с «национального» факультета стали доказывать руководству, что студенты не должны собирать хлопок. Отчислили всех четверых. А у нас был молодой, вновь назначенный декан, который тоже пытался что-то подобное доказывать уже на своем уровне и ему тоже досталось. Не знаю, что стало потом с теми студентами, декан остался деканом, хотя сложности у него были.
Очень признатеьна Людмиле Петрановской за эту публикацию, и счастлива, что ей не сломали жизнь, потому что знаю, как много она сумела сделать в своей профессии для приемных детей. И, благодаря (в том числе) ее многочисленным книгам и учебным видео о психологии принимающей семьи, сумела освоить это направление в практической психологии.
Aida[Цитировать]
Айида, спасибо за хороший комментарий! Узнала о работах и благородной деятельности Людмилы Петрановской. Конечно, их спасло время! Неопытные девчонки попались в ловушку провокаторов. Не только в Узбекистане отказ от работы на полях считался ужасным преступлением!!! В конце 60-х наша маленькая группа самостоятельно покинула бескрайние картофельные поля. Условия были ужасные, антисанитарные! Большая часть курса простудилась, осталась кучка девчонок на огромном холодном и грязном поле. Что тут началось! Даже домой к нам приходили откуда-то из комсомола, в газете «пропечатали»… Но нас отстояли наши педагоги.
Лидия Козлова[Цитировать]
Меня скорее взволновала бытовая сторона вопроса и комментарий Айиды, вспомнившей о такой же ситуации. Не думаю, что автор «надёргала». Просто идут годы и авторы начинают в ином свете оценивать ситуацию давних лет. Так тишайшие оказываются дерзкими, благополучные — жертвами режима, прожившие жизнь в достатке вдруг пишут о «голодном босоногом детстве». Но согласна с вами — в конце 80х можно было писать и клеить на столбы всё, что угодно.
Лидия Козлова[Цитировать]
Айида, спасибо за хороший комментарий. ВСё так и было. И не только на хлопке, но и на картошке.
Лидия Козлова[Цитировать]
1986.. ловлю рыбу рядом с хлопковым полем. Подъезжает Волга, оттуда кричат подойти к ним, отвечаю — сами спускайтесь.. Начальник посылает молодого, тот пробирается по грязи ко мне и объясняет что это Бекабадский секретарь райкома интересуется почему хлопок не собираем? А где хлопок? — отвечаю я. — И вообще, езжайте своей дорогой.. рыбу распугали.. Ушел.. Уехали.
AK[Цитировать]
Ну, во-первых, тут почему-то не сказано, к чему был написан этот текст. Л. Петрановская написала его в фейсбуке в связи с делом «Сети». Надеюсь, кто-то из критиков об этом слышал. Петрановская своими воспоминаниями хотела только сказать, что молодые люди в большинстве своем — идеалисты. Во все времена находились такие, кто не сидел и просто смотрел на несправедливость, а действовал. Да, Петрановской повезло — было начало перестройки.
Но времена изменились и в нынешней России решили устроить показательный процесс с ребятами из «сети».
Tatjana[Цитировать]
Какой бы ни был повод для написания этого текста, пусть самый благородный, это не отменяет желания проанализировать его и высказать своё отношение.
Трагизм («бунтари», «провокатор», «расстрельная статья»), который пыталась вложить в него автор, совершенно надуманный. Он был бы уместен, если бы описывались 60-70 годы прошлого века.
Но ведь автор явно указывает, что это все происходило даже не в начале перестройки, как Вы упоминули, а не раньше 1989-90 годов.
Я уже говорил о том , что «40 копий листовок за ночь» выглядят просто смешно в конце 80-х. Коварный замысел «двух людей постарше» — это тоже из какого-то плохого романа
про диссидентов. Здесь всё перемешанно. Так же как и в комментариях про «убийства студентов» и «неугодные партии». Это все про другие времена . Или про гораздо более ранние –
на 20-30 лет раньше развала Союза. Или про гораздо более поздние – про последние 20-25 лет. Именно это и явные ляпы вызывают недоверие к автору текста.
Факты ужасных условий на сельхоз работах в советские времена и судебные процессы последнего времени никак не могут повлиять на моё отношение к этому конкретному тексту.
Феликс[Цитировать]