История ТАПОиЧ. И «заграница не помогла» сохранить завод… История Старые фото
Пишет Радик Газиев
В период создания и развития суверенного государства Узбекистан со стороны министерств республики и предприятий стали завязываться связи с иностранными, авиационными фирмами, это коснулось и редеющего, в то время ТАПОиЧ, который ранее накопил опыт и имел успех в мире в производстве больших, транспортных самолетов, их качественного обслуживания и ремонта.
Завод стали посещать многочисленные, иностранные делегации, организовываться на территории представительства фирм, через которые стали поступать заказы на изготовление агрегатов и узлов для различных типов самолетов. Документации на изготовление новых деталей сильно разнились с принятыми на ТАПОиЧ по их оформлению, однако, это не мешало коллективу завода адаптироваться к новым требованиям, выполнять заказы качественно и в срок.
В частности, на ТАПОиЧ в те времена были освоены:
- Усовершенствованный самолет Ил-114-100, благодаря которому завод еще держался на плаву, он был оснащен двигателями американо-канадской фирмы «Пратт анд Уитни», пилотажно-авиационным комплексом (авионика) фирмы США «Рокуэлл Колинз», винтами фирмы «Гамильтон Стандарт» фирмы США, вспомогательной, силовой установкой фирмы США, «Эллайд Сигнал» и др. составляющими, которые в сумме набирали свыше 60% стоимости самого самолета (в частности, фирма «Пратт анд Уитни» обязалась продать двигатели на 10 самолетов с учетом самостоятельной навески и полного оснащения первого самолета).
- Фирма «Аэроинтернейшл реджионал» (САС) при продаже самолетов РЖ -85 договорилась о производстве на ТАПОиЧ 52х наименований авиационных деталей на 5 изделий «77», а именно: тормозные щитки типа «Бара», убирющиеся закрылки, законцовки крыла и другие детали крыла самолетов фирмы «Бритиш аэроспейс», требующие высокую, аэродинамическую точность и плавность его поверхности.
- Фирма «Боинг» через представительство «Эйрплейн Групп» заказала корпус педали управления и навески руля направления самолета Б -757, панели Р-5 для досок приборов самолета Б-737, несколько комплектов оснастки и оборудования для обслуживания своих самолетов в различных аэропортах мира, с последующим намерением заказов на дополнительное изготовление самолетных деталей.
- Также, стали поступать заказы на подобные изделия от авиационных фирм из Германии, а именно: качалки и др. авиационные детали фирмы «Даймлер Бенц Аэроспейс» и др., и из Англии, фирма «Авро» и др.. Франция усиленно предлагала свои двигатели на Ил-76 и Ил-114 с льготным их обслуживанием.
- Было создано узбекско-швейцарско-немецкое предприятие «Хобас-ТАПО» по изготовлению полиэтиленовоцементных труб (которое функционирует по настоящее время при бывшей территории ТАПОиЧ).
- С совместными фирмами Швейцарии, Голландии,Германии, Италии на ТАПОиЧ было организовано массовое производство дисков колес для легковых автомобилей фирмы «УзДЕУ» в Ферганском филиале завода.
- Были созданы совместные, акционерные, лизинговые, авиатранспортные компании типа «Узавиализинг» и «ТАПО-АВИА» по полетам, обслуживанию и ремонту иностранных самолетов на территории республики. Развивалась система инновации с зарубежными странами. В частности, в статье «Авиастроители ищут инвесторов» газеты Вестник Востока от 29 августа 2002 г. за №35 пишется:
«ГАО ТАПОиЧ» участвует и в государственной программе ускоренного развития высокотехнологичных и наукоемких производств. Осваивается новые технологии сварочного производства, обработки авиационных материалов, внедряются новые методы в определении и контроле содержании примесей в материалах, ведется разработка автоматизированной системы управления предприятием, охватывающей все этапы производства изделия, начиная с конструкторской разработки, изготовления, продажи, гарантийного и постгарантийного обслуживания на безбумажной основе, без которой невозможно будет работать на мировом рынке уже в самое ближайшее время».
- Перспективы у ТАПОиЧ на внешние связи по производству самолетов и других изделий были огромны (фото 5,6) здесь еще не представлены совместные соглашения по продаже, регламенту, техническому обслуживанию самолетов силами ТАПОиЧ со странами СНГ: Россия, Азербайджан и др.).
