Швейное дело, или Выкройка женской уверенности Разное Ташкентцы

До Ташкентской недели моды – основного фэшн-события года – оставалось всего ничего, заявки уже не принимались. А Валерия САФАГАРИЕВА, стесняющаяся называть себя дизайнером, но уверенная в своей линии одежды, решила, что ее модели будут представлены на главном модном показе страны.

Для этого сначала нужно убедить председателя Ассоциации дизайнеров Узбекистана, что бренд Валерии достоин высокого подиума. Если эскизы будут одобрены, то затем надо сшить коллекцию, которая пока только на бумаге. Портнихи ателье Валерии заранее сказали ей, что не успеют отшить за столь короткий срок. Она им возразила: «Успеете!»

Из психолога в дизайнера одежды

Несколько лет назад я оказалась на тренинге, где коучем была Валерия, член Ассоциации психологов Узбекистана. Женственная, ухоженная, обаятельная девушка рассказывала женщинам, как стать счастливыми, успешными, уверенными в себе. Тренер-психолог привела в пример историю своего благополучия: высокооплачиваемая работа, обеспеченный муж, дом – полная чаша. А недавно от подруги я узнала, что Валерия стала заниматься дизайном одежды и тоже весьма успешно.

Ателье класса люкс – в центре Ташкента, интерьер в изумрудном тоне. На вешалках висят классические пальто, пиджаки, платья, брюки, юбки, блузы небольших размеров, изысканных, приталенных силуэтов. Коллекции капсульные (вещи хорошо сочетаются между собой по стилю, расцветке и фактуре ткани – прим. ред.) Хозяйка – с идеальным макияжем, уложенными волосами, когда она двигается, высокий разрез платья спереди слегка открывается – на ногах ботфорты изумрудного цвета на шпильках. Как на таких девушек реагируют мужчины, даже говорить не стоит. Женщин же красивые и успешные героини либо мотивируют (хочется походить на стильную и умную леди, поднявшуюся благодаря своим таланту и труду). Либо роскошные красотки вызывают зависть или отторжение (если они все получают, не приложив никаких усилий). До конца я не была уверена, к какой из этих двух категорий принадлежит Валерия.

Бизнес начался с личных невзгод

– Красивая, да при состоятельном муже – немудрено, что все шикарно? – услышав подобное, Валерия улыбается. Затем мягко отвечает: «Эдит Пиаф или Коко Шанель не были красивыми женщинами с точки зрения классических канонов красоты, но были настоящими, живыми, верили в себя, не боялись заявлять о себе миру, поэтому стали иконами стиля. Моя одежда делает женщину уверенной. Это самое главное, причем внешность, возраст, заработок неважны. Уверенность и есть та харизма, о которой все говорят и которая привлекает. А что касается состоятельного мужа – я с ним развелась три года назад».

С такого неприятного события в жизни Валерии и началось то, чем она сейчас занимается. Прожив в браке 11 лет, родив сына, молодая женщина почувствовала, что они с мужем перестали друг друга понимать и точек соприкосновения не осталось. Она осознала, что ей хорошо без него – от этого стало грустно, но надо быть честной с собой. Расстались цивилизованно, как друзья, сейчас бывшие супруги хорошо общаются. Тогда перед Валерией встал вопрос заработка, чтобы самой содержать семью. В 33 года девушка начала искать новый путь.

На тот момент у нашей собеседницы был неплохой багаж в психологии. Она вела свой блог с около 4 000 подписчиков, не так много, но достаточно. Проводила тренинги по женскому лидерству. Постепенно коуч начала уставать от немалых аудиторий слушательниц, это было энергозатратно, что отрицательно сказывалось на самочувствии. Валерия решила создать онлайн-платформу (приложение для телефона), где записывала бы видеоуроки, которые желающие могли бы покупать. Но такая бизнес-идея оказалась очень дорогой. А накоплений у девушки имелось не много. Да еще близкая подруга сказала: «Кто ты такая, подобные уроки можно смотреть бесплатно на Ютьюбе, и вообще мне кажется, что психология – не твое».

Зато пошив одежды – это то, чем Валерия всегда интересовалась. В школьные годы они с подругой шили платья на кукол Барби, делали заколки, девочкам нравились уроки труда.

