История ТАПОиЧ. И «заграница не помогла» сохранить завод… История Старые фото

Пишет Радик Газиев

В период создания и развития суверенного государства Узбекистан со стороны министерств республики и предприятий стали завязываться связи с иностранными, авиационными фирмами, это коснулось и редеющего, в то время ТАПОиЧ, который ранее накопил опыт и имел успех в мире в производстве больших, транспортных самолетов, их качественного обслуживания и ремонта.

Завод стали посещать многочисленные, иностранные делегации, организовываться на территории представительства фирм, через которые стали поступать заказы на изготовление агрегатов и узлов для различных типов самолетов. Документации на изготовление новых деталей сильно разнились с принятыми на ТАПОиЧ по их оформлению, однако, это не мешало коллективу завода адаптироваться к новым требованиям, выполнять заказы качественно и в срок.

В частности, на ТАПОиЧ в те времена были освоены:

  • Усовершенствованный самолет Ил-114-100, благодаря которому завод еще держался на плаву, он был оснащен двигателями американо-канадской фирмы «Пратт анд Уитни», пилотажно-авиационным комплексом (авионика) фирмы США «Рокуэлл Колинз», винтами фирмы «Гамильтон Стандарт» фирмы  США, вспомогательной, силовой установкой фирмы США, «Эллайд Сигнал» и др. составляющими, которые в сумме набирали свыше 60% стоимости самого самолета (в частности, фирма «Пратт анд Уитни» обязалась продать двигатели на 10 самолетов с учетом самостоятельной навески и полного оснащения первого самолета).
  • Фирма «Аэроинтернейшл реджионал» (САС) при продаже самолетов РЖ -85 договорилась о производстве на ТАПОиЧ 52х наименований авиационных деталей на 5 изделий «77», а именно: тормозные щитки типа «Бара», убирющиеся закрылки, законцовки крыла и другие  детали крыла самолетов фирмы «Бритиш аэроспейс», требующие высокую, аэродинамическую точность и плавность его поверхности.
  • Фирма «Боинг» через представительство «Эйрплейн Групп» заказала корпус педали управления и навески руля направления самолета Б -757, панели Р-5 для досок приборов самолета Б-737, несколько комплектов оснастки и оборудования для обслуживания своих самолетов в различных аэропортах мира, с последующим намерением заказов на дополнительное изготовление самолетных деталей.
  • Также, стали поступать заказы на подобные изделия от авиационных фирм из Германии, а именно: качалки и др. авиационные детали фирмы «Даймлер Бенц Аэроспейс» и др., и из Англии, фирма «Авро» и др.. Франция усиленно предлагала свои двигатели на Ил-76 и Ил-114 с льготным их обслуживанием.
  • Было создано узбекско-швейцарско-немецкое предприятие «Хобас-ТАПО» по изготовлению полиэтиленовоцементных труб (которое функционирует по настоящее время при бывшей территории ТАПОиЧ).
  • С совместными фирмами Швейцарии, Голландии,Германии, Италии на ТАПОиЧ было организовано массовое производство дисков колес для легковых автомобилей фирмы «УзДЕУ» в Ферганском филиале завода.
  • Были созданы совместные, акционерные, лизинговые, авиатранспортные компании типа «Узавиализинг» и «ТАПО-АВИА» по полетам, обслуживанию и ремонту иностранных самолетов на территории республики. Развивалась система инновации с зарубежными странами. В частности, в статье «Авиастроители ищут инвесторов» газеты Вестник Востока от 29 августа 2002 г. за №35 пишется:

«ГАО ТАПОиЧ» участвует и в государственной программе ускоренного развития высокотехнологичных и наукоемких производств. Осваивается новые технологии сварочного производства, обработки авиационных материалов, внедряются новые методы в определении и контроле содержании примесей в материалах, ведется разработка автоматизированной системы управления предприятием, охватывающей все этапы производства изделия, начиная с конструкторской разработки, изготовления, продажи, гарантийного и постгарантийного обслуживания на безбумажной основе, без которой невозможно будет работать на мировом рынке уже в самое ближайшее время».

  • Перспективы у ТАПОиЧ на внешние связи по производству самолетов и других изделий были огромны (фото 5,6) здесь еще не представлены совместные соглашения по продаже, регламенту, техническому обслуживанию самолетов силами ТАПОиЧ со странами СНГ: Россия, Азербайджан и др.).

  • К совместным, научным изысканиям был подключен и Ташкентский государственный авиационный институт с предложенными грантами от иностранных государств. В частности, в статье: «По заказу «Боинга» из газеты Правда Востока пишется: «…Здесь есть ученые, которые ведут исследования, отвечающие современным требованиям. Недаром некоторые из них заинтересовали, к примеру, одну из ведущих американских  авиастроительных корпораций …».