- К совместным, научным изысканиям был подключен и Ташкентский государственный авиационный институт с предложенными грантами от иностранных государств. В частности, в статье: «По заказу «Боинга» из газеты Правда Востока пишется: «…Здесь есть ученые, которые ведут исследования, отвечающие современным требованиям. Недаром некоторые из них заинтересовали, к примеру, одну из ведущих американских авиастроительных корпораций …».
К сожалению, хотя последние руководители старались, однако не получилось, не смогли найти между собой общий язык (был подключен к их разногласию даже «Интерпол») и они оставили ТАПОиЧ доживать свой век в одиночку.
С уважением, Радик.
Как-то больно мягко и расплывчато написано про катастрофу одного из флагманов нашей промышленности!
J_Silver[Цитировать]
Возможно иностранные производители были заинтересованы в инвестиции ТАПОиЧ, но, мне кажется, это не входило в перспективные экономические планы Каримова, хотя Каримов проработал в этой предприятии в некоторое время. Завод хот и сохранился как физически но изменился ведомства, жаль что не стали развивать авиацию в Ташкенте, для начало сборки, крупные монополисты производители Эрбасов и Боингов согласились бы открыт филиалы хотя бы по сервису своих продукции,это большое упущение Каримова…имхо.
Юсуп Каримов[Цитировать]
««заграница не помогла» сохранить завод…»
А что должна была?
У них конкурентов принято «топить», а не помогать им.
genezone[Цитировать]
Н-да… У Вас всё по народной мудрости происходит. Вы что, всерьёз думаете, что Каримов действовал по старой поговорке — «Назло тятьке нос отморожу»? На кой хрен ТАПОиЧу иностранные инвестиции. За последние годы завод выпустил около тысячи Ил-76. Это примерно — 100 миллиардов долларов. А теперь поищите инвесторов с такой суммой. Даже Китаю это было не под силу. Он заказал изготовить всего 38 самолётов за 6 лет.
Благодарить за уничтожение ТАПОиЧа нужно Украину. Это она взяла да и выставила на продажу сразу 200 самолётов Ил-76-х. Разоружалась. Продавала она их за 30% цены. При этом ресурс их был не меньше 80%. До сих пор летают. Вот так Украина обрушила мировой рынок грузовых самолётов.
За годы независимости 2 самолёта купил Узбекистан, 3 самолёта купила Индия и ещё пару самолётов по бартеру купил Китай. И всё. Это при том, что раньше ТАПОиЧ выпускал по 60 самолётов в год.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
всему виной закон о языке и массовый уход русскоязычного населения из страны
Из Ташкента[Цитировать]
Правильно говорите. Сначала Украина продала атомные бомбы, потом самолёты, потом приняла закон о языке. Сейчас вот, Международный валютный фонд деньги Украине в кредит под проценты даёт, чтобы она свою собственную землю у себя же выкупила. Ну и потянулся народ в Россию. Вот так, из 52 миллионов человек на Украине осталась примерно половина населения — 26 миллионов человек по оценке украинских экспертов.
В Узбекистане же, началась золотая пора. Согласно переписи населения 1989 года в Узбекистане проживал 21 миллион человек, то сейчас уже 34 миллиона. Это на треть больше, чем на Украине.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
Не соглашусь с Вами, проблема не в Украине, конечно. Много что везде все и всё продавали и не только самолёты по бросовым ценам, но и новейшие технологии и тоже по бросовым ценам. Потому-то и Китай значительно продвинулся вперёд в призводстве новейшей военной техники и авиации. Но Украину или иную страну винить в этом конечно не надо, так как это уже следствие. Виновата в этом не Украина, а только те, кто развалил великую державу.
Cyril[Цитировать]
Вы, как обычно, перепутали причину со следствием.
И цифры взяли с потолка.
FZL[Цитировать]
ТАПОИЧ после распада СССР был стопудово обречён. Это было ясно как синее безоблачное небо. И не надо было строить иллюзий, что загрница нам поможет.
Alex[Цитировать]
в 90-х , как какая нибудь иностранная делегация ,приезжала в Ташкент , её везли на авиазавод — КУПИТЕ !! но …..
барий[Цитировать]
Наимудрейшие руководители, развалившие СССР не носили тюбетеек.
Однако[Цитировать]
В Узбекистане нет ни леса, ни нефти, ни просторных земель. Поэтому в местных школах учить Мандарин уж точно никогда не будут? И что означает выражение «настоящий ТАПОИЧ»?
Олег[Цитировать]
Как удобно свои ошибки сваливать на «российскую агрессию»!
Галина[Цитировать]
Казав слипый — побачим.
Галина[Цитировать]
хрен вы что вернете-разве что развалиетнсь окончательно
sergei[Цитировать]