– Моя подруга окончила текстильный институт, стала модельером-конструктором, работала на текстильных фабриках. Я спросила ее, сколько стоит запустить свою линию одежды, – рассказывает Валерия. – Это оказалось почти в четыре раза дешевле, чем вкладываться в онлайн-платформу.

Разговор подруг, решивших заняться пошивом одежды, состоялся вечером в пятницу, а в субботу девушки поехали на базар и закупили ткани. В воскресенье дома рисовали эскизы будущей коллекции с учетом тканей, цветов, фактуры. По признанию Валерии, глобального творческого процесса не было, но хотелось сделать что-то красивое. В понедельник подруги проехались по нескольким швейным цехам – с тремя договорились. Через неделю коллекция была готова. Отсняли фото в ботаническом саду, модели и фотограф – подруги – так что вложения минимальные. Благодаря раскрученному блогу Валерии, коллекцию продали онлайн за неделю. Наша собеседница сама занималась упаковкой, развозила клиенткам вещи, смотрела, как они садились на фигуру, записывала, что не так.

Воровство, проблемы с персоналом

А вот дальше начались сложности. В цехах стали воровать лекала, ткани. Пошив был на аутсорсинге, ни Валерия, ни ее подруга-компаньонша не находились целыми днями на производстве, не могли контролировать рабочий процесс. А там несколько платьев отшили, должен быть остаток ткани – его нет. Как-то Валерия пришла и видит, что руководитель швейного цеха в платье по ее лекалам, а это коммерческая тайна, хоть и по устной договоренности.

Прошло полгода, Валерия подустала, не спала ночами, потому что ночью кроили, утром развозила по цехам, а днем отвозила заказы. Девушка к такому ритму не привыкла, она всю жизнь была офисным сотрудником.

Предпринимательницы решили искать помещение, где могли бы кроить и шить сами. Нашли небольшое на Чиланзаре, оно было грязным, ужасным, затопленным – своими силами его отмыли, сделали ремонт. Приобрели первые машинки, взяли закройщицу и портниху, она мучилась, потому что машинки были старыми. Валерия продала свои украшения, на эти деньги купила новое оборудование. Вскоре видение бизнеса Валерии и ее подруги-партнерши стало различаться – пути девушек разошлись. С компаньоншей ушли и сотрудницы, которых она когда-то привела.

Оставшись без команды, Валерия вынуждена кроить сама – это было перед Новым годом – заказов много. Из имеющихся коллекций она предлагала клиенткам вариации: изменить цвета ткани, какие-то детали, но разгуляться не могла, ведь конструктора-дизайнера не было. Валерия пыталась применить бизнес-модель «Zara» (эта ведущая торговая сеть выдает коллекции не раз в сезон, а каждую неделю), но там огромные инвестиционные вложения, поэтому гибкость к покупательским запросам. У Валерии, естественно, таких возможностей не было.

Очень сложно бизнес-леди давался подбор персонала и правильное распределение своих обязанностей. Портнихи, конструкторы приходили и уходили, кто-то обманывал, другие подворовывали, третьи не выходили в праздничные дни, а Валерия просила, потому что было много заказов. Хотя работали интенсивно, о настоящей прибыли говорить было еще рано.

Деньги – не главное

Собеседница, рассказывая о своем бизнесе, подчеркивает – для нее деньги не главное, а побочный эффект того, когда ты что-то делаешь хорошо. Предпринимательница, начиная свое дело, не думала о большом заработке. Она просто хотела делать то, от чего ее драйвит, чем могла бы заниматься круглые сутки не за деньги.

– У меня не было внешних инвестиций. Вначале мы не зарабатывали, вернее – доход был, но мы на него закупали оборудование, ткани. Мне приходилось подрабатывать: я импортировала корм для кошек и собак, давала экономические консультации для иностранных предпринимателей, работала переводчиком, – вспоминает Валерия.

Кризис, стресс, решение о продаже бизнеса

Прошло два года, и у Валерии начался кризис, сильный стресс. Накопилась физическая усталость, бизнес особых денег не приносил, зато тратилась куча нервов. Девушка превратилась в машину: ничто не радовало. Валерия постоянно думала о делах. В конце концов она решила выставить свой бизнес на продажу. Это уже был достаточно раскрученный бренд, база клиентов превышала 400 человек, более 15 000 подписчиков в Инстаграме. Потенциальные покупатели давали в три раза меньше, чем хотела предпринимательница, а она столько сил вложила в свое дело.