К сожалению, хотя последние руководители старались, однако не получилось, не смогли найти между собой общий язык (был подключен к их разногласию даже «Интерпол») и они оставили ТАПОиЧ доживать свой век в одиночку.

С уважением, Радик.

15 комментариев

  • Фото аватара J_Silver:

    Как-то больно мягко и расплывчато написано про катастрофу одного из флагманов нашей промышленности!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Юсуп Каримов:

    Возможно иностранные производители были заинтересованы в инвестиции ТАПОиЧ, но, мне кажется, это не входило в перспективные экономические планы Каримова, хотя Каримов проработал в этой предприятии в некоторое время. Завод хот и сохранился как физически но изменился ведомства, жаль что не стали развивать авиацию в Ташкенте, для начало сборки, крупные монополисты производители Эрбасов и Боингов согласились бы открыт филиалы хотя бы по сервису своих продукции,это большое упущение Каримова…имхо.

      [Цитировать]

  • Фото аватара genezone:

    ««заграница не помогла» сохранить завод…»
    А что должна была?
    У них конкурентов принято «топить», а не помогать им.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Виктор Арведович Ивонин:

    Н-да… У Вас всё по народной мудрости происходит. Вы что, всерьёз думаете, что Каримов действовал по старой поговорке — «Назло тятьке нос отморожу»? На кой хрен ТАПОиЧу иностранные инвестиции. За последние годы завод выпустил около тысячи Ил-76. Это примерно — 100 миллиардов долларов. А теперь поищите инвесторов с такой суммой. Даже Китаю это было не под силу. Он заказал изготовить всего 38 самолётов за 6 лет.

    Благодарить за уничтожение ТАПОиЧа нужно Украину. Это она взяла да и выставила на продажу сразу 200 самолётов Ил-76-х. Разоружалась. Продавала она их за 30% цены. При этом ресурс их был не меньше 80%. До сих пор летают. Вот так Украина обрушила мировой рынок грузовых самолётов.

    За годы независимости 2 самолёта купил Узбекистан, 3 самолёта купила Индия и ещё пару самолётов по бартеру купил Китай. И всё. Это при том, что раньше ТАПОиЧ выпускал по 60 самолётов в год.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Из Ташкента:

    всему виной закон о языке и массовый уход русскоязычного населения из страны

      [Цитировать]

    • Фото аватара Виктор Арведович Ивонин:

      Правильно говорите. Сначала Украина продала атомные бомбы, потом самолёты, потом приняла закон о языке. Сейчас вот, Международный валютный фонд деньги Украине в кредит под проценты даёт, чтобы она свою собственную землю у себя же выкупила. Ну и потянулся народ в Россию. Вот так, из 52 миллионов человек на Украине осталась примерно половина населения — 26 миллионов человек по оценке украинских экспертов.

      В Узбекистане же, началась золотая пора. Согласно переписи населения 1989 года в Узбекистане проживал 21 миллион человек, то сейчас уже 34 миллиона. Это на треть больше, чем на Украине.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Cyril:

        Не соглашусь с Вами, проблема не в Украине, конечно. Много что везде все и всё продавали и не только самолёты по бросовым ценам, но и новейшие технологии и тоже по бросовым ценам. Потому-то и Китай значительно продвинулся вперёд в призводстве новейшей военной техники и авиации. Но Украину или иную страну винить в этом конечно не надо, так как это уже следствие. Виновата в этом не Украина, а только те, кто развалил великую державу.

          [Цитировать]

      • Фото аватара FZL:

        Вы, как обычно, перепутали причину со следствием.
        И цифры взяли с потолка.

          [Цитировать]

  • Фото аватара Alex:

    ТАПОИЧ после распада СССР был стопудово обречён. Это было ясно как синее безоблачное небо. И не надо было строить иллюзий, что загрница нам поможет.

      [Цитировать]

  • Фото аватара барий:

    в 90-х , как какая нибудь иностранная делегация ,приезжала в Ташкент , её везли на авиазавод — КУПИТЕ !! но …..

      [Цитировать]

  • Фото аватара Однако:

    Наимудрейшие руководители, развалившие СССР не носили тюбетеек.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Олег:

    В Узбекистане нет ни леса, ни нефти, ни просторных земель. Поэтому в местных школах учить Мандарин уж точно никогда не будут? И что означает выражение «настоящий ТАПОИЧ»?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Галина:

    Как удобно свои ошибки сваливать на «российскую агрессию»!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Галина:

    Казав слипый — побачим.

      [Цитировать]

  • Фото аватара sergei:

    хрен вы что вернете-разве что развалиетнсь окончательно

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.