Опере Олеся Чишко «Махмуд Тараби» – 75 лет Искусство История Старые фото Ташкентцы

В российских, узбекистанских, грузинских архивах, музеях и библиотеках хранятся документы, связанные с созданием и постановкой малоизвестной широкому кругу, но достаточно значимой для своего периода узбекской оперы, посвященной народному герою борьбы против монгольского ига (1944 г.).

Напомним, что автор этого произведения – заслуженный деятель искусств Узбекской ССР и РФ Олесь Чишко (1895 г., г. Харьков – 1976 г., г. Ленинград). Автор либретто – выдающийся узбекский литератор Айбек (Муса Ташмухамедов, 1904–1968 гг.). О. Чишко переезжает в г. Ташкент, возможно, вместе с эвакуированной в Узбекистан Ленинградской консерваторией (см.: фото).

Олесь Семенович Чишко, 18 июня 1937 г., Российский национальный музей музыки

Что нового могут внести новые документы в уже известные факты?

Замысел «Тараби», вероятно, принадлежал народному артисту СССР Соломону Михоэлсу (1890-1948 гг.), который «затеял создать узбекскую историческую оперу …из истории монгольского нашествия XIII века, и вел по вечерам долгие беседы с писателем Айбеком и композитором О. Чишко… К этому времени С. Михоэлс  прочитал много материалов по истории Узбекистана». Последующее участие С. Михоэлса в опере могло быть прервано из-за его рабочей командировки в Западную Европу и Северную Америку.

15 мая 1943 г. в одном из ведомств в Ташкенте состоялось совещание по опере.

Выбор на О. Чишко как на автора «Тараби» падает, возможно, в силу его увлечения музыкально-батальной тематикой (в том же Ташкенте, в 1942 г., например, опубликованы ноты его песни «Про Суворова»; слова А.Лунгина) (ноты хранятся в парламентской библиотеке Грузии). О. Чишко – и автор созданных в Ташкенте «Песни о майоре Губанове», песни «Великий Сардор», ряда др. (Напомним, что первой, написанной в Ташкенте, оперой О. Чишко была «Дочь Каспия» («Каспийская легенда») (1942 г.)).

Ученик знаменитого Алессандро Федерико и сам достаточно талантливый, О.Чишко при написании оперы в Ташкенте советовался с А.Козловским, другими деятелями культуры.

Опера, возможно, первоначально называлась «Щит народа».

Подтверждается общепринятая дата премьеры оперы «Тараби» в Узбекском театре оперы и балета. Это все-таки еще военный Ташкент, 25 декабря 1944 г. (предпоследний год войны указан, например, в русской, английской, украинской, индонезийской версиях Википедии), а не 1945 гг. И посвящена была постановка 20-летию Узбекской ССР. Это следует, в частности, из составленного 1 июня 1964 г. собственноручно О. Чишко списков собственных сочинений, а также номера газеты «Советское искусство» (см.: фото).

Олесь Семенович Чишко. Литературная рукопись. Списки сочинений. 1964. Российский национальный музей музыки.

Вырезка из газеты «Советское искусство».

Процесс написания Айбеком дастана и либретто «Тараби» был, как явствует, очень тяжелым и напряженным. Исторических фактов было абсолютно недостаточно, литератор фактически решал художественными средствами  поставленную им руководством республики и ведомства идеологическую задачу:  стимулировать героизм солдат яркими образами прошлого, прославлять чистых сердцем патриотов, разоблачать захватчиков и изменников Родины.

Помогал в «Тараби» Айбеку, возможно, преподававший в университете русский советский писатель, литературовед и театральный критик, переводчик, биограф Александр Дейч (1893-1972) (его к работе над оперой тоже привлек С.Михоэлс), его супруга, литературовед Евгения Дейч (1922-2014). Сотрудничество Айбека и А.Дейча, как известно, продолжалось и позже.

Одна из декораций спектакля принадлежала художнику М. Мусаеву (см.: фото).

Эскиз декорации к опере «Махмуд Тараби». Крепостная стена с зубцами окаймляет двор, на котором видны два костра с котлами на них. В черновато-красных тонах. Российский национальный музей музыки.

В заглавной роли (Махмуда Тараби) в опере были Мухитдин Кари-Якубов, Карим Закиров, другие известные личности.

…В истории узбекской советской музыки военного периода не было малых событий, все они – вклад в создание в экстремальных условиях новой национальной культуры, выстраивавшейся в 1941-1945гг. с помощью эвакуированных в Узбекистан крупных мастеров.

Баходыр Эргашев.

1 комментарий

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    С интересом прочла публикацию, посвящённую семидесятипятилетию создания оперы «Махмуд Тараби» композитора Олеся Чишко. Небольшое, но очень серьёзное исследование Баходыра Эргашева, основанное на фактах, подтверждённых документами. Спасибо!

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.