Валерия не знала, что делать, судорожно рассылала резюме в компании по экспорту или внешнеэкономической деятельности – те сферы, где когда-то работала. И вдруг случайно девушка в Интернете увидела, что в Ташкенте пройдет мастер-класс от крутого иностранного бизнес-тренера, долларового миллионера, у которого тоже швейное производство. Валерия пришла к нему на консультацию, рассказала о своем бизнесе, что выставила его на продажу.

– Зачем? У вас отличная бизнес-модель, окупаемая – редкость, чтобы бизнес так быстро окупался. Нужно переформатироваться, добавить бизнес-инструменты и перестать себя называть производственным цехом. Вы ателье, вам люди несут деньги за индивидуальные заказы, – сказал специалист Валерии.

А она не хотела называться ателье, тогда в ее представлении ателье – место, где брюки подшивают, а амбициозная бизнес-леди мечтала об огромном производстве. Валерия по рекомендации этого иностранного тренера отучилась на курсе по управлению бизнесом. Девушка признается, что любит учиться, поэтому постоянно повышает свою квалификацию. На другом курсе – по маркетинговой стратегии – наставник сказал: «У тебя есть все шансы стать премиальным брендом» (товары, доступные для состоятельных людей – прим. ред.) Валерия подняла цены на продукцию за счет того, что стала закупать более качественные, импортные ткани и делать очень сложные обработки.

Трудности и страхи преодолимы

Дизайнер набрала новую команду, переехала в центр. Сейчас в ателье работают четыре портнихи высокой квалификации, конструктор, бренд-менеджер, контент-менеджер, место администратора пока вакантно. Бизнес приносит прибыль. Творчество радует.

– Многие думают – мне все легко дается – это не так, – говорит Валерия. – Если вам далось что-то без трудностей, то вы не будете это ценить. Сейчас модно запускать розовые шарики в небо и ждать осуществления желаний. Чтобы сбылось, надо потрудиться. Бери – делай – оценивай результат – анализируй, как это можно улучшить.

Развивая бизнес, Валерия поборола свои главные страхи. Первый – свободного плавания. Когда ты на кого-то работаешь, то по сути обезопашен: все расписано, есть программы, ты выполняешь функции. В свободном плавании надо шевелиться, самой генерировать идеи, просчитывать действия на несколько ходов вперед. Второй – страх одиночества, вокруг девушки всегда было много людей, подруг, она была активной, посещала тусовки. Сейчас бизнес-леди устает от людей, ей иногда хочется закрыться, хоть в машине, и просто посидеть одной.

Родители против бизнеса дочери

Но помимо бизнес-преодолений, были и личные. Самые близкие люди – родители – не поддержали Валерию, когда она решила заняться дизайном одежды. Девушка всегда пыталась доказать родителям, что чего-то стоит, в свое время хорошо окончила университет по направлению «экономика». Они недоумевали, как дочь – высококвалифицированный специалист, хорошо зарабатывавший в одной из крупнейших компаний по экспорту хлопка – променяла это на шитье. Когда девушка сталкивалась с трудностями в модном бизнесе и приходила к родителям поделиться накопившимся, то они отвечали: «Оставь это, иди туда, где ты знаешь, что хороша». Валерии приходилось самой психологически справляться с проблемами.

Папа был госслужащим, мама занималась бухгалтерий – профессии нетворческие. Кроме того, для людей советского поколения важна гарантия безопасности завтрашнего дня, а в творческом бизнесе этого нет.

– Поначалу очень хотелось, чтобы родители меня поддержали. Они, любя меня, желали лучшего. Постепенно и родители, и я успокоились, хотя они и сейчас до конца не понимают, почему я сделала такой выбор, но гордятся мной, – говорит предпринимательница.

И добавляет – бизнесом начала заниматься еще и потому, чтобы не идти работать в офис, а больше времени проводить с ребенком. После обеда мать могла уже быть с сыном: забрать мальчика из школы, покормить, отвезти на дополнительные занятия. Тогда у молодой женщины не было няни, у бабушек свои дела, да и Валерия старалась не обременять никого.

Недовольные клиентки

Еще одной точкой несоприкосновения становится «своеобразное» отношение некоторых клиенток. Сейчас в клиентской базе ателье Валерии – 600 человек, среди которых есть и недовольные работой команды дизайнера, но их единицы.

