Опере Олеся Чишко «Махмуд Тараби» – 75 лет Искусство История Старые фото Ташкентцы
В российских, узбекистанских, грузинских архивах, музеях и библиотеках хранятся документы, связанные с созданием и постановкой малоизвестной широкому кругу, но достаточно значимой для своего периода узбекской оперы, посвященной народному герою борьбы против монгольского ига (1944 г.).
Напомним, что автор этого произведения – заслуженный деятель искусств Узбекской ССР и РФ Олесь Чишко (1895 г., г. Харьков – 1976 г., г. Ленинград). Автор либретто – выдающийся узбекский литератор Айбек (Муса Ташмухамедов, 1904–1968 гг.). О. Чишко переезжает в г. Ташкент, возможно, вместе с эвакуированной в Узбекистан Ленинградской консерваторией (см.: фото).
Что нового могут внести новые документы в уже известные факты?
Замысел «Тараби», вероятно, принадлежал народному артисту СССР Соломону Михоэлсу (1890-1948 гг.), который «затеял создать узбекскую историческую оперу …из истории монгольского нашествия XIII века, и вел по вечерам долгие беседы с писателем Айбеком и композитором О. Чишко… К этому времени С. Михоэлс прочитал много материалов по истории Узбекистана». Последующее участие С. Михоэлса в опере могло быть прервано из-за его рабочей командировки в Западную Европу и Северную Америку.
15 мая 1943 г. в одном из ведомств в Ташкенте состоялось совещание по опере.
Выбор на О. Чишко как на автора «Тараби» падает, возможно, в силу его увлечения музыкально-батальной тематикой (в том же Ташкенте, в 1942 г., например, опубликованы ноты его песни «Про Суворова»; слова А.Лунгина) (ноты хранятся в парламентской библиотеке Грузии). О. Чишко – и автор созданных в Ташкенте «Песни о майоре Губанове», песни «Великий Сардор», ряда др. (Напомним, что первой, написанной в Ташкенте, оперой О. Чишко была «Дочь Каспия» («Каспийская легенда») (1942 г.)).
Ученик знаменитого Алессандро Федерико и сам достаточно талантливый, О.Чишко при написании оперы в Ташкенте советовался с А.Козловским, другими деятелями культуры.
Опера, возможно, первоначально называлась «Щит народа».
Подтверждается общепринятая дата премьеры оперы «Тараби» в Узбекском театре оперы и балета. Это все-таки еще военный Ташкент, 25 декабря 1944 г. (предпоследний год войны указан, например, в русской, английской, украинской, индонезийской версиях Википедии), а не 1945 гг. И посвящена была постановка 20-летию Узбекской ССР. Это следует, в частности, из составленного 1 июня 1964 г. собственноручно О. Чишко списков собственных сочинений, а также номера газеты «Советское искусство» (см.: фото).
Процесс написания Айбеком дастана и либретто «Тараби» был, как явствует, очень тяжелым и напряженным. Исторических фактов было абсолютно недостаточно, литератор фактически решал художественными средствами поставленную им руководством республики и ведомства идеологическую задачу: стимулировать героизм солдат яркими образами прошлого, прославлять чистых сердцем патриотов, разоблачать захватчиков и изменников Родины.
Помогал в «Тараби» Айбеку, возможно, преподававший в университете русский советский писатель, литературовед и театральный критик, переводчик, биограф Александр Дейч (1893-1972) (его к работе над оперой тоже привлек С.Михоэлс), его супруга, литературовед Евгения Дейч (1922-2014). Сотрудничество Айбека и А.Дейча, как известно, продолжалось и позже.
Одна из декораций спектакля принадлежала художнику М. Мусаеву (см.: фото).
В заглавной роли (Махмуда Тараби) в опере были Мухитдин Кари-Якубов, Карим Закиров, другие известные личности.
…В истории узбекской советской музыки военного периода не было малых событий, все они – вклад в создание в экстремальных условиях новой национальной культуры, выстраивавшейся в 1941-1945гг. с помощью эвакуированных в Узбекистан крупных мастеров.
Баходыр Эргашев.
С интересом прочла публикацию, посвящённую семидесятипятилетию создания оперы «Махмуд Тараби» композитора Олеся Чишко. Небольшое, но очень серьёзное исследование Баходыра Эргашева, основанное на фактах, подтверждённых документами. Спасибо!
Лидия Козлова[Цитировать]