Как-то одна девушка, не высокая и не миниатюрная, заказала серый костюм из драпа. Валерия сразу предупредила ее, что фасон и цвет не подойдут. Но клиентка настаивала, показала такую модель на фото, где была манекенщица на подиуме. Сшили. Девушке не понравилось, она сказала, что костюм не так сшит и полнит ее. В ателье предложили переделать, хотя вещь была именно такой, какую хотела клиентка, но Валерия всегда готова переделать. Девушка начала скандалить, сама себя довела чуть ли не до обморока, хотя ее всячески успокаивали, даже предложили новый костюм сшить за счет ателье. Клиентка ответила, что портнихи в переделанную вещь «вложат плохую энергетику». Недовольная заказчица ушла, но костюм забрала, а Валерия, чтобы избавиться от неадекватной женщины, оплату за работу не взяла.

А недавно другая клиентка заказала пальто и исчезла. Валерия ей звонила, писала в Телеграм в течение двух месяцев, но та не откликалась и не приходила за своей вещью. Пальто понравилось другой девушке, и ей его продали. Пропавшая заказчица объявилась с претензиями: «Вы не сделали ничего из того, что я просила». «Но вы ведь не приехали за пальто, не видели его, не примеряли», – возразила руководительница ателье, с которой опять начали ругаться. Валерия сказала недовольной женщине, чтобы та забрала свои деньги – 50%-ную предоплату за материал.

– А какая ваша идеальная клиентка?

– Подойди к зеркалу и увидишь портрет своего клиента – это ты сам, – отвечает собеседница. – Я не могу продавать вещи, которые мне не нравятся. Я не слежу за модой, что красиво сидит на мне, чего не хватает в моем гардеробе и не могу найти на рынке, то и стараюсь шить и предлагать своим клиенткам.

По словам Валерии, самые легкие клиентки – это женщины, нашедшие себя в жизни. Таким нравится их профессия, они четко знают свои цели, поэтому не тратят много времени на выбор одежды, а конкретно говорят, какие нужны рукав, воротник, длина юбки. Это независимые женщины-лидеры, не в плане того, что впереди планеты всей, а просто лучшие: в работе или как мать, как супруга.

Поверь в себя и транслируй это миру

Валерия признается, что участие в Неделе моды – это здоровые амбиции, которые мотивируют на дальнейшее творчество. Дизайнер одежды, стесняющаяся называть себя таковой, потому что не имеет высшего образования в этой области, подловила председателя Ассоциации дизайнеров Узбекистана в коридоре текстильного института.

– У меня нет времени говорить с вами, – отрезала Халида Хафизовна Камилова.

– Но ведь пока мы идем по коридору, вы же можете говорить, – мягко ответила Валерия, на ходу показывая свои эскизы.

– Отшита ли коллекция? – спросила председатель, глядя в папку.

– Да, – слукавила дизайнер.

– Через неделю будьте на предпоказе, – сказала Халида Хафизовна.

Через неделю команда Валерии сшила 12 моделей одежды, работали с утра до вечера. Показ прошел чудесно. Валерия получила диплом участника Ташкентской недели моды – это негласное признание, что главный профессиональный подиум страны покорен.

– Значит, вы уже без доли стеснения можете назвать себя дизайнером, а не просто производителем одежды? – спросила я собеседницу.

– Мы не производим одежду, суть не в том – мы дарим женщине время, ведь нам всегда жалко его тратить на шопинг. Я несу в мир красоту. Нет некрасивых женщин, есть недоухоженные. Любой из нас надо поверить в себя и транслировать это миру, тогда и окружающие будут тебя воспринимать красивой. Когда женщина начинает себя гармонизировать, то начинает с внешности. Преображайте себя, выбирайте интересную одежду, не модную, а ту, которая подходит вашим типажу и стилю жизни, подберите подходящие стрижку, цвет волос, аксессуары, ухаживайте за телом, отточите свои речь, манеру держаться – несите себя красиво, – ответила Валерия. Она своей бизнес-историей и философией красоты способна вдохновлять женщин.

Опубликовано в № 5 газеты «Леди» (30.01.2020)
Фото предоставлены Валерией Сафагариевой
Текст: Надежда НАМ

1 комментарий

Важно